Дело № 2-6042/2023
УИД 75RS0001-02-2023-008027-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2023 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Голубевой Е.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Центрального района г. Читы Батуевой А.П.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Забайкальскому краю Баранчуговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Улетовского района в интересах Куйдиной А.Ф. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,
установил:
и.о. прокурора Улетовского района обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Куйдиной А.М., ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением социальных прав граждан проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов. Установлено, что Куйдина А.М., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию с 1 апреля 2019 года. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № Куйдиной А.М. необходимы технические средства реабилитации: экзопротез молочной железы – 1 шт.; чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный – 1 шт.; бюстгалтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы – 1 шт. На момент проверки, 11 октября 2023 года, Куйдина А.М. необходимыми техническими средствами реабилитации не обеспечена.
В связи с изложенным просит суд обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Куйдиной А.М. необходимы технические средства реабилитации: экзопротез молочной железы – 1 шт.; чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный – 1 шт.; бюстгалтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы – 1 шт.
Представитель процессуального истца помощник прокурора Центрального района г. Читы Батуева А.П., действующая на основании поручения прокуратуры Улетовского района, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Материальный истец Куйдина А.М. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена судом о времени и месте слушания дела, направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ОСФР по Забайкальскому краю Баранчугова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, просила учесть их при принятии решения, указав, что право инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации может осуществляться как путем предоставления технических средств реабилитации в натуральной форме, посредством выплаты денежной компенсации за их самостоятельное приобретение, так и формированием электронного сертификата для приобретения технического средства реабилитации. В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации носит заявительный характер. 7 августа 2023 года от Куйдиной А.М. в ОСФР по Забайкальскому краю поступило заявление на обеспечение бюстгалтером (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, экзопротезом молочной железы, чехлом для экзопротеза молочной железы трикотажным. Обеспечение техническими средствами реабилитации может быть осуществлено исключительно в рамках заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственных контрактов за счет ассигнований, выделяемых из бюджета Российской Федерации Фонду на соответствующие цели. После доведения дополнительных ассигнований ОСФР по Забайкальскому краю проводится работа по подготовке аукционной документации с целью заключения государственного контракта на поставку экзопротезов молочных желез. По итогам заключения контракта, поступления товара на территорию Забайкальского края Куйдина А.М. будет включена в реестр получателей. На текущую дату в ОСФР по Забайкальскому краю заявление на выплату компенсации от Куйдиной А.М. за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации не поступало.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 2 указанного закона социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграцию в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (ст. 9 указанного закона).
В соответствии с положениями ст. 10 названного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Согласно статье 11.1 вышеназванного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Приказом ФСС РФ от 16 мая 2019 года № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников. В соответствии с п. 9 данного регламента предоставление названной государственной услуги осуществляется Фондом через территориальные органы Фонда.
Таким образом, обязанность по обеспечению истца определенным техническим средством реабилитации, соответствующим индивидуальной программе реабилитации, должна быть возложена именно на ответчика ОСФР по Забайкальскому краю.
Судом установлено, что Куйдина А.М. является инвалидом, в связи с чем, согласно индивидуальной программе реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации.
В соответствии с программой истец имеет право на следующие технические средства реабилитации: экзопротез молочной железы – 1 шт.; чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный – 1 шт.; бюстгалтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы – 1 шт.
7 июля 2023 года Куйдина А.М. обратилась в региональное отделение с заявлением об обеспечении его указанными техническими средствами реабилитации.
Согласно пояснениям ответчика на момент рассмотрения дела производится процедура закупки технического средства реабилитации, после заключения государственного контракта инвалид будет обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации.
Таким образом, судом установлено неисполнение ответчиком в установленные законом сроки обязанности по обеспечению Куйдиной А.М. техническими средствами реабилитации, что нарушены ее права инвалида, соответственно, требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ с учетом длительности проведения процедур государственной закупки, времени для исполнения заключенных государственных контрактов, пояснений ответчика, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения в течение одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 7536008244, ░░░░ 1027501150588) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – 1 ░░.; ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 1 ░░.; ░░░░░░░░░░ (░░░-░░░░░░░░░) ░/░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – 1 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░░░░.