Решение по делу № 2-1341/2020 от 14.01.2020

2-1341/2020

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2020 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Перовских И.Н.,

при секретаре Белоус И.В.,

при участии старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Титовой М.В.

с участием истца Морятова В.А,

представителя ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области Акчуриной М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Морятова В. А. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службы исполнения наказаний Р. о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчикам с требованием о взыскании компенсации морального вреда, указав, что действиями администрации ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области ему причинены нравственные страдания, которые нарушают личные неимущественные права, в связи с нарушением его прав.

В обоснование своих требований указал, что в период времени с ... г. Морятов В.А. содержался в отряде ОСУОН ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области, где подвергался жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению (наказанию), причинившему им моральный вред, в результате того, что из-за установленных на окнах отряда ОСУОН камерных решетках, препятствующих открытию форточек, на протяжении длительного времени опасался заболеть туберкулезом легких, и быть ограниченным во встрече с семьей, из-за отсутствия помещения для сушки одежды и стеллажей для сушки обуви, был вынужден выходить в мокрой одежде и обуви на улицу, при низкой температуре, что неоднократно приводило к простудным заболеваниям, при наличии диагноза «...», из-за отсутствия шкафа (стеллажа) для хранения продуктов питания в комнате приема пищи в комнате приема пищи, хранили продукты питания в вещевой каптерке в сумке с личными вещами, стиральным порошком и мылом, где продукты питания приобретали запах бытовой химии, которыми приходилось питаться, что является издевательством. Из-за вышеуказанных обстоятельств, истец испытывал чувство собственной неполноценности и беззащитности.

Просил суд взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 800000 руб.

Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от ... к участию в деле в качестве ответчика привлечен Ф. Р..

В судебном заседании истец Морятов В.А. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме. В обоснование требований ссылался на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от ..., которым были удовлетворены исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области об устранении требований уголовно-исполнительного законодательства, которым были установлены нарушения условий содержания осужденных.

Представитель ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области Акчурина М.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила суд отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что указанное решение суда исполнено в полном объеме, тем самым нарушений прав и законных интересов осужденного Морятова В.А. не имеется. Кроме того, истцом не представлены доказательства нанесенного ущерба, размера ущерба и законности предъявляемых требований.

Представители ответчиков УФСИН Р. по Оренбургской области, Ф. Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела были извещены надлежащим образом

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося ответчика на основании ст. 167 ГПКРФ.

Выслушав лиц участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагающего исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Как указал в своем постановлении от 15 июля 2002 года по делу Калашников (Kalashnikov) против Российской Федерации" (жалоба N 47095/99) Европейский суд по правам человека, условия содержания лица под стражей, в частности чрезмерная переполненность камеры, антисанитарная обстановка в ней и вредные для здоровья и благополучия лица, последствия этой обстановки в сочетании с длительностью срока содержания в таковых условиях приравниваются к унижающему достоинство обращению.

В соответствии с этой статьей государство должно принимать меры к тому, чтобы лицо содержалось бы под стражей в условиях, которые совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом формы и методы реализации этой меры пресечения не должны причинять ему лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а его здоровье и благополучие - с учетом практических требований режима лишения свободы - должны быть адекватно гарантированы (см. Постановление Большой палаты Европейского суда по делу «Дугоз против Греции» (Dougoz v. Greece), жалоба N 40907/98, § 46, ECHR 2001-II).

В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В положениях ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено о том, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: в частности, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Федеральная служба исполнения наказаний (Ф. Р.) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Ф. Р. осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. (Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 03.10.2016) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний").

На основании п.п. 6 п.7. Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1314 ФСИН России осуществляет полномочия, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В соответствии с разъяснениями Верховного суда Российской Федерации, изложенными в п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Российская Федерация в лице Ф. Российской Федерации, выступающей от имени казны Российской Федерации, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой 59 ГК РФ и статьей 151 указанного Кодекса (ст. 1099 ГК РФ).

В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень нравственных и физических страданий истца с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (ст. 1100 ГК РФ).

В соответствии с действующим законодательством, обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности на основании ст. 151, 1069 ГК РФ.

Таким образом, необходимым условием возмещения морального вреда истцам в данном случае является наличие вреда, установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между неправомерным действием (бездействием) государственных органов и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.

Судом установлено, что Морятов В.А. ... прибыл в ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области для отбывания наказания. За время отбывания наказания неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, вследствие чего водворялся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, с ... переведен на строгие условия отбывания наказания. В период с ... года содержался в отряде ОСУОН ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области.

В обоснование исковых требований истец ссылается на жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение со стороны администрации исправительного учреждения, что причиняет ему физические и нравственные страдания, которые выразились в том, что в период содержания в отряде ОСУОН ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области, из-за установленных на окнах отряда ОСУОН камерных решетках, препятствующих открытию форточек, на протяжении длительного времени опасался заболеть туберкулезом легких, и быть ограниченным во встрече с семьей. При обращении к администрации исправительного с учреждения просьбой снять решетки получал отказ.

Из-за отсутствия помещения для сушки одежды и стеллажей для сушки обуви, был вынужден выходить в мокрой одежде и обуви на улицу, при низкой температуре, что неоднократно приводило к простудным заболеваниям, при наличии диагноза «...». Ссылался на наличие в здании исправительного учреждения отапливаемых помещений, которые могли быть использованы как помещения для сушки одежды и обуви.

Кроме того, из-за отсутствия шкафа (стеллажа) для хранения продуктов питания в комнате приема пищи, хранил продукты питания в вещевой каптерке в сумке с личными вещами, стиральным порошком и мылом, где продукты питания приобретали запах бытовой химии, которыми приходилось питаться, что также причинило нравственные страдания, которые истцом расценены как издевательство.

В подтверждение своих доводов ссылались в качестве доказательства на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от ... были удовлетворены исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области об устранении требований уголовно-исполнительного законодательства.

На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", в номенклатуру мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, включены Подставка или тумбочка под бак для воды, вешалка настенная на 3 - 5 крючков, лестница переносная (стремянка), стол прямоугольный, стеллаж с закрывающимися ячейками, стеллаж для сушки одежды (норма - 1 ячейка на человека), стеллаж для сушки обуви (нора -1 ячейка на человека).

Согласно положениям Приказа Минюста России от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы", инженерные средства охраны и надзора применяются для создания условий по обеспечению установленного режима содержания, безопасности персонала, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предупреждению и пресечению побегов, других преступлений и несанкционированных действий, а также выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений УИС.

Решетка оконная камерная отсекающая с открывателем форточек РОК-4 устанавливается с внутренней стороны оконных проемов камерных и карцерных помещений.

Запорное устройство для форточки предназначено для открывания форточки оконного блока с целью проветривания камерного помещения. При этом оконная решетка остается запертой.

Согласно ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

Как следует из материалов дела, Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что в ходе проверок по обращениям осужденных выявлен ряд нарушений условий содержания в отряде со строгими условиями отбытия наказания (далее – ОСУОН), а также помещениях камерного типа (далее – ПКТ) ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от ... исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области об устранении требований уголовно-исполнительного законодательства удовлетворены. Суд постановил: «Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

1. Оборудовать помещения отряда со строгими условиями отбывания наказания в соответствии с требованиями статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, приказа Минюста Р. от ... N «Об утверждении Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», приказа Ф. Р. от ... N «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно:

- спальные помещения секций №N ОСУОН оборудовать подставками под баки для воды, термометрами комнатными, занавесками с карнизами;

- помещение камеры хранения личных вещей повседневного пользования ОСУОН оборудовать стеллажом с закрывающимися ячейками (шкафом с антресолью), столом прямоугольным, вешалкой настенной 3-5 крючков, лестницей переносной (стремянкой);

- помещение комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи ОСУОН оборудовать стеллажом для хранения продуктов, лестницей переносной (стремянкой);

- помещение сушилки ОСУОН оборудовать стеллажом для сушки одежды, стеллажом для сушки обуви (1 ячейка на человека).

2. Обеспечить раздельное содержание осужденных, отбывающих наказание в колонии строгого режима в здании отряда со строгими условиями отбытия наказаний, помещений камерного типа и штрафных изоляторов, от осужденных, отбывающих наказание на участке особого режима, в соответствии с требованиями части 2 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

- демонтировать камерные решетки, установленные с внутренней стороны на окнах в помещениях для дневного пребывания осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, которые препятствуют открытию форточки, и не предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством для установки в данных помещениях».

Указанным судебным актом было установлено, что Оренбургской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области по обращениям осужденных проведены проверки исполнения администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона.

В ходе проверки ... выявлен ряд нарушений условий содержания в отряде со строгими условиями отбывания наказания (ОСУОН).

Так, при проверке условий содержания осужденных в ОСУОН установлено, что в нарушение указанных выше норм действующего законодательства: в комнате для приема и хранения пищи отсутствуют электрокипятильник непрерывного действия, шкафы (стеллажи) для хранения продуктов питания из расчета 1 шкаф на 2 осужденных (1 ячейка на 1 осужденного). Раковина не оборудована горячим водоснабжением; в спальных помещениях секций №N ОСУОН отсутствуют подставки под баки для воды, термометры комнатные, занавески с карнизами; в помещении камеры хранения личных вещей повседневного пользования ОСУОН отсутствуют стеллаж с закрывающимися ячейками (шкаф с антресолью), стол прямоугольный, вешалка настенная, 3-5 крючков, лестница переносная (стремянка); в помещении комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи ОСУОН отсутствуют стеллаж для хранения продуктов, лестница переносная (стремянка); в помещении сушилки ОСУОН отсутствуют стеллаж для сушки одежды, стеллаж для сушки обуви (1 ячейка на человека).

... по выявленным нарушениям Оренбургским прокурором по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях Оренбургской области в адрес Н. ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений действующего законодательства.

В ходе проверки от ... выявлены следующие нарушения закона:

с внутренней стороны на окнах в помещениях для дневного пребывания осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, установлены камерные решетки, не предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством для установки в данных помещениях, которые, в свою очередь, препятствуют открыванию форточек, что подтверждается актом осмотра здания.

... по выявленным нарушениям Оренбургским прокурором по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях Оренбургской области в адрес Н. ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений действующего законодательства.

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, а котором участвуют те же лица.

Указанные обстоятельства также подтверждаются ответами Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях Оренбургской области от ... N, от ... N, от ... N

Согласно ответа Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области от ... N, в ходе проверки условий содержания в ОСУОН ФКУ ИК МСЧ-56 Ф. Р. выявлены нарушения в деятельности сотрудников администрации ФКУ ИК-8 при проведении подстрижки осужденных, которые были устранены. Вместе с тем, после предписания не были устранены следующие нарушения: отсутствие в ОСУОН в гардеробной для осужденных необходимое количество крючков по количеству осужденных, необорудование стеллажей для обуви ячейками, комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи стеллажами для хранения продуктов из расчета 1 ячейка на человека и другие нарушения.

Из ответа Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области от ... N на обращение Морятова В.А. следует, что прокуратурой неоднократно проводились проверки и выявлялись нарушения уголовно-исполнительного законодательства при оборудовании отряда со строгими условиями содержания мебельным инвентарем. По результатам проверок спецпрокуратурой в адрес Н. ФКУ ИК-8 вносились представления об устранения нарушений требований закона. Выявленные нарушения администрацией ФКУ ИК-8 не устранены в связи с отсутствие финансирования.

Из ответа Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ... от ... N Морятову В.А. разъяснено, что ранее спецпрокуратурой неоднократно проводились проверки и выявлялись нарушения уголовно-исполнительного законодательства при оборудовании отряда со строгими условиями содержания мебельным инвентарем. По результатам проверок спецпрокуратурой в адрес Н. ФКУ ИК-8 вносились представления об устранении нарушений требований закона. Выявленные нарушения администрацией ФКУ ИК-8 не устранены в связи с отсутствием финансирования. ... спецпрокуратурой в суд подготовлено исковое заявление об обязании администрации ФКУ ИК-8 устранить нарушения закона. Решением ленинского районного суда г.Оренбурга от ... исковое заявление спецпрокурора удовлетворено в полном объеме, на администрацию ФКУ ИК-8 возложена обязанность устранить выявленные нарушения. Данное решение суда вступило в законную силу ... В течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу у ФКУ ИК-8 имеется срок добровольного устранения нарушений и исполнения требований решения суда.

Таким образом, наличие нарушений условий содержания нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства совокупностью представленных суду доказательств.

В опровержение указанных доводов, стороной ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области представлены фотоматериалы, а также справка от ... Кустовой лаборатории по охране окружающей среды УФСИН Р. по Оренбургской области были ..., ... произведены замеры освещенности, температуры и влажности в жилых помещениях ОСУОН ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области. В результате проведения инструментальных измерений установлено, что комбинированное освещение, температура и влажность воздуха соответствуют нормативным требованиям.

В целях улучшения санитарного состояния зданий и сооружений в ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области создана санитарно-бытовая комиссия по контролю и оценке санитарно-технического состояния жилищно-коммунальных объектов, производственных зон, подсобных хозяйств, прилегающих к этим объектам территорий, что подтверждается приказом УФСИН Р. по Оренбургской области N от ....

Вместе с тем, указанные доводы ответчика не влекут отказ в иске и не свидетельствуют об отсутствии нарушений в период отбытия Морятовым В.А. наказания в отряде ОСУОН с ... г., поскольку на момент вынесения решения от ..., то есть в период отбытия Морятовым В.А. наказания в отряде ОСУОН, нарушения условий содержания осужденных нарушения законодательства не были устранены.

Утверждения представителя ответчика о том, что истцом не представлены доказательства нанесенного ущерба, размера ущерба и законности предъявляемых требований, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения гражданского дела, являются необоснованными, поскольку факт причинения морального вреда судом установлен.

Статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от ... установлено наличие указанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, наличие нарушений условий содержания осужденных, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Морятова В.А. в части возмещения компенсации морального вреда вследствие причиненных ему нравственных страданий.

Относительно доводов истца о причинении вреда здоровью вследствие указанных выше обстоятельств суд приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснил, что установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Как следует из ответа ФКУЗ МСЧ N Ф. Р. от ... Морятов А.В. ... осмотрен врачом-..., диагноз: .... Назначено: сонапакс по 1 таб. N. Лечение получил в полном объеме.

... осмотрен зубным врачом: проведена беседа по уходу за полостью рта, консультирован по поводу протезирования.

... осмотрен врачом-..., диагноз: .... Назначено: феназепам таб.2,5 мг. N. Лечение получил в полном объеме.

... проведена коррекция лечения, назначен раствор элзепама 1,0 в/м 1 раз в день N. Лечение получил в полном объеме.

... осмотрен фельдшером, диагноз: .... Назначено флюорографическое исследование органов грудной клетки, бромбексин по 1 таб. 3 раза в день N, лефлобакт по 1 таб. 2 раза в день N. Лечение получил в полном объеме.

Флюорографическое исследование органов грудной клетки от ... без патологических изменений.

..., ... медицинскими работниками филиала «Медицинская часть N» ФКУЗ МСЧ-56 Ф. Р. вынесены медицинские заключения о возможности содержания в штрафном изоляторе.

Доказательств наличия причинной связи между ненадлежащими условиями содержания и возникновением заболеваний, причинением вреда здоровью сторонами суду не представлено.

Исходя из совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что причинение морального вреда истцу не связано с причинением вреда здоровью, поскольку указанные в исковом заявлении доводы Морятова В.А. не нашли свое подтверждение, а также представленная в материалы дела выписка из медицинской карты, не свидетельствуют о причинении вреда его здоровью незаконными действиями (бездействием) администрации ФКУ ИК-8 УФСИН Р. по Оренбургской области, наличие причинно-следственной связи между их действиями (бездействием) и наступившими последствиями не имеется, поскольку не представлено доказательств возникновения перечисленных в медицинских выписках заболеваний в результате указанных выше обстоятельств.

Оценивая степень физических и нравственных страданий в результате ненадлежащих условий содержания, перенесенных Морятовым В.А. в период с января по сентябрь 2019 в период нахождения в отряде ОСУОН, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в размере 1000 рублей, с учетом характера и степени указанных страданий истца.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Морятова В. А. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Р. о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Р. за счет казны Российской Федерации в пользу Морятова В. А. компенсацию морального вреда в размере 1000 (одну тысячу) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда, в том числе к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Морятову В. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

В окончательной форме решение принято 15 июня 2020 года.

Судья: Перовских И.Н.

2-1341/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга
Морятов Владимир Анатольевич
Ответчики
УФСИН России по Оренбургской области
Аношин Андрей Викторович Начальник ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области
ФСИН России
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Перовских Инна Николаевна
Дело на странице суда
leninsky.orb.sudrf.ru
16.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2020Передача материалов судье
26.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2020Подготовка дела (собеседование)
13.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
22.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее