Решение по делу № 2-8665/2024 от 15.07.2024

КОПИЯ

Дело № 2-8665/2024

УИД 50RS0028-01-2024-008501-23

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 октября 2024 года                         г. Мытищи Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ревиной О.А., при секретаре судебного заседания Данакиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8665/2024 по исковому заявлению Карнаухова Александра Ивановича к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить мер социальной поддержки,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области с требованием об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной частичной денежной компенсации платы за жилое помещение, принадлежащее на праве собственности.

В обосновании заявленных требований указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ, истец является «ветераном труда» и имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах». Мер социальной поддержки по месту своей регистрации в г. Москве не получает. Просит суд обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки.

В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем.

Представитель Министерства социального развития Московской области по доверенности возражала против иска, просила отказать по изложенным в письменных возражениях основаниям.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как следует из материалов дела, согласно удостоверения серия , ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ присвоено звание «Ветеран труда», удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации.

Истец ФИО1 обратился в Окружное управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, получил отказ.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах " предусмотрена компенсация в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим, а также компенсация 50% взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (ст. 8 Федерального закона "О ветеранах").

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона "О ветеранах").

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 2 и 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах").

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона "О ветеранах").

В Московской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Московской области, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", где указано, что действие этого закона распространяется на имеющих место жительства на территории Московской области граждан Российской Федерации - ветеранов труда.

Ветеранами труда в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Московской области являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".

Из приведенных нормативных положений следует, что гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда", предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых ежемесячная денежная выплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяются субъектами Российской Федерации.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (ч. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1).

Абзацем восьмым ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, возможность реализации которого обусловлено, в том числе, установлением доступной платы за жилое помещение определенным категориям граждан (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности к мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Московской области от 30.12.2008 N 1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" для назначения компенсации получатель представляет наряду с остальными документами копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника), а также документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Московской области от 30.12.2008 N 1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.

Таким образом, судом установлено, что истец согласно представленного паспорта, зарегистрирован по адресу: <адрес>. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, обращаясь за предоставлением мер социальной поддержки, сведений о постоянном и преимущественном проживании по адресу: <адрес>, не представил. Равно как и не представил такие сведения при обращении в суд с настоящим исковым заявлением.

Следовательно сделать однозначный вывод о постоянном или преимущественном проживании ФИО1 по адресу: <адрес> не представляется возможным.

Поскольку фактическое проживание в Московской области в принадлежащей ему на праве собственности квартире не доказано, не смотря на то, что по месту постоянной регистрации льготами для Ветеранов труда истец не пользуется, права на получение мер социальной поддержки не имеет.

С учетом вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку отсутствует совокупность условий для получения мер социальной поддержки, предоставляемые лицам, указанным в п.1 ст.1 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области» при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, истец не достиг возраста 65 лет в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг является законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить мер социальной поддержки в виде ежемесячной частичной денежной компенсации платы за жило помещение, принадлежащее на праве собственности – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.11.2024.

Судья                                  подпись                          О.А. Ревина

2-8665/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Карнаухов Александр Иванович
Ответчики
Министерства социального развития МО
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
mitishy.mo.sudrf.ru
15.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2024Передача материалов судье
19.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2024Подготовка дела (собеседование)
15.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.09.2024Предварительное судебное заседание
28.10.2024Судебное заседание
28.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее