Решение по делу № 2-379/2021 (2-3823/2020;) от 23.12.2020

Дело № 2-379/2021

УИД 55RS0006-01-2020-006399-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Темиркалиной А.Т.,

при секретаре Буделевой А.М.,

с участием истца Захарченко Е.А., представителя ответчика Вставской В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2021 года в городе Омске

гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска об установлении факта нахождения на иждивении, назначении пенсии по случаю потери кормильца,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска (далее - ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска) об установлении факта нахождения на иждивении, назначении пенсии по случаю потери кормильца.

В обоснование заявленных исковых требований указывала на то, что ....г. умер ее отец ФИО2 При жизни отца она находилась на его иждивении, т.к. до совершеннолетия он выплачивал алименты, а после совершеннолетия – в добровольном порядке оказывал материальную помощь как путем передачи наличных денежных средств, так и путем безналичного перечисления через своих родителей ФИО5 и ФИО6, по причине того, что работал вахтовым методом и периодически отсутствовал в г. Омске. Однако решениями ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска от .... в назначении пенсии по случаю потери кормильца ей было отказано ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих факт нахождения на иждивении отца.

На основании изложенного, просила установить факт нахождения ее на иждивении отца ФИО2, умершего ...., а также обязать ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска – Вставская В.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы гр. дел №№ 2-4293/2009, 2-9525/2015, материалы пенсионных дел, материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1, .... года рождения является дочерью ФИО2 и Свидетель №1, которые состояли в зарегистрированном браке до ....

.... ФИО2 умер.

В связи со смертью отца, .... ФИО1 обратилась в ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска с заявлениями о назначении пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном ФЗ «О страховых пенсиях» либо ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Однако решениями руководителя территориального органа ПФР , от .... соответственно в удовлетворении заявлений было отказано, поскольку по представленным документам не подтверждается факт нахождения заявителя на иждивении умершего отца.

Полагая отказ пенсионного органа незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Оценивая правомерность заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факт нахождения на иждивении.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 10 названного закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 ФЗ «О страховых пенсиях». В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в ч.2 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях», если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.

Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.

Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О.

К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 05 декабря 2017 г. №36-П, от 27 ноября 2009 г. № 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. № 1071-О-О).

Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 39), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения, нормы которых предусматривают, что термин «ребенок» может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.

При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.

В процессе судебного разбирательства установлено, что с .... ФИО1 является студенткой <данные изъяты>», обучается на нефтехимическом факультете по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Срок обучения по ....г., размер стипендии на 2-м курсе (в первом семестре с августа по октябрь 2020 г.) составляет около <данные изъяты>. (с учетом социальной стипендии (<данные изъяты>.), повышенной стипендии (<данные изъяты> и районного коэффициента), во втором семестре стипендия согласно объяснениям истца будет существенно ниже в связи с отсутствием доплат.

Отец истца – ФИО2 с января 2019 г. состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты>», работал в должности слесаря вахтовым методом, его доход в 2019 г. составил <данные изъяты> коп., за 2020 г. – сведения о доходах в налоговой инспекции отсутствуют, т.к. срок подачи сведений еще не наступил (....). Вместе с тем, из сообщения ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в адрес от 15 января 2021 г. усматривается, что сумма выплат за ФИО2 в 2020 г. (до момента смерти) составила в среднем около <данные изъяты> в месяц.

После расторжения брака с матерью истца ФИО2 проживал со своей новой семьей – женой Свидетель №2 и сыном ФИО7, .... г.р. в принадлежащем ему жилом доме по адресу: адрес.

Истец же сначала проживала с матерью по адресу: адрес, а с февраля 2020 г. (после ссоры с матерью) проживает одна в квартире по адресу: адрес, ? доля в праве собственности на которые принадлежат ФИО8

При этом, с .... и до совершеннолетия истца (....) ФИО2 выплачивал алименты на ее содержание на основании решения мирового судьи судебного участка № 85 САО г. Омска от 15 июня 2009 г. по делу № 2-4923/2009 (в размере ? части заработка и (или) иного дохода) и решения и.о. мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске – мирового судьи судебного участка № 110 в Советском судебном районе в г. Омске от 25 августа 2015 г. по делу № 2-9525/2015 (в размере 1/6 части всех видов дохода в связи с появлением второго ребенка). Дополнительно он передавал дочери наличные денежные средства около <данные изъяты> руб., также ФИО1 гостила у него несколько дней в неделю дома, в том числе в ночное время, вместе с отцом и его новой семьей посещали культурно-досуговые учреждения. После совершеннолетия истца ФИО2 продолжал оказывать материальную помощь, передавая денежные средства около <данные изъяты> (после получения отпускных), приобретая продукты питания, осуществляя перевозки дочери в университет. Денежные средства передавались либо наличными в то время, когда он находился в адрес, либо в безналичном порядке через родителей (ФИО6, ФИО5) или вторую супругу – Свидетель №2, когда ФИО2 был на вахте в адрес, т.к. сам он не имел банковской карты и не умел пользоваться данными видами услуг. Эти обстоятельства подтверждаются как объяснениями истца, так и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, а также выписками по банковским счетам. Оба свидетеля, предупрежденные об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, подтвердили, что получаемая от ФИО2 денежная сумма в полном объеме шла на содержание ФИО1 (приобретение одежды, обуви, продуктов, канцтоваров для учебы, оплату услуг сотовой связи, Интернета, коммунальных услуг и т.п.), т.к. доход матери небольшой (зарплата оператора в <данные изъяты>» <данные изъяты>.), который направлялся на оплату коммунальных услуг по квартире, приобретение продуктов питания и ее собственное содержание.

Из изложенного следует, что при жизни ФИО2 постоянно и систематически материально помогал дочери, его помощь для истца была регулярным источником дохода (учитывая ее размер, соотношение с доходами и ежемесячными расходами истца, которая в настоящее время имеет задолженность по оплате коммунальных услуг), он помогал ФИО1 денежными средствами, за счет которых она приобретала себе необходимые вещи, продукты, оплачивала расходы. Отец работал официально, имел стабильный заработок, факт получения которого нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Принимая во внимание, что ФИО1 является студенткой, ее мать Свидетель №1 имеет невысокий доход, проживает отдельно от дочери, суд считает, что истец получала от своего отца помощь, которая являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию, в связи с чем ее требования об установлении факта нахождения на иждивении ФИО2, умершего ...., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, на момент обращения к ответчику за назначением пенсии истец ФИО1, достигшая возраста 18 лет, не работающая и представившая сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имела право на назначение ей пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном ФЗ «О страховых пенсиях» (т.к. отец был официально трудоустроен), на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ею такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

В силу ч. 5 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Поскольку с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 обратилась ...., т.е. не позднее чем через 12 месяцев со дня смерти ФИО2, пенсия подлежит назначению ей со дня смерти кормильца – ....

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Установить факт нахождения ФИО1, .... года рождения на иждивении отца ФИО2, .... года рождения, умершего .....

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска назначить ФИО1 пенсию по случаю потери кормильца с .... в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                        А.Т. Темиркалина

Решение суда в окончательной форме принято 01 февраля 2021 года.

Судья                А.Т. Темиркалина

Копия вернаРешение (не) вступило в законную силу «____» __________ 20      г.УИД 55RS0006-01-2020-006399-31Подлинный документ подшит в материалах дела № 2-379/2021,хранящегося в Советском районном суде г. ОмскаСудья _____________________Темиркалина А.Т.                           подписьСекретарь__________________Буделева А.М.                           подпись

2-379/2021 (2-3823/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захарченко Екатерина Александровна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по САО г. Омска
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Темиркалина Алия Толегеновна
Дело на странице суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
23.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее