23RS0015-01-2021-001825-27 К делу № 2а –1193/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Ейск "17" мая 2021 года Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
Судьи Сухановой А.В.
при секретаре Пидченко О.С.
с участием истца – Делона Франка, представителя ответчика Администрации муниципального образования Ейский район по доверенности – Лукьянец Сергея Ивановича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Делона Франка к главе администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхову Виктору Павловичу, Администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, -
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Делон Ф. обратился в суд с административным иском и просит признать неправомерным бездействие главы администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхова В.П., выраженное в форме уклонения от дачи ответов по существу поставленных в обращении вопросов; обязать главу администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхова В.П. дать ответы по существу поставленных в обращении вопросов; признать неправомерным бездействие главы администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхова В.П., выраженное в форме уклонения от направления в установленные сроки в адрес заявителя ответа на обращение; обязать главу администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхова В.П. направить в адрес заявителя ответ на обращение. Также просит указать в судебном решении срок устранения допущенных нарушений в соответствии с п. 1 ч. 3, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ им на имя главы администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхова В.П. направлено заявление о предоставлении информации. В тридцатидневный срок, предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ административный истец не получил, что нарушает права административного истца на реализацией закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также получение ответа в установленный законом срок. В связи с этим вынужден обратился, с данным административным исковым заявлением в суд.
В судебном заседании административный истец на административном иске настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – глава администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхов Виктор Павлович в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Ейский район по доверенности Лукьянец С.И. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Представил письменные возражения, в которых указал, что ответ подготовлен и направлен заявителю в срок установленный законодательством Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого действия (бездействия) должностных лиц органа местного самоуправления нормативным правовым актам - на должностные лица органа местного самоуправления, совершивших (допустивших) оспариваемые действия (бездействия).
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом на официальный адрес электронный почты Администрации муниципального образования Ейский район: eisk@mo.krasnodar.ru на имя главы администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхова В.П. направлено обращение о предоставлении информации (л.д. 4), указан адрес заявителя: <адрес>, а также адрес электронный почты: <данные изъяты>.
Данное обращение поступило в Администрацию муниципального образования Ейский район ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано администрацией муниципального образования Ейский район под номером №, что подтверждается соответствующей отметкой на обращении (л.д. 15).
Представителем административного ответчика предоставлена копия ответа на обращение Делона Ф. от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве адреса указан адрес электронный почты заявителя - № (л.д. 16).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа.
В силу ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В качестве подтверждения направления ответа, административным представлен скриншот электронной почты виртуальной приемной главы администрации муниципального образования Ейский район <данные изъяты>, из содержания которого следует, что ответ направлен на адрес электронный почты <данные изъяты> (л.д. 17), т.е. не адресу указанному административным истцом при направлении вышеуказанного обращения.
Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из содержания скриншота представленного суду административным ответчиком следует, что ответ на обращение направлен на адрес электронный почты, принадлежность которого неизвестна.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого действия (бездействия) должностных лиц органа местного самоуправления нормативным правовым актам возложена на административного ответчика.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Доказательств, принадлежности адреса электронной почты: <данные изъяты> административному истцу, административными ответчиками суду не представлено. Доказательства направления заявителю ответа на обращение посредством почтового отправления, суду не представлены. Доказательства направления ответа на адрес электронной почты <данные изъяты>, также не представлены. Таким образом, административными ответчиками в материалы дела не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, свидетельствующие о даче ответа заявителю по поставленным в обращении вопросам.
Исходя из содержания норм действующего законодательства, рассмотрение обращения подразумевает под собой подготовку мотивированного ответа и направление его в адрес лица, обратившегося с заявлением. Ответ на обращение Делона Ф. приобщенный в материалы дела административным ответчиком не может считаться надлежаще данным заявителю, т.к. доказательств направления данного ответа заявителю административным ответчиком не представлено. Следовательно, требование административного искового заявления подлежит удовлетворению.
В силу ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что обращение поступило в адрес органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, ответ на обращение должен был быть дан в тридцатидневный срок, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ. г.
Административное исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, срок подачи административного искового заявления административным истцом не пропущен, факт направления и поступления обращения Делона Ф. в Администрацию муниципального образования Ейский район судом установлен.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении административными ответчиками порядка рассмотрения обращений граждан определенного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" выразившееся в бездействии главы администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхова В.П. выраженное в форме уклонения от дачи ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а также уклонении направления заявителю ответа на обращение, в установленные законном сроки, приведшее к нарушению права заявителя на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Принимая во внимание, требования п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия, суд, признавая незаконным бездействие главы муниципального образования Ейский район Краснодарского края Ляхова В.П., считает необходимым возложить на него, обязанность устранить допущенное нарушение в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, сообщив об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░