Решение по делу № 2-943/2017 от 21.03.2017

                                 Дело № 2-943/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2017 года                                        г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополь в составе:

Председательствующего                Мох Е.М.,

при секретаре                    Балакиной К.С.,

с участием представителя истца        Тушинцева О.В.,

ответчика                        Кузьменко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Кузьменко Галине Васильевне, Управлению государственной регистрации права кадастра Севастополя, третье лицо Правительство г. Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в лице представителя Афонина Д.К. обратился в суд с иском к Кузьменко Г.В. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, истребовании у ответчика земельного участка ..., площадью 0,1 га, расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ..., ранее присвоенный кадастровый номер ...) в собственность субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя, а также с требованием об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах данного земельного участка. Свои требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Нахимовского района проверкой было установлено, что распоряжение о передаче в собственность земельных участков по ... гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось. По информации ГКУ «Архив города Севастополя» распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. касается вопроса предоставления разрешения «дачному-строительному товариществу «Щеголек» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе урочища Аязьма для индивидуального дачного строительства и не связано с предоставлением прав собственности на земельные участки членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон». Кроме того, согласно сведений Департамента аппарата Губернатора и Правительства ни ответчик, ни иные члены ОК «ЖСТИЗ «Каньон» не обращались в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлениями о предоставлении им в собственность земельных участков по ул.... Приобретение Кузьменко Г.В. прав на земельный участок ..., площадью 0,1 га, расположенный по адресу: ... (кадастровый номер ..., ранее присвоенный кадастровый номер ...) на основании свидетельства о праве собственности при отсутствии решений органов власти г. Севастополя о возникновении такого права, является основанием для его отмены в судебном порядке. На основании вышеизложенного, просит признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 0,1 га, расположенный по адресу: ..., истребовать данный земельный участок в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах спорного земельного участка.

Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 18.07.2017 привлечено к участию в деле в качестве соответчика Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, одновременно исключив его из состава третьих лиц.

В судебном заседании представитель истца Тушинцев О.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения. Просил иск удовлетворить. Указал, что в материалы дела представлены достаточные доказательства тому, что распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. о предоставлении в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось. Наличие подлинника данного распоряжения в Архивном фонде Главного управления Государственного земельного кадастра г. Севастополя не может свидетельствовать о принятии вышеуказанного постановления, поскольку в архивных материалах, переданных в Государственное казенное учреждение Архив г. Севастополя распоряжений Севастопольской городской администрации находится распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г., касающееся вопроса предоставления разрешения «дачному строительному товариществу «Щеголек» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе урочища Аязьма для индивидуального дачного строительства. Кроме того, пояснила, что согласно журналу выдачи бланков распоряжений СГГА бланк, на котором было издано распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. о предоставлении в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков, было получено специалистом управления земельного кадастра позднее даты издания данного распоряжения, что также свидетельствует о том, что распоряжение № 953-р от 02.04.2010 г. о предоставлении в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось.

Ответчик Кузьменко Г.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца. Считает, что спорный земельный участок получила на законных основаниях. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчик Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом и заблаговременно.

Представитель третьего лица Правительства г. Севастополя в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, выразил согласие с исковыми требованиями.

           Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что Распоряжением СГГА № 735-р от 23.03.2010 года ОК «ЖТИЗ «Каньон» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа в районе ..., ориентировочной площадью 20 га.

В материалы дела истцом представлена надлежащим образом заверенная архивная копия Распоряжения СГГА № 953-р от 02.04.2010 года о предоставлении обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «Щеголек» разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для индивидуального дачного строительства в районе урочища Аязьма, ориентировочной площадью 22 гектара.

Согласно сообщению Департамента аппарата губернатора Севастополя в адрес прокуратуры г. Севастополя от 27.04.2015 года по обращением в СГГА членов ОК «ЖСТИЗ «Каньон» с заявлениями о передаче в собственность земельных участков, указано, что граждане с такими заявлениями не обращались. Аналогичная информация представлена ГКУ «Архив г. Севастополя в адрес Директора Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя. Также указано на то, что в документах архивного фонда СГГА, находящихся на хранении в ГКУ Архив города Севастополя за 2010 год, имеется распоряжение № 735-р от 23.03.2010 года ОК «ЖСТИЗ «Каньон» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных домов коттеджного типа в районе ул..., ориентировочной площадью 20 га. Иных распоряжений, касающихся предоставления в собственность членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон» земельных участков, в том числе по ..., не имеется.

     11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Федеральным Конституционным Законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.

Из положения о Департаменте по земельным и имущественным отношениям, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 года №883-ПП последний осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, и имеет право направлять заявления в суд, в случаях предусмотренных законодательством.

В связи с изложенным, суд полагает, что Департамент по земельным и имущественным отношениям является надлежащим истцом.

В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.

Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Суду не предоставлены сведения, документально подтверждающие издание распоряжения Севастопольской городской государственной администрацией в пределах предоставленной компетенции о передаче ответчику указанного земельного участка в собственность по его обращению в соответствии с требованиями ст. 116,118 ЗК Украины.

Соответственно суду не предоставлены решения, связанные с передачей ответчику в собственность, как физическому лицу, земельного участка Севастопольской городской государственной администрацией.

Согласно представленным Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя сведениям, за ответчиком 27.02.2014 зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок.

В силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу указанных правовых норм прекращение права собственности на объект недвижимости возможно исключительно по волеизъявлению собственника или по основаниям, указанным в законе. Иное толкование данных норм означает нарушение принципа неприкосновенности собственности, абсолютного характера правомочий собственника, создает возможность прекращения права собственности по основаниям, не предусмотренным законом.

В связи с выше установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без соответствующего правового основания, помимо воли его собственника, в связи с чем, исковые требования истца об истребовании в пользу субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика Кузьменко Г.В. земельного участка ... площадью 0,1 га, расположенного по адресу ..., являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка ответчика суд считает нецелесообразным разрешать в качестве отдельных исковых требований, поскольку все вышеуказанные требования поглощаются исковым требованием об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с пп.4 п.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об истребовании спорного земельного участка в пользу города федерального значения Севастополя, соответствует абз. 13 ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст. 125 ЗК Украины, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

В соответствии с пп.4 п.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, в связи с тем, что в материалах дела имеются копии распоряжения иного содержания, но с аналогичными реквизитами, суд приходит к выводу о доказанности истцом факта не вынесения в установленном порядке Распоряжения СГГА № 953-р от 02.04.2010 года о передаче в собственность земельных участков гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Каньон». Кроме того, отсутствуют сведения, документально подтверждающие издание распоряжения Севастопольской городской государственной администрацией в пределах предоставленной компетенции о передаче ответчику указанного земельного участка в собственность по его обращению в соответствии с требованиями ст. 116,118 ЗК Украины, что также подтверждает юридический факт отсутствия права собственности ответчика на указанный земельный участок.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика Кузьменко К.В. в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, 268 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Кузьменко Галине Васильевне, Управление государственной регистрации права кадастра Севастополя, третье лицо Правительство г. Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка удовлетворить частично.

Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения Кузьменко Галины Васильевны земельный участок площадью 0,1 га расположенный по адресу ..., кадастровый номер ..., ранее присвоенный кадастровый номер ....

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Кузьменко Галины Васильевны государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2017 года.

2-943/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Кузьменко Г.В.
Другие
Правительство Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Мох Е.М.
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
21.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2017Передача материалов судье
22.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2017Подготовка дела (собеседование)
02.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2017Судебное заседание
23.06.2017Судебное заседание
18.07.2017Судебное заседание
06.09.2017Судебное заседание
11.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее