Дело № 2а-907/2020
55RS0026-01-2020-000855-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Глазковой Е.С.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Сахаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 19 июня 2020 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к Колпашников И.Ю. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, земельного налога в границах сельских поселений и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области (далее – административный истец) обратилась в Омский районный суд Омской области с уточненным административным иском к Колпашников И.Ю. (далее — Колпашников И.Ю., ответчик) о взыскании задолженности по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) по сроку уплаты 01.12.2017 за период 2016 года на сумму 347 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) за период 2016 года в размере 6 руб. 72 коп., начисленной за период с 02.12.2017 по 13.02.2018; задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 года на сумму 347 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) за период 2017 года в размере 4 руб. 98 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019; задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2016-2017 гг. на сумму 6020 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 86 руб. 43 коп. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019.
В обоснование заявленных требований истец указывает на ненадлежащее исполнение налогоплательщиком Колпашниковым И.Ю. обязанности по уплате земельного и транспортного налога по выставленным налоговым требованиям № 125 от 14.02.2018, №4840 от 29.01.2019, что привело к образованию задолженности в заявленном размере.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассматривать иск в их отсутствие.
Административный ответчик Колпашников И.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по месту регистрации, в письменных возражениях указал, что у него отсутствует обязанность оплачивать налоги, так как является гражданином РСФСР, а не РФ. Полагает, что истец уже обращался в мировой суд, судебный приказ был отменен, поэтому у налогового органа не имеется оснований повторно обращаться с подобным иском.
Исследовав документы, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взысканием налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Вопросы исчисления и уплаты земельного налога регламентированы главой 31 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом статьи 388 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч. 3 ст. 396 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. п. 6 и 8 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Колпашников И.Ю. является плательщиком транспортного и земельного налога.
Согласно сведениям, представленным административным истцом, Колпашников И.Ю. являлся собственником следующих транспортных средств:
- маломерное судно Казанка-М, гос. рег. номер Р8319ОМ; дата регистрации - с 18.07.2013 по 14.02.2018,
- Ниссан Сафари, гос. рег. номер Т367КВ55, дата регистрации - с 07.07.2000 по настоящее время,
- УАЗ-390994, гос. рег. номер Р611ТТ55, дата регистрации - с 19.08.2011, перерегистрирован 30.07.2018;
- маломерное судно Р1287ОЕ - дата регистрации с 19.07.2013 по 14.02.2018.
Данные сведения подтверждаются информацией, представленной МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области и Главным управлением МЧС России по Омской области.
Согласно выпискам из ЕГРН, имеющимся в материалах дела, Колпашников И.Ю. является правообладателем следующего недвижимого имущества:
земельного участка с кадастровым номером 55:20:230101:3813 по адресу: <адрес> (доля в праве ? ), (дата регистрации права собственности – 19.06.2013, сведений о прекращении права собственности не имеется); кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017 составляет 231 460 руб., ставка налога в 2016-2017 гг. составляет 0,3%.В адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №43729134 от 17.08.2017 по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на оплату:
земельного налога за 2016 год на общую сумму 861 руб.
налога на имущество физических лиц за 2016 год на общую сумму 72 руб.
транспортного налога за 2016 год на общую сумму 14 595 руб.
К установленному в налоговом уведомлении сроку налоги ответчиком в полном объеме не оплачены.
В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование № 125 по состоянию на 14.02.2018 об уплате налога, пени:
земельного налога по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 347 руб.;
транспортного налога по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 720 руб.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере 6 руб. 72 коп. за период с 02.12.2017 по 13.02.2018;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 13,95 руб. за период с 02.12.2017 по 13.02.2018.
Требование № 125 от 14.02.2018 выставлено со сроком исполнения не позднее 24.04.2018.
Также в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №63446245 от 30.09.2018 по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на оплату:
земельного налога на общую сумму 861 руб.
налога на имущество физических лиц на общую сумму 107 руб.
транспортного налога на общую сумму 6620 руб.
При этом в рамках указанного налогового уведомления также произведен перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению №43729134 от 17.08.2017. Основанием для перерасчета явилось некорректное начисление транспортного налога за полный календарный 2016 год, так как данные о смене жительства поступили после формирования налогового уведомления (29.08.2017). Поэтому, учитывая, что налогоплательщик проживал на территории Омского района с 26.08.2016, налоговой инспекцией 5535 произведен перерасчет транспортного налога за 2016 год.
К установленному в налоговом уведомлении сроку налоги ответчиком в полном объеме не оплачены.
В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование №4840 по состоянию на 29.01.2019 об уплате налога, пени:
земельного налога по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 347 руб.;
транспортного налога по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 6620 руб.;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере 4 руб. 98 коп. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019;
пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 95 руб. 04 коп. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019.
Требование № 4840 от 29.01.2019 выставлено со сроком исполнения не позднее 12.03.2019.
Указанное требование ответчиком в установленный срок не исполнено, задолженность по налогам и пени в полном объеме не погашена. Доказательств обратного не представлено.
11.09.2019 состоялось обращение в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016-2017 гг. и транспортного налога за 2016 и 2017 гг.
16.09.2019 вынесен судебный приказ, который на основании поступивших возражений отменен 23.10.2019.
В связи с этим истец 07.04.2020 обратился с настоящим иском о взыскании с Колпашникова И.Ю. образовавшейся задолженности. При этом в состав взыскиваемой задолженности включена: недоимка по земельному налогу в границах сельских поселений по сроку уплаты 01.12.2017 за период 2016 года на сумму 347 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за период 2016 года в размере 6 руб. 72 коп., начисленной за период с 02.12.2017 по 13.02.2018; недоимка по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 года на сумму 347 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за период 2017 года в размере 4 руб. 98 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019; недоимка по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2017 год на сумму 6620 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 95 руб. 04 коп. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019.
В рамках судебного разбирательства административный истец исковые требования уточнил, просил взыскать:
задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений по сроку уплаты 01.12.2017 за период 2016 года на сумму 347 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за период 2016 года в размере 6 руб. 72 коп., начисленной за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 (по требованию №125).
задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 года на сумму 347 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за период 2017 года в размере 4 руб. 98 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019; задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2016-2017 гг. на сумму 6020 руб. (за 2016 год - 1475 руб., за 2017 год - 4545 руб.); пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 86 руб. 43 коп. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019 (по требованию №4840).
Расчет недоимки и пени судом проверен, признан правильным.
Со своей стороны административный ответчик Колпашников И.Ю. расчеты налога не оспорил.
До настоящего времени задолженность по оплате земельного и транспортного налога и пени за взыскиваемый период ответчиком не погашена.
Данных, подтверждающих обратное, административным ответчиком, извещенным надлежащим образом о дате рассмотрения настоящего дела, в материалы дела не представлено.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Проверка факта пропуска срока на принудительное взыскание налога осуществляется судом вне зависимости от наличия или отсутствия заявления должника. Срок может быть восстановлен только по мотивированному ходатайству уполномоченного органа (абзац 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Положения части 1 статьи 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Вместе с тем, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3, 4 ч. 1 ст. 48 Налогового Кодекса РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 48 НК РФ).
Как указано выше, в направленном в адрес ответчика требовании № 125 от 14.02.2018 указан срок его исполнения - до 24.04.2018. При этом общая сумма задолженности была меньше 3000 руб.
В направленном в адрес ответчика требовании № 4840 от 29.01.2019 указан срок его исполнения - до 12.03.2019.
При этом общая сумма налогов, пени, штрафа превысила 3000 руб. по требованию №4840 от 29.01.2019 со сроком оплаты до 12.03.2019 (в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов).
Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе обращаться по указанным выше требованиям до 12.09.2019.
Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился (11.09.2019) в пределах установленного законом срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 статьи 48 НК РФ).
Поскольку судебный приказ от 16.09.2019 мировым судьей отменен 23.10.2019, то срок для обращения в суд за принудительным взысканием истекает 23.04.2020.
С настоящим иском административный истец обратился 07.04.2020, т.е. в пределах предусмотренного срока.
Таким образом, суд находит уточненные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
уточненные административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к Колпашников И.Ю. удовлетворить.
Взыскать с Колпашников И.Ю. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) по сроку уплаты 01.12.2017 за период 2016 года на сумму 347 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) за период 2016 года в размере 6 руб. 72 коп., начисленной за период с 02.12.2017 по 13.02.2018; задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 года на сумму 347 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644455) за период 2017 года в размере 4 руб. 98 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019; задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2016-2017 гг. на сумму 6020 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 86 руб. 43 коп. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019.
Взыскать с Колпашников И.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Ларина
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2020 года.