№ 2а-1742/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Аберкон И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Ухте Республики Коми 22 мая 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Завальному Н.А. о взыскании недоимки по налогам и сборам, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Завальному Н.А. о взыскании недоимки за 2013-2015гг. по транспортному налогу с физических лиц в размере 3000 руб., пени в размере 619,82 руб. за период с 19.11.2013г. по 01.11.2015г., с 02.12.2016г. по 19.12.2016г. на недоимку по транспортному налогу с физических лиц, всего 3619,82 руб., указав в обоснование требований, что обязанность по уплате налога ответчиком в добровольном порядке не исполнена. Административный истец просит восстановить срок для обращения в суд с указанными требованиями.
Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с главой 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ и части 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 357 Налогового кодекса РФ определено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектами налогообложения являются, в частности, автомобили (ст. 358 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 4 Закона Республики Коми №110-РЗ «О транспортном налоге» налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее:
- 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, (2011-2013гг.),
- 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, (2014 год),
- 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, (2015 год).
Из материалов дела следует, что административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога с физических лиц (за административным ответчиком в 2013 - 2014гг. было зарегистрировано транспортное средство: ...., г.р.з. ...., автомобиль легковой, г.р.з .... – в 2013-2014гг., ...., г.р.з. .... в 2015 году).
Налоговым органом произведен расчет транспортного налога (за 2013г. - 2250 руб., за 2014г. – 1375 руб., за 2015г. – 750 руб.), о необходимости уплаты которого административному ответчику были направлены налоговые уведомления ...., .... от 10.04.2015г., .... от 12.09.2016г.
В установленные законом сроки налог уплачен не был.
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1 ст.75 НК РФ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).
09.12.2014 года административный истец направил в адрес административного ответчика требование .... от 26.11.2014г. об уплате недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2013 год в размере 2250 руб. и пени в размере 413,01 руб. (по состоянию на 26.11.2014г.) в срок до 13.01.2015г.
19.11.2015 года административный истец направил в адрес административного ответчика требование .... от 18.11.2015г. об уплате недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 1375 руб. и пени в размере 246,39 руб. (по состоянию на 18.11.2015г.) в срок до 30.12.2015г.
27.12.2016 года административный истец направил в адрес административного ответчика требование .... от 20.12.2016г. об уплате недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 750 руб. и пени в размере 4,50 руб. (по состоянию на 20.12.2016г.) в срок до 30.01.2017г.
В указанные сроки налогоплательщик не уплатил недоимку по налогам и пени в сумме, указанной в требованиях, что явилось основанием для обращения административного истца в суд с вышеуказанным административным иском.
28 декабря 2017 года принят Федеральный закон N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 1 статьи 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Таким образом, в силу положений вышеназванного Федерального закона №436-ФЗ налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2013 год, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку.
В соответствии со ст.ст. 14 и 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 части 2 ст. 48 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Абзацем 4 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что самым ранним требованием об уплате налога, пеней, учитываемых налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащих взысканию с административного ответчика, является требование .... от 26.11.2014г. со сроком исполнения до 13.01.2015г.
Таким образом, поскольку, как следует из содержания требований .... от 26.11.2014г., .... от 18.11.2015г., .... от 20.12.2016г. и указанных в них сумм налога и пени, подлежащих уплате в бюджет, установленный законом порог в 3000 рублей был превышен в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, а именно был превышен на 30.12.2015г., административный истец имел право обратиться в суд с иском о взыскании налога, пеней в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения последнего требования (.... от 20.12.2016г.), т.е. право на обращение в суд могло было быть реализовано истцом в срок до 30.07.2017г.
Административный иск предъявлен в суд 16.04.2018 года, таким образом административный истец пропустил установленный законом срок обращения в суд.
Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку оно не содержит в обосновании ссылок на какие-либо уважительные причины пропуска установленного законом срока для обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежей и санкций. При рассмотрении дела такие причины судом также не установлены.
В силу ч.5 ст.138, ч.5 ст.180 КАС РФ пропуск срока на подачу административного искового заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без установления судом иных обстоятельств.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, и административным истцом не представлено доказательств обращения ко взысканию недоимки по уплате транспортного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц в порядке статьи 48 НК РФ, так же не представлено доказательств того, что возможность взыскания недоимки по транспортному налогу с физических лиц и налогу на имущество физических лиц сохраняется. При таких обстоятельствах факт наличия недоимки по уплате транспортного налога с физических лиц не может считаться доказанным, и, в связи с этим оснований для взыскания указанной в административном исковом заявлении недоимки и пени по транспортному налогу не имеется.
Исходя из изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Завальному Н.А. о взыскании недоимки за 2013-2015гг. по транспортному налогу с физических лиц в размере 3000 руб., пени в размере 619,82 руб. за период с 19.11.2013г. по 01.11.2015г., с 02.12.2016г. по 19.12.2016г. на недоимку по транспортному налогу с физических лиц, всего 3619,82 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон