ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10494/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 июля 2020 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Фроловой Т.В.
рассмотрел гражданское дело № 2-1239/2019 (УИД: 22МS0006-01-2019-005898-89) по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах Мельник Галины Григорьевны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о взыскании недополученной суммы компенсации,
по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» на решение мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района города Барнаула Алтайского края от 17 сентября 2019 г. и апелляционное определение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 2 марта 2020 г.
установил:
Прокурор Центрального района города Барнаула в интересах Мельник Галины Григорьевны (далее – Мельник Г.Г.) обратился с иском к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» (далее - КГКУ УСЗН по городу Барнаулу) о взыскании недополученной суммы компенсации.
В обоснование заявленных требований прокурор Центрального района города Барнаула указал, что Мельник Г.Г. является ветераном труда Алтайского края, в связи с чем, на основании ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов» имеет право на предоставление мер социальной поддержки.
С 1 февраля 2011 г. Мельник Г.Г. назначена денежная компенсация в размере 50% расходов на оплату коммунальной услуги «отопление».
В нарушение закона льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии (отопление) рассчитывалась не из общей площади принадлежащего Мельник Г.Г. жилого помещения, а исходя из льготной площади жилого помещения в 21 кв.м., при общей площади квартиры 42,7 кв.м.
За период с марта 2011 года по июнь 2012 года сумма недоплаты составила 293,61 рубля.
Прокурор Центрального района города Барнаула просил суд взыскать с КГКУ УСЗН по городу Барнаулу в пользу Мельник Г.Г. недоплаченную сумму компенсации расходов по оплате коммунальной услуги «отопление» в размере 293,61 рубля.
Решением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района города Барнаула Алтайского края от 17 сентября 2019 г. исковые требования прокурора Центрального района города Барнаула удовлетворены. С КГКУ УСЗН по городу Барнаулу в пользу Мельник Г.Г. взыскана недополученная сумма компенсации расходов по оплате коммунальной услуги «отопление» в размере 293,61 рубля за счет средств бюджета Алтайского края.
Апелляционным определением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 2 марта 2020 г. решение мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района города Барнаула Алтайского края от 17 сентября 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем КГКУ УСЗН по городу Барнаулу ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района города Барнаула Алтайского края от 17 сентября 2019 г. и апелляционного определения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 2 марта 2020 г., как незаконных.
На кассационную жалобу исполняющим обязанности прокурора Центрального района г. Барнаула принесены письменные возражения.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (далее – Закон Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов») на территории Алтайского края установлены меры социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции, действовавшей до 24 июля 2012 г.), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50% расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Законом Алтайского края от 27 декабря 2007 г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» (далее – Закон Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае») определены форма, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Пунктом 1 Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 сентября 1997 г. № 251 «Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья», действовавшего с 1 сентября 1997 г. по 13 июля 2012 г., установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающей в рабочих поселках и сельских населенных пунктах.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 июня 2012 г. № 239 «О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки», действующим с 14 июня 2012 г., установлен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере 20 кв. метров общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в сельском поселении, городском поселении, сельском населенном пункте, расположенном на территории городского округа.
Мировым судьей установлено и следует из материалов дела, что Мельник Г.Г. является ветераном труда, в связи с чем, обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Мельник Г.Г. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 42,7 кв.м.
Мировым судьей также установлено, что льгота по отоплению предоставлялась Мельник Г.Г. за период с марта 2011 года по июнь 2012 года исходя не из всей общей площади жилого помещения, а из расчета площади жилого помещения 21 кв.м., в связи с чем, недополученная сумма компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление» составила 293,61 рубля.
Мировым судьей, расчет недополученной суммы компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление» проверен, признан верным. Ответчиком правильность расчета не оспаривалась.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика заявлено о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
Отклоняя доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, мировой судья, исходил из того, что ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предусмотрено, что суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Разрешая спор по существу, установив, что ответчик выплачивал Мельник Г.Г. компенсацию на оплату коммунальной услуги «отопление» в период с марта 2011 года по июнь 2012 года не в полном размере, мировой судья пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика в пользу Мельник Г.Г. суммы недополученной компенсации в размере 293,61 рубля.
При этом мировой судья исходил из того, что до июля 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении компенсации, социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы нижестоящих судебных инстанций о применении ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» и неприменении к спорным правоотношениям срока исковой давности, о наличии основания для удовлетворения исковых требований Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит правильными, соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Поскольку мировым судьей и судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района города Барнаула Алтайского края от 17 сентября 2019 г. и апелляционное определение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 2 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» - без удовлетворения.
Судья