Дело № 2-1091-2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2017 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Афанасьевой Е.П., с участием истца Аксаковой Т.А., и ее представителя Андреева Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксаковой Т.А. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы, нахождения в дополнительных учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании расходов на оплату услуг представителя,
у с т а н о в и л :
Аксакова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии о признании решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязании включить в специальный страховой стаж периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- нахождения в дополнительных учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МОУ «Дошкольное образовательное учреждение №»;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» <адрес>;
и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Также просит взыскать расходы оказанные юридические услуги в размере <данные изъяты> руб. и за уплату госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца, ответчиком неправильно произведен подсчет специального стажа и неправомерно не включены спорные периоды работы, что нарушает ее права на пенсионное обеспечение.
Истец Аксакова Т.А. и ее представитель А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, и вновь привели их суду.
Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении просил отказать в удовлетворении заявленных Аксаковой Т.А. исковых требований. Решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
По сведениям материалов пенсионного дела истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем в МОУ «ДОУ №» <адрес>, МДОУ «Детский сад №» <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве воспитателя в МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в качестве воспитателя в МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» <адрес>.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией – ДД.ММ.ГГГГ, требуемая продолжительность специального стажа составляет 25 лет, фактическая продолжительность специального стажа истца составила 21 год 4 дня.
Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратилась в суд.
В соответствии с п. 19 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определен порядок реализации ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе, применяется:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Истец просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МОУ «Дошкольное образовательное учреждение №».
Указанные периоды работы не включены ответчиком в подсчет специального стажа, поскольку наименование учреждения не отнесено к числу учреждений, предусмотренных Списком.
На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П, которым положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, положение, согласно которому в стаж в педагогической деятельности включается лишь осуществлявшаяся в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признаны противоречащими Конституции РФ. Названным постановлением определено, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), которые включались в стаж ранее действовавшим законодательством, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Для определения права на включение спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению в период до 01 ноября 1999 года Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривался такой вид учреждения как «Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, детские ясли, сады-ясли)», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитатель». Кроме того, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), в том числе воспитатели.
Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, было предусмотрено, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют воспитатели, работающие в детских садах, объединенных ясли-садах и в детских дошкольных учреждениях всех типов.
С 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривается такой вид учреждения как «Дошкольные образовательные учреждения (прогимназия, детский сад), «Дом ребенка (в том числе специализированный)», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитатель».
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 10 п. 1 ст. 28 (п. п. 19 п. 1 ст. 27) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно п. 13 Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены данные организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Как усматривается из исторической справки о переименовании учреждения ДД.ММ.ГГГГ Детский сад-ясли № был переименован в МОУ «Дошкольное образовательное учреждение №», а затем ДД.ММ.ГГГГ – в МДОУ «Детский сад №».
Таким образом, судом установлено, что Аксакова Т.А. в указанные выше периоды работала в должности воспитателя, включенную в Списки, в детском дошкольном образовательном учреждении, где осуществляла педагогическую (образовательную) деятельность в сфере дошкольного образования.
Фактически выполняемая истицей педагогическая деятельность подтверждается записями в трудовой книжке, уточняющими справками, имеющимися в материалах пенсионного дела, дающими право на назначение досрочной страховой пенсии
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что несоответствие наименования учреждения, в которых работала истец, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в специальный педагогический стаж. Несвоевременное приведение работодателем наименований учреждений в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав.
При изложенных обстоятельствах периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МОУ «Дошкольное образовательное учреждение №» подлежат включению в специальный страховой стаж.
Истец также просит включить в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» <адрес>, который не был включен ответчиком в подсчет специального стажа в связи с отсутствием индивидуальных сведений на индивидуальном лицевом счете.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в пункте 1 раздела «Наименование должностей» предусмотрена должность «воспитателя», что является основанием для удовлетворения исковых требований в этой части.
При этом отсутствие сведений на лицевом счете застрахованного лица не может являться основанием для отказа во включении указанного периода в трудовой стаж по следующим основаниям.
Организация индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируется Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с п.2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, также предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 6 указанного закона на территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета, в общей части которого, в том числе, указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Страхователь (работодатель) предоставляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемой особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 11 Закона).
Таким образом, учитывая то, что по правилам ст. ст. 8, 15 названного закона, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные ст. 11 данного закона, возложена на страхователя – работодателя, суд приходит к выводу, что отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете истицы свидетельствует лишь о неисполнении работодателем установленной законом обязанности, и не может служить подтверждением отсутствия у истца страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенное, а также с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, о том, что невыполнение страхователями требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о включении в подсчет специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» <адрес>.
Истец также просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и нахождения в дополнительных учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего «дня», если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом не предусмотрено включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в дополнительном отпуске.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в дополнительных учебных отпусках.
Ст.187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Судом установлено, что истец в спорные периоды работала в должности воспитателя в дошкольных учреждениях, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника. Вследствие этого истец была направлена работодателями на курсы повышения квалификации и в дополнительные учебные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается материалами пенсионного дела, справками МБДОУ Детский сад № 13 «Теремок» и выписками из приказов.
При изложенных обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в дополнительных учебных отпусках подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.
Истцом заявлено требование о возложении на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР – Чувашии обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения к ответчику – с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в соответствии со ст.30 от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом удовлетворенных исковых требований у истца имеется требуемая продолжительность специального стажа на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным назначить истцу с указанного времени досрочную страховую пенсию по старости и признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии с указанной даты незаконным.
Истец также просит взыскать с ответчика судебные расходы на юридических оплату в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование своих требований в этой части она представила суду копию договора поручения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что между Аксаковой Т.А. и А. заключен договор, в рамках которого А. взял на себя обязательство по подготовке искового заявления от ее имени к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ЧР – Чувашии о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, а также по участию в качестве представителя в судебном процессе. Стоимость оказанных услуг составила <данные изъяты> рублей, которые оплачены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской А. непосредственно в самом договоре.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 ГПК РФ.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Исковые требования Аксаковой Т.А. удовлетворены в полном объеме, в связи с чем ответчик в соответствии со ст.98 ГПК РФ обязан возместить ей понесенные судебные расходы.
Принимая во внимание объект судебной защиты и объем защищаемого права, категорию спора и уровень его сложности, затраченное время на его рассмотрение (участие представителя в одном судебном заседании), совокупность представленных в подтверждение своей правовой позиции документов и фактические результаты рассмотрения заявленных требований, исходя из разумности размера подлежащих отнесению на ответчика расходов, суд приходит к выводу о необходимости снижения заявленной Аксаковой Т.А. суммы и полагает необходимым взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары ЧР – Чувашии в ее пользу расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 руб., как со стороны, проигравшей спор, считая ее разумной и справедливой.
В силу требований ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию уплаченная госпошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать незаконным Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики- Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Аксаковой Т.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии включить Аксаковой Т.А. в специальный страховой стаж периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- нахождения в дополнительных учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МОУ «Дошкольное образовательное учреждение №»;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» <адрес>.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии назначить Аксаковой Т.А. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии в пользу Аксаковой Т.А. расходы на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> руб., по госпошлине в размере <данные изъяты> руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в месячный срок со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В.Мартьянова