Решение по делу № 2а-4614/2021 от 18.11.2021

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года                                                              город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи –         Крапко В.В.,

при секретаре –                 Гурском Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым о ликвидации Фонда социокультурного проектирования «Открытый мир», -

у с т а н о в и л:

В Киевский районный суд гор. Симферополя Республики Крым поступило административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым о ликвидации Фонда социокультурного проектирования «Открытый мир», мотивируя требования тем, что осуществляя функции в сфере контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций, административным истцом установлено, что Фондом систематически не исполняются обязанности, предусмотренные Федеральным законом №7-ФЗ, в части предоставления ежегодной отчётности в уполномоченный орган. Так, в связи с непредставлением административным ответчиком за 2019 год, в соответствии с пп. 5 п. 5 ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ, в адрес административного ответчика направлено предупреждение с указанием допущенного нарушения и сроках его устранения. При этом нарушение не устранено.

В связи с повторным неисполнением административным ответчиком обязанностей по предоставлению сведений, предусмотренных Федеральным законом №7-ФЗ за 2020 года, в его адрес Управлением направлено вновь предупреждение об устранении нарушений требований федерального законодательства с представлением срока на его устранение. Указанное предупреждение административным ответчиком также не исполнено, при этом нарушение не устранено.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III КАС РФ).

Лица, участвующие в деле, свою явку не обеспечили, извещены надлежаще.

Проверив материалы дела, обсудив доводы иска, суд приходит к следующему.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме благотворительных и иных фондов.

В соответствии с пи. 3, 5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705, государственный надзор за деятельностью некоммерческих    организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение, заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно п. 1.1 Приказа Минюста России от 26.05.2020 N 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2020 N 58513), некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Документы, указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 1.3 и абзаце третьем подпункта 1.4 пункта 1 настоящего приказа, за 2019 год представляются не позднее 1 июля 2020 г. Документы, указанные в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящего приказа, за 2020 год представляются не позднее 15 июля 2021 г.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 названного Закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по г. Симферополю в соответствии с Порядком взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 № 343, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Фонда социокультурного проектирования «Титул» при создании на основании решения о государственной регистрации, принятого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю (распоряжение Управления от 31.12.2015 № 1543-р), с присвоением основного государственного регистрационного номера .

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда социокультурного проектирования «Титул», в том числе в части изменения наименования на: Фонд социокультурного проектирования «Открытый мир».

Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Организации: <адрес>

Осуществляя функции в сфере контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций, Управлением установлено, что Фондом социокультурного проектирования «Открытый мир» допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Так, в нарушение указанных выше норм, Организация не представляла в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации соответствующие сведения за 2019 год.

В связи с чем, в соответствии пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в адрес Организации направлено предупреждение об устранении нарушений требований законодательства (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения. Предупреждение получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанное нарушение Организацией не устранено. Предупреждение в судебном порядке не обжаловалось.

В последующем, Организацией повторно не исполнена обязанность по предоставлению сведений за 2020 год, в связи с чем, в соответствии пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в её адрес направлено новое предупреждение об устранении нарушений требований законодательства (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения.

Предупреждение получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанное нарушение Организацией не устранено. Предупреждение в судебном порядке не обжаловалось.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-ОО, при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности

Согласно представленных ИФНС сведений по запросу суда, у Организации отсутствуют счета в действующих кредитных организациях. Также отсутствуют сведения об уплате налогов и сборов за 2019-2020 годы и осуществлении хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных    объединений, не являющихся юридическими лицами" неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Таким образом, Организацией не исполняются возложенные на нее обязанности в течении двух лет, в связи с чем неисполнение возложенных на нее обязанностей может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации Организации является мерой, необходимой для защиты законных прав и интересов других лиц.

В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, организация должна исполнять будучи юридическим лицом, - при том, что их неисполнение может влечь ответственность именно самой организации, а не только ее руководителей и членов, - а также с применением к организации соответствующей меры принуждения.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

В соответствии с и. 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющимися юридическими лицами» поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.

Учитывая характер допущенных неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации, отсутствия каких-либо признаков фактической деятельности, суд соглашается с доводами административного истца о том, что устранение указанных выше нарушений без ликвидации Организации не представляется возможным.

Выявленные нарушения могут быть квалифицированы как грубые, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации Организации является адекватной мерой, необходимой для защиты нрав и законных интересов других лиц

Признание организации ликвидированной в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не лишает данную таковую возможности вновь приобрести статус юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым удовлетворить.

Ликвидировать в порядке действующего правового регулирования Фонд социокультурного проектирования «Открытый мир» (ОГРН , ИНН/КПП ) с последующим исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья                                         В.В. Крапко

2а-4614/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Министерства юстиции РФ по РК
Ответчики
Фонд Социокультурного проектирования "Открытый мир"
Другие
Межрайонная ИФНС России № 9 по РК
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Крапко Виктор Викторович
Дело на странице суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация административного искового заявления
18.11.2021Передача материалов судье
22.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее