Судья: Астапова О.С. | Дело № 33-15030/2024 50RS0053-01-2022-002170-05 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 27 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Гулиной Е.М.,
судей Мизюлина Е.В., Петруниной М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюшиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-7645/2024 по иску ФИО к Московской таможне о признании незаконными действий, обязании совершить действия, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Московской таможни на решение Электростальского городского суда Московской области от 7 июня 2023 года,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Московской областной таможне, в соответствии с уточненными исковыми требованиями просил суд: обязать ответчика направить в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе информацию обо всех периодах его - ФИО, деятельности, включаемых в стаж работы во вредных условиях труда (ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ, в котором отражаются коды особых условий труда); обязать ответчика в соответствии с положениями ст.428 Налогового кодекса РФ уплатить денежные средства в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда, за период моей работы во вредных условиях труда (с момента установления дополнительного тарифа - с 2013 года, включая период, когда была проведена специальная оценка труда, а также период, когда такая оценка отсутствовала до момента его увольнения 15 марта 2023), в сумме 260699,10 руб.; обязать ответчика в соответствии со ст.147 Трудового кодекса РФ возместить ему неуплаченный ранее, повышенный размер оплаты труда, в связи с выполнением им работ, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, за весь период его работы во вредных условиях труда в Московской таможне (с 20.01.2011 по 15.03.2023 г.), в сумме 43557,60 руб. (т.3 л.д. 64-68).
В обоснование иска указал, что он замещает должность главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни. В таможенных органах РФ работает с 11.01.2007. С 11.01.2011 по настоящее время занимал различные должности, связанные с таможенным контролем за делящимися и радиоактивными материалами на Черноголовском таможенном посту Московской областной таможни. В соответствии с условиями контракта о прохождении государственной службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ, ему в период с 2011 по 2021 были предоставлены льготы, установленные ст.ст.92, 94, 117 ТК РФ, а именно, сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск. На его обращение от 23.03.2022г. письмом от 25.04.2022г. №25-28/13818 Московская областная таможня сообщила об отсутствии оснований для предоставления государственным гражданским служащим соответствующих гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, в том числе для повышения размера денежного содержания, а также применения дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с тем, что такой порядок не урегулирован Федеральным законом 79-ФЗ. Согласно заключения эксперта по результатам специальной оценки условий труда от 15.12.2021 №3/239-2021, для его рабочего места установлен подкласс условий 3.2 (вредный), в связи с чем, ему полагается льготное пенсионное обеспечение, повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, проведение медицинского осмотра. 15.05.2023г. истцом представлено заявление об уточнении исковых требований, в котором истец указал, что в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы РФ от 14.09.2022 № 738 Московская областная таможня переименована в Московскую таможню. В соответствии с приказом Московской областной таможни от 13.03.2023 № 391-к «Об увольнении с государственной гражданской службы ФИО» о ним прекращен служебный контракт, он освобожден от должности главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста Московской таможни. Истец сослался на ст.ст.428, 419-421 НК РФ и указал, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по установленным дополнительным тарифам (4%), не уплаченных Московской областной таможней в отношении истца, за период с 01.01.2013 по 15.03.2023 составляет 260699,10 руб. В соответствии со ст.147 ТК РФ минимальная сумма неуплаченного Московской областной таможней повышенного размера оплаты труда истца, в связи с выполнением им работ, связанных с вредными условиями труда, за период с 20.01.2011 по 15.03.2023 составляет 43557,60 руб. В соответствии с положениями ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи обязаны представлять предусмотренные пунктами 2-2.2 и 2.4 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, и сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета, в том числе ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.
Ответчик исковые требования не признал.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 7 июня 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ (бездействие) Московской таможни, выразившиеся в неуплате в соответствии с положениями ст.428 НК РФ денежных средств в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда, за период его работы во вредных условиях труда (с момента установления дополнительного тарифа – с 2013г., включая период, когда такая оценка отсутствовала); в не направлении в Пенсионный фонд РФ сведений, предусмотренных ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе информации обо всех периодах деятельности ФИО, включаемых в стаж работы во вредных условиях труда (ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ, в котором отражаются коды особых условий труда); в неуплате в соответствии с положениями ст.147 ТК РФ повышенного размера оплаты труда в связи с выполнением работ, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, за весь период работы ФИО во вредных условиях труда в Московской областной таможне. На Московскую таможню возложена обязанность направить в Пенсионный фонд РФ сведения, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе информацию обо всех периодах деятельности ФИО, включаемых в стаж работы во вредных условиях труда (ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ, в котором отражаются коды особых условий труда); в соответствии с положениями ст.428 НК РФ уплатить денежные средства в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда, за период его работы во вредных условиях труда с момента установления дополнительного тарифа – с 2013г., включая период, когда такая оценка отсутствовала по 15 марта 2023 года (дата увольнения ФИО), в сумме 258 131, 45 руб. Взыскан с Московской таможни в пользу ФИО в соответствии со ст.147 ТК РФ неуплаченный ранее повышенный размер оплаты труда в связи с выполнением им работ, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, за весь период его работы во вредных условиях в Московской областной таможне за период с 20.01.2011 по 15.03.23 в сумме 43 557, 60 руб. В части требований об обязании уплатить денежные средства в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда на сумму в размере 2567, 65 руб. отказано.
Представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой на решение суда, просил его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истца, представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО проходил государственную гражданскую службу в Московской областной таможне ФТС России: 20.01.2011 - назначен на должность начальника отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста в порядке перевода из Ногинской таможни (приказ № 107к от 20.01.2011); 27.02.2013 - присвоен классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса (приказ ЦТУ № 27-А от 27.02.2013); 17.01.2018 - назначен на должность главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста (приказ № 315к от 11.01.2018).
С ФИО - начальником отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста заключались служебные контракты от 20.11.2011 (на неопределенный срок), 20.01.2012 (на один год), 20.01.2013 г. (на один год), 20.01.2014 (на три года), 20.01.2017 (на один год).
17.01.2018 с ФИО - главным государственным таможенным инспектором Черноголовского таможенного поста был заключен служебный контракт на неопределенный срок.
С должностными регламентами начальника отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни от 20.01.2011 б/н, от 02.03.2015 б/н и от 28.03.2016 № 25-11/410 и с должностными регламентами главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни от 17.01.2018 № 25-11/38-098, от 23.12.2019 № 25-11/38-122, от 13.08.2020 № 25-1 1/38-005 и от 29.10.2021 № 25-11/38-031 ФИО был ознакомлен своевременно, что подтверждается должностными регламентам и листами об ознакомлении.
Согласно приказу Московской областной таможни от 13.03.2023 № 391-к, прекращено действие служебного контракта, освобожден от замещаемой должности, уволен с федеральной государственной гражданской службы 15.03.2023 г. советник государственной гражданской службы РФ 1 класса ФИО, главный государственный таможенный инспектор Черноголовского таможенного поста, в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
Согласно указанным должностным регламентам начальника отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни и служебным контрактам, должность начальника отделения относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители». Согласно должностным регламентам главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни и служебному контракту, должность главный государственный таможенный инспектор относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты».
В соответствии с «Положением об отделении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста», утвержденным начальником Московской областной таможни 20.01.2011, основными направлениями деятельности отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста являются: пресечение незаконных перемещений через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) и опасных отходов (ОО); организация совершения таможенных операций и таможенного контроля за ДРМ и ОО, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; оснащенность таможенного поста техническими средствами радиационного контроля (РК) и радиационной безопасности (РБ) в целях пресечения незаконных перемещений через таможенную границу Российской Федерации ДРМ; техническая эксплуатация и поддержание в исправном состоянии систем и средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ); разработка и контроль выполнения требований нормативно-технической документации по вопросам ТКДРМ; совершенствование технических средств и методов РК; организация обучения персонала таможенного поста эффективному и безопасному использованию технических средств ТКДРМ; организация взаимодействия при обнаружении незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации ДРМ (радиационной аварии) с отделом ТКДРМ МОТ, территориальными органами федеральных ведомств, органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России, Роспотребнадзора России, МЧС России, МВД России; должностные лица Отделения согласно НРБ-99/2009 «Нормы радиационной безопасности» относятся к категории облучаемых лиц «персонал группы А», на них распространяются льготы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Зонами таможенного контроля, на которых осуществлял свою деятельность ФИО в должности начальника отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста и на которых он осуществляет свою деятельность в должности главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста, являются постоянные зоны таможенного контроля, расположенные в пределах территории склада временного хранения (СВХ) закрытого типа АО «МСЗ», основным видом деятельности последнего является производство ядерного топлива для атомных электростанций с реакторами на тепловых и быстрых нейтронах (ОКВЭД 24.46). Ядерное топливо изготавливается и поставляется для различных типов атомных реакторов в виде тепловыделяющих сборок (ТВС), упакованных в транспортно-упаковочные комплекты (ТУК, ТК).
В соответствии с «Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов», утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 04.02.2004 № 154, при проведении таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ), товаров и транспортных средств с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения, уполномоченные должностные лица таможенного органа применяют следующие формы таможенного контроля: таможенное наблюдение с использованием технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТС ТКДРМ) (первичный радиационный контроль); таможенный осмотр товаров и транспортных средств с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль товаров и транспортных средств без их вскрытия); таможенный досмотр товаров и транспортных средств с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль и углубленное обследование); при дополнительном радиационном контроле товаров и транспортных средств без их вскрытия уполномоченное должностное лицо таможенного органа: определяет на поверхности товаров и транспортных средств точки (участки) с максимальной интенсивностью ионизирующего излучения; измеряет радиационные характеристики товаров и транспортных средств, в том числе уровни поверхностного загрязнения альфа- и бега-излучающими радионуклидами; оценивает степень радиационной опасности объекта. Таможенный контроль ДРМ при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, убытии с таможенной территории Российской Федерации, оформлении процедуры внутреннего таможенного транзита, а также при помещении ДРМ под таможенный режим международного таможенного транзита осуществляется согласно порядку, установленному Таможенным кодексом Российской Федерации, при этом: таможенный досмотр ДРМ осуществляется со вскрытием грузового помещения транспортного средства и (или) наружной защитной упаковки товара (по условиям безопасности без вскрытия защитного контейнера); при проведении таможенного досмотра ДРМ с использованием ТС ТКДРМ уполномоченное должностное лицо таможенного органа измеряет мощность дозы излучения на поверхности упаковки и на расстоянии 1 м от поверхности упаковки, а также уровень поверхностного загрязнения упаковки альфа- и бега- излучающими радионуклидами; уполномоченное должностное лицо таможенного органа сопоставляет сведения, содержащиеся в представленных документах и полученные в ходе таможенного досмотра ДРМ, со сведениями, полученными при таможенном осмотре упаковок и транспортных средств, их перевозящих (к таким сведениям относятся: наличие знака радиационной опасности, транспортная категория, транспортный индекс, описание конструкции (внешний вид) и габаритные размеры, масса брутто, обозначение типа упаковочного комплекта, заводской номер, тип транспортного средства, количество упаковок в составе транспортного средства и иные аналогичные сведения).
В соответствии с должностными регламентами начальника отделении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста, наряду с другими должностными обязанностями, начальник отделения обязан: организовывать проведение радиационного контроля, обеспечивать выполнение условий действия лицензии Ростехнадзора; организовывать и осуществлять контроль правильной эксплуатации технических средств ТК ДРМ (ТС ГК ДРМ) на Черноголовском таможенном посту; проводить таможенные досмотры товаров и транспортных средств, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения (более 1 мкЗв/ч), с использованием ТС ТК ДРМ; своевременно проходить медицинское освидетельствование для определения годности по состоянию здоровья к работе с источниками ионизирующих излучений.
В соответствии с должностными регламентами главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни наряду с другими должностными обязанностями, главный государственный таможенный инспектор обязан: принимать поручение на проведение таможенного досмотра; организовывать и осуществлять контроль правильной эксплуатации ТС ТК ДРМ на Черноголовском таможенном посту; проводить радиационный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правовыми требованиями; участвовать в организации проведения поверки ТС ТК ДРМ Черноголовского таможенного поста; осуществлять документальный контроль при таможенном декларировании, контроле и совершении таможенных операций в отношении ДРМ, предусмотренный нормативными правовыми актами ФТС России, а также государственных контролирующих органов Российской Федерации; поддерживать в исправном техническом состоянии средства измерений ионизирующих излучений; производить таможенные досмотры товаров и транспортных средств, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения (более 1 мкЗв/ч), с использованием ТС ТК ДРМ; проходить ежегодное медицинское обследование.
Согласно приказам Московской областной таможни «О допуске к работам с источниками ионизирующих излучений таможенному осмотру товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений» от 15.02.2011 № 214, «О допуске к работам с источниками ионизирующих излучений, генерирующих излучений, таможенному осмотру товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующих излучений и назначении ответственных за эксплуатацию СТСО ДРМ «Янтарь» на таможенных постах таможни» от 16.05.2011 № 614, от 22.03.2013 № 349, от 25.05.2013 № 596, от 02.04.2014 № 377, от 06.05.2015 № 502, от 13.10.2015 № 1090, от 17.11.2016 № 1 180, от 05.02.2016 № 101, от 25.05.2020 № 354 (т.1 л.д.167-243, т.2 л.д.1-63), начальник отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста, главный государственный таможенный инспектор Черноголовского таможенного поста ФИО на основании положительных результатов медицинского осмотра, прохождения обучения и проверки знаний правил безопасности ведения работ был допущен к работам с источниками ионизирующих излучений, генерирующих излучений (с отнесением к персоналу группы «А»); начальнику отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста, главному государственному таможенному инспектору Черноголовского таможенного поста ФИО в соответствии с письмом ГТК России от 18.02.2004 № 01-06/5989 «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда» предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 18 рабочих дней и была установлена продолжительность рабочего дня 6 часов.
Приказом Московской областной таможни от 18.06.2019 № 482 главный государственный таможенный инспектор ФИО был назначен ответственным за организацию и осуществление учета, контроля и хранения закрытых радионуклидных источников, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.
В соответствии с СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 № 47, к персоналу группы «А» относятся лица, непосредственно работающие с техногенными источниками ионизирующих излучений.
Согласно результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), проведенной на рабочих местах Черноголовского таможенного поста Московской областной таможни в период с 21.05.2021 (дата приказа о проведении СОУТ) по 27.01.2022 (дата утверждения отчета о проведении СОУТ) (т.2 л.д.94-109), на рабочем месте главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста (карта № 4 СОУТ) было установлено: наличие вредных и (или) опасных производственных факторов - шум, ионизирующие излучения, тяжесть трудового процесса (заключение эксперта по проведению идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов) (т.2 л.д.103); в строке 030 «Оценка условий труда по идентифицированным вредным (опасным) факторам» карты № 4 СОУТ - класс условий труда по фактору «шум» - допустимый (класс 2), по фактору «ионизирующие излучения» - допустимый (класс 2), по фактору «тяжесть трудового процесса» - подкласс условий груда 3.2 (вредные условия труда 2-й степени), итоговый подкласс условий труда - 3.2 (вредные условия груда 2-й степени) (т.2 л.д.106-107); в строке 040 «Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте» карты № 4 СОУТ: необходимость в установлении повышенной оплаты труда работника (работников) на основании статьи 147 ТК РФ; необходимость в установлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании статьи 117 ТК РФ; право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании Списка № 1. Раздел XXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами», пункт 3. «Работа в хранилищах и на складах радиоактивных веществ», код 12203000-17541. Рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые в условиях радиационной вредности, на приемке, перегаривании, расфасовке, хранении и выдаче радиоактивных веществ и источников с активностью свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ; необходимость проведения медицинских осмотров на основании пункта 5.1 «Тяжесть трудового процесса» раздела 5 «Факторы трудового процесса» приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (т.2 л.д.107-108).
Карта № 4 СОУТ подписана председателем комиссии по проведению СОУТ и всеми членами комиссии но проведению СОУТ, подпись главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста ФИО об ознакомлении с результатами СОУТ от 22.04.2022 имеется (т.2 л.д.108-109).
В ходе рассмотрения дела проведена судебная экспертиза оценки условий труда.
Из заключения судебной экспертизы № ГЭУТ-02/18/2022, проведенной экспертами Министерства социального развития Московской области, следует, что характер выполняемой работы и условия труда ФИО в период с 20.01.2011 по 01.06.2022 в Московской областной таможне соответствуют характеру работы и условиям труда руководителей и специалистов, постоянно занятых в условиях радиационной вредности, на приемке, перетаривании, расфасовке, хранении и выдаче радиоактивных веществ и источников с активностью свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ пункта 3. «Работа в хранилищах и на складах радиоактивных веществ» раздела XXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами» (код 12203000-17541) Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право па пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Выполнение ФИО работы в Московской областной таможне в период с 20.01.2011 по 16.01.2018 в должности начальника отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста и в период с 17.01.2018 по 01.06.2022 в должности главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста является основанием для включения данных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 3 л.д.13-57).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на то, что характер выполняемой работы и условия труда ФИО в период с 20.01.2011 по 01.06.2022 в Московской областной таможне соответствуют характеру работы и условиям труда руководителей и специалистов, постоянно занятых в условиях радиационной вредности, на приемке, перетаривании, расфасовке, хранении и выдаче радиоактивных веществ и источников с активностью свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ пункта 3. «Работа в хранилищах и на складах радиоактивных веществ» раздела XXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами» (код 12203000-17541) Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право па пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», и выполнение ФИО работы в Московской областной таможне в период с 20.01.2011 по 16.01.2018 в должности начальника отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Черноголовского таможенного поста и в период с 17.01.2018 по 01.06.2022 в должности главного государственного таможенного инспектора Черноголовского таможенного поста является основанием для включения данных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», что подтверждается заключением судебной экспертизы. Таким образом, суд сделал вывод, что работодателем истца в нарушение ст.428 НК РФ не уплачивались денежные средства в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда, за период работы истца во вредных условиях труда (с момента установления дополнительного тарифа – с 2013 г., включая период, когда такая оценка отсутствовала); в нарушение ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в Пенсионный фонд РФ не направлялись сведения, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе информация обо всех периодах деятельности ФИО, включаемых в стаж работы во вредных условиях труда (ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ, в котором отражаются коды особых условий труда); в нарушение ст.147 ТК не уплачивался повышенный размер оплаты труда в связи с выполнением работ, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, за весь период работы ФИО во вредных условиях труда в Московской областной таможне. В связи с чем, а также отсутствием возражений со стороны истца на возражения ответчика по указанному расчету по уплате денежных средств в ПФ РФ, на ответчика в соответствии с положениями ст.428 НК РФ возложена обязанность уплатить в ПФР денежные средства в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда, за период его работы во вредных условиях труда с момента установления дополнительного тарифа – с 2013 г., включая период, когда такая оценка отсутствовала по 15.03.2023 г. (дата увольнения ФИО), в сумме 258 131,45 руб., отказав в части требований об обязании ответчика уплатить в ПФР денежные средства в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда, на сумму в размере 2567, 65 руб.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применены нормы закона, подлежащие применению, что является основанием для отмены решения суда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах, в том числе с целью соблюдения прав работников на безопасную трудовую деятельность, установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ предусмотрено специальное регулирование проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих, а именно, установлено, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда указанной категории лиц регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе.
В настоящее время законодательством Российской Федерации процедура проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусмотрена.
Таким образом, проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих возможно после принятия соответствующих актов, поскольку в Федеральном законе от 28.12.2013 N 426-ФЗ прямо предусмотрена такая необходимость. Нормативно-правовые акты должны содержать специальные нормы, учитывающие особенности труда работников данной категории.
Исходя из положений Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба в таможенных органах на должностях, предусматривающих наличие специальных званий, не является государственной гражданской службой и относится к иным видам государственной службы.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В силу положений ст. ст. 34, 39 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 N 189.
В связи с тем, что вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован соответствующим федеральным законом, проведение специальной оценки условий труда в отношении их рабочих мест не требуется.
Судебная коллегия считает, что данные выводы согласуются с разъяснениями, приведенными Министерством труда и социальной защиты РФ в письме от 08.06.2017 N 15-1/ООГ-1593, в которых указывается, что проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы не требуется, поскольку вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован специальным федеральным законом, в частности, положениями ст. ст. 34, 39 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Следует учитывать, что Министерство труда и социальной защиты РФ является федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по выдаче разъяснений в сфере регулирования проведения специальной оценки условий труда (Положение о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).
Выводы суда первой инстанции о том, что на государственную службу в таможне на должностях, предусматривающих наличие специальных званий распространяется общий порядок проведения специальной оценки условий труда, урегулированный Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", судебная коллегия считает неправильными, как основанными на ошибочном применении норм материального права, регламентирующих условия и порядок прохождения службы в таможенных органах.
С учетом изложенного, установив, что государственная служба в таможенных органах на должностях, предусматривающих наличие специальных званий (к которым относятся, в том числе, указанные прокурором должности), является иным видом государственной службы, условия прохождения которой урегулированы специальным законом (Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации"), при этом в данном Законе закреплены гарантии для сотрудников, проходящих службу во вредных условиях труда, и регламентирован порядок определения данной категории сотрудников (соответствующий перечень должностей устанавливается Правительством РФ), суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, приходит к выводу о том, что проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест должности, которую занимал истец в Московской областной таможни не требуется, в связи с чем, исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В связи с чем, решение суда подлежит отмене, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Электростальского городского суда Московской области от 7 июня 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении требований ФИО к Московской таможне о признании незаконным отказа (бездействие) Московской таможни, выразившиеся в неуплате в соответствии с положениями ст.428 НК РФ денежных средств в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда, за период его работы во вредных условиях труда (с момента установления дополнительного тарифа – с 2013г., включая период, когда такая оценка отсутствовала); в не направлении в Пенсионный фонд РФ сведений, предусмотренных ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе информации обо всех периодах деятельности ФИО, включаемых в стаж работы во вредных условиях труда (ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ, в котором отражаются коды особых условий труда); в неуплате в соответствии с положениями ст.147 ТК РФ повышенного размера оплаты труда в связи с выполнением работ, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, за весь период работы ФИО во вредных условиях труда в Московской областной таможне; возложении обязанности на Московскую таможню направить в Пенсионный фонд РФ сведения, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе информацию обо всех периодах деятельности ФИО, включаемых в стаж работы во вредных условиях труда (ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ, в котором отражаются коды особых условий труда); в соответствии с положениями ст.428 НК РФ уплатить денежные средства в размере дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, связанных с вредными условиями труда, за период его работы во вредных условиях труда с момента установления дополнительного тарифа – с 2013г., включая период, когда такая оценка отсутствовала по 15 марта 2023 года (дата увольнения ФИО); взыскании с Московской таможни в пользу ФИО в соответствии со ст.147 ТК РФ неуплаченный ранее повышенный размер оплаты труда в связи с выполнением им работ, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, за весь период его работы во вредных условиях в Московской областной таможне за период с 20.01.2011г. по 15.03.2023г.
Апелляционную жалобу Московской областной таможни удовлетворить.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 28.05.2024 года.
Председательствующий
Судьи