Дело № 2а-92/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2019 года с. Красногорское
Судья Красногорского районного суда Алтайского края Л.В. Коноваленко, рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Савченко Д.С. о взыскании налогу на имущество физических лиц за 2014г.,
УСТАНОВИЛ:
Истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Савченко Д.С. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014г. в размере 23381 руб., пени в размере 64,30 руб, за несвоевременную уплату налога за период с 02.12.2017г. по 11.12.2017г.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного ( письменного) производства без проведения устного разбирательства в соответствии с ч.7 ст. 150, 291 КАС РФ
В письменных возражениях ответчик Савченко Д.С. выразил несогласие с исковыми требованиями и указал, что предъявленная ко взысканию сумма задолженности взыскана с него решением Красногорского районного суда Алтайского края по делу № 2-685/2014г.
Исследовав письменные доказательства, судья приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с нижеследующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3Налогового кодекса РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23,пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1, ст.38 НК РФ, объектом налогообложения признается - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В соответствии с ч.1,2 ст. 399, ст. 400, ст. 401 Налогового кодекса РФ( в редакции на дату возникновения спорных правоотношений)( далее НК РФ) Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с ч.1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В Алтайском крае на настоящий момент такого решения не принято.
В соответствии со ст. 404,405 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ч.1,4 ст. 406 НК РФ Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования в следующих пределах:
- при суммарной инвентаризационная стоимости объектов налогообложения до 300 000 рублей (включительно) - до 0,1 процента ( включительно);
- при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) - свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно);
- при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.( ст. 408 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ) налог на имущество физических лиц подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ в ч. 1 ст. 409 НК РФ были внесены изменения, согласно которым налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно учетным данным, представленным Управлением Росреестра в налоговый орган, выписки из ЕГРН ответчику в 2014г. ответчику принадлежали следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание по <адрес> в <адрес>, кадастровый №,с инвентаризационной стоимостью, 706955 руб.
- нежилое здание по <адрес> в <адрес>, кадастровый №,с инвентаризационной стоимостью 211073 руб.
-гараж по ул. по <адрес> в <адрес>, кадастровый №,с инвентаризационной стоимостью, 316119 руб.,
- нежилое здание по <адрес>2 в <адрес>, кадастровый №,с инвентаризационной стоимостью 523096 руб.
-нежилое здание по <адрес> в <адрес>, кадастровый №, инвентаризационной стоимостью 232 204 руб.
-нежилое здание по <адрес> в <адрес>, кадастровый №, инвентаризационной стоимостью, 990017 руб.
-нежилое здание по <адрес> в <адрес>, кадастровый №, инвентаризационной стоимостью, 24188 руб.
-нежилое здание по <адрес> в <адрес>, кадастровый №, инвентаризационной стоимостью, 168809 руб.
Решением совета депутатов Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края от 06.11.2014г. № 21 установлены ставки по имущественному налогу на 2014г. В соответствии с указанным решением, в том случае, если суммарная инвентаризационная стоимость объектов превышает 800 тыс. руб. применяется налоговая ставка 0,8%.
Таким образом, согласно искового заявления налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате ответчиком за 2014г., исходя из инвентаризационной стоимости и налоговой ставки, составил 23445,30 руб.
Как следует из решения Красногорского районного суда Алтайского края от 23.12.2014г. по делу № 2-685/2014г. с Савченко Д.С. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2011-2012г. в сумме 121261 руб. 09 коп., в настоящем административном исковом заявлении заявлены требования о взыскании задолженности за иной период, а именно 2014г., в этой связи возражения ответчика в указанной части являются необоснованнями.
В соответствии с ч.2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов ( налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, налоговым органом Савченко Д.А. заказным письмом направлено налоговое уведомление № от 06.09. 2017 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 59111 руб., в том числе за 2014г.- 25381 руб., в срок до 01.12.2017 г.
Указанное налоговое уведомление № от 06.09.2017г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2014г. направлено с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 52 НК РФ (должны были направить не позднее 30.08.2015г., то есть не позднее 30 дней до наступления срока платежа, который до 23.11.2015г. был установлен-01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с неуплатой в установленный срок указанных налогов 12.12.2017 г. в адрес Савченко Д.С. направлено требование № об его уплате, начислены пени на недоимку по налогу в размере 162,56 руб., срок погашения задолженности установлен до 06.02.2018г.
За 2014г. общая сумма задолженности ответчика по налогам превысила 3000 руб., на что указано в требовании о сложившейся недоимке.
В течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка Красногорского района Алтайского края.
31.07.2018 г. мировым судьей судебного участка Красногорского района Алтайского края выдан судебный приказ о взыскании с Савченко Д.С. налога на имущество физических лиц, пени.
10.08.2018г. мировым судьей судебного участка Красногорского района Алтайского края вынесено определение об отмене судебного приказа от 31.07.2018г. в связи с поданными возражениями Савченко Д.С.
Заявление о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени в исковом порядке подано в Красногорский районный суд Алтайского края 28.01.2019г., то есть в течение 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, судом установлено, что налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц направлено с нарушением срока, установленного ст.52 НК РФ (должны были направить не позднее 30.08.2015, при этом недоимка должна быть выявлена налоговым органом 02.10.2015).
Направление уведомления об уплате налогов за спорный период 06.09.2017г. нельзя признать соответствующим нормам налогового законодательства, поскольку НК РФ не содержит норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а также порядок и срок такого направления.
Нарушение сроков, установленных статьей 52 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Так, срок обращения налогового органа в суд в данном случае следует исчислять с учетом: срока, установленного для направления требования – 3 месяца со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено статьей 70 НК РФ; срока, установленного п.6 ст.69 НК РФ, для получения налогоплательщиком требования, в случае его направления по почте заказным письмом; минимального срока на исполнение требования, предусмотренного п.4 ст.69 НК РФ, и шестимесячного срока для обращения с заявлением в суд о вынесении судебного приказа (ст.48 НК РФ).
При таком положении, срок обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2014 год истек 16.07.2016 года (учитывая, что общая сумма задолженности по недоимке, пени превышала 3000 рублей (л.д.16), а обращение к мировому судье последовало с пропуском срока ( л.д.5).
Ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд, с указанием к этому уважительных причин, инспекцией суду не заявлено.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога в судебном порядке является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2014, а также пени.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения с административным иском о взыскании недоимки с Савченко Д.А. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени, в связи с пропуском установленного законом срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░░ 2014░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
.
.
.
.