Дело №2-45/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2018г. п.Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего, судьи Георгиенко Л.В.,
при секретаре Колесниковой З.К.,
с участием помощника прокурора Орловского района Ростовской области Погосяна А.С., представителей ответчиков Гришиной Л.В. и Максименко Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Ростовской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Красноармейская средняя общеобразовательная школа Орловского района Ростовской области, администрации Орловского района Ростовской области, третьему лицу на стороне ответчиков, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора Комитету по имуществу Орловского района об обязаннии обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания школы,
УСТАНОВИЛ:
03 июля 2018г. (вх.№01-10/9656) в суд поступило указанное выше исковое заявление прокурора обоснованное следующим.
Прокуратурой Орловского района была проведена проверка исполнения законодательства об образовании при создании условий для охраны здоровья обучающихся при эксплуатации здания школы Муниципального бюджетного образовательного учреждения Красноармейская средняя общеобразовательная школа Орловского района Ростовской области (далее – МБОУ Красноармейская СОШ).
В ходе проверки прокурором было установлено нарушение требований ст.4, п.2 ч.6 ст.28, п.8 ч.1ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г. (далее Закон №275-ФЗ), ст.2, п.4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06 марта 2006г. (далее Закон №35-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности мест и объектов (территорий)» №272 от 25 марта 2015г. (далее постановление Правительства РФ №272), постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий)» №1235 от 07 октября 2017г.(далее постановление Правительства РФ №1235).
Так, МБОУ Красноармейская СОШ реализует образовательные программы в задании школы, расположенном по адресу ****, не соответствующем требованиям законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о порядке беспрепятственной эвакуации из здания.
В частности задание школы не оборудовано системой экстренного оповещения находящихся в нем и на прилегающей территории работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также на охрану жизни и здоровья.
В силу п.1.4,п.1.6 Устава МБОУ Красноармейская СОШ учредителем школы и собственником имущества является муниципальное образование «Орловский район», от имени которого функции и полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по имуществу Орловского района.
Прокурор ссылается на положения п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003г. (далее Закон №131-ФЗ), п.5ч.1 ст.9 Закона №273-ФЗ, ст. 210 ГК РФ и указывает, что администрация Орловского района Ростовской области обязана обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий
Прокурор просил обязать ответчика МБОУ Красноармейская СОШ оборудовать здание школы, расположенное по указанному в иске адресу системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать администрацию Орловского района Ростовской области за счет средств местного бюджета произвести финансирование расходов на оборудование здания школы системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебное заседание помощник прокурора Орловского района Ростовской области Погосян А.С. явился, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика – директор МБОУ Красноармейская СОШ Гришина Л.В. в судебное заседание явилась, возражений против иска не представила, пояснила следующее. Здание школы оборудовано системой тревожной сигнализации, автоматической установкой пожарной сигнализации, объектовым оконечным устройством ОКО-3-А-01-П-Р20. Система экстренного оповещения в здании школы не установлена. Установить данную систему ответчик не имел возможности в силу ряда причин. Так, в настоящее время отсутствуют установленные нормативно точные критерии и требования, которым должна соответствовать такая система. Для ее установки необходимо не только разработать техническую составляющую данной систем, что повлечет необходимость обращения к специализированной организации, но и материальное обеспечение ее установки, то есть выделение соответствующих бюджетных средств. Выполнение данных мероприятий потребует значительных временных затрат, в связи с чем представитель ответчика просила предоставить разумный срок для выполнения требований прокурора.
Представитель ответчика – администрации Орловского района Ростовской области по доверенности Максименко Л.И. в судебное заседание явилась, против иска не возражала, полностью поддержав позицию представителя МБОУ Красноармейская СОШ.
Представитель третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по имуществу Орловского района в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств, возражений против иска не представлено.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив имеющиеся по делу доказательства, приходит к нижеследующим выводам.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
При этом, согласно ст.38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.
Приведенные положения взаимосвязаны с положениями п.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником Конвенции (Российская Федерация является участником Конвенции), в силу которых государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Образовательные учреждения – общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
В силу п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства №272, в рамках предоставленных п.4 ч.2 ст.5 Закона №35-ФЗ полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
На основании п.22 постановления Правительства РФ №1235 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: … л) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; ….
Правило о выполнении всех требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений как объектов массового пребывания людей согласуется с положением п.2 ч.6 ст.28 Закона №273-ФЗ, согласно которому образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждения. А также соответствует положениям п.7 ст.2 и ч.3.1 ст.5 Закона №35-ФЗ и п.4 ст.2 Федерального закона «О безопасности» №390-ФЗ от 28 декабря 2010г. о приоритете мер предупреждения терроризма и обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.
Отсутствие надлежащей системы экстренного оповещения в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите.
Суд исходит из того, что установление испрошенной системы в образовательном учреждении является обязательным мероприятием антитеррористической направленности и мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников, работников и посетителей этого учреждения. Правовое регулирование в сфере обеспечения антитеррористической защищенности является комплексным и включает в себя нормы различной отраслевой принадлежности. Однако независимо от уровня нормативной регламентации обязанность по обеспечению безопасности пребывания людей в тех или иных объектах является императивной.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Закона №35-ФЗ), к которым относится как решение вопросов местного значения в сфере образования, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.5 ч.1 ст.9 Закона №273-ФЗ), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п.6.1 ч.1 ст.15 Закона №131-ФЗ).
При этом в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, а так же, как органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.
Установленная ст.38 Конституции Российской Федерации обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляет содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.
Исковое заявление прокурором подано в порядке, установленном ст.45 ГПК РФ, и в соответствии с полномочиями, установленными ст.27, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Разрешая требования прокурора, суд учитывает сроки, необходимые для проведения работ по установке системы экстренного оповещения, считает необходимым установить срок для выполнения ответчиками возложенных на него обязанностей равным 6 месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает, что имеются все правовые основания иск удовлетворить.
Согласно пп.19 п.1 ст333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Таким образом, администрация Орловского района Ростовской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку исковые требования прокурора Орловского района Ростовской области освобожденного от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ удовлетворены, государственная пошлина должны была быть взыскана в доход государства с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Суд приходит к выводу о необходимости взыскания государственной пошлины в размере 300руб. с МБОУ Красноармейская СОШ.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ **** ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ **** ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2018░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: