20 февраля 2017 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Монгуш Д.В., с участием истца Д., третьего лица судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д к Индивидуальному предпринимателю СБ о признании недействительным и отмене результатов оценки стоимости арестованного имущества,
у с т а н о в и л :
Истец Д обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю СБ. о признании недействительным и отмене результатов оценки стоимости арестованного имущества, указав, что в рамках исполнительного производства от <данные изъяты>, возбужденного в отношении должника Ш, предмет исполнения: алименты на содержание ребенка, в пользу взыскателя Д, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва С об участии в исполнительном производстве специалиста от ДД.ММ.ГГГГ для оценки арестованного имущества - земельного участка, <данные изъяты>, для участия в исполнительном производстве привлечена специалист СБ. Согласно отчету об оценке объекта оценки независимого оценщика индивидуального предпринимателя СБ. от <данные изъяты> рыночная стоимость, вышеуказанного объекта недвижимости составляет 110 000 (сто десять тысяч) рублей. Постановлением указанного судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки от ДД.ММ.ГГГГ данные результаты оценки арестованного имущества приняты. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. О произведенной оценке арестованного имущества истица была извещена судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ путем вручения ксерокопий первых пяти страниц отчета об оценке объекта оценки от <данные изъяты>. С произведенной ответчиком оценкой стоимости арестованного имущества истица не согласна и считает ее необъективной и необоснованно заниженной, что нарушает ее права как взыскателя, поскольку арестованное имущество может быть реализовано по цене ниже его реальной рыночной стоимости. Оценка объекта недвижимости произведена без его осмотра, что оценщик обосновывает п. 20 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительств или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный,предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования. При этом на указанном земельном участке объекты капитального-строительства отсутствуют и таким образом, ссылка оценщика на данную норму необоснованна. Вместе с тем, на земельном участке имеется ряд хозяйственных построек – летний домик, баня, сарай и т.п. Участок имеет инфраструктуру в виде подключения к электрическим сетям и наличие оборудования водоснабжения, а также сельскохозяйственные насаждения. Данное имущество является улучшением земельного участка, имеет значительную стоимость, и соответственно существенно влияет на рыночную стоимость самого участка, что оценщиком учтено не было в связи с тем, что осмотр оцениваемой недвижимости им не производился Рыночная стоимость подобного земельного участка очевидно существенно выше земельных участков аналогичных площади и расположения, но подобных улучшений не имеющих. Кадастровая стоимость указанного земельного участка, согласно Публичной кадастровой карте РФ, составляет 144 925,12 рублей. Оценка рыночной стоимости, таким образом, получена путем простого понижения кадастровой стоимости земельного участка на 25%. Просит суд признать недействительным и отменить результаты проведенной независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем СБ. оценки арестованного имущества – земельного участка, <данные изъяты>, адрес объекта: <данные изъяты> согласно отчету об оценке объекта оценки от <данные изъяты>, приостановить исполнительное производство от <данные изъяты> в части реализации вышеуказанного арестованного имущества до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам искового заявления.
Истица в судебном заседании поддержала иск в полном объеме, просила удовлетворить по указанным в нем основаниям.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель С. вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.
В судебное заседание третье лицо Ш. не явился, извещался по последнему известному суду адресу.
В судебное заседание ответчик СБ. не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем, суд рассматривает дело в отсутствие надлежаще извещенного ответчика.
Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва С. вынесено постановление о привлечении для участия в исполнительном производстве № возбужденного на основании исполнительного документа Исполнительного листа <данные изъяты> выданного судебным участком <данные изъяты> специалиста СБ. для оценки арестованного ДД.ММ.ГГГГ имущества должника Ш. – земельного участка, категория земель: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ независимым оценщиком СБ. составлен отчет № об оценке объекта оценки – земельного участка, <данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка составила 110000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва С. вынесено постановление о принятии результатов оценки в соответствие с отчетом №.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ независимым оценщиком М на основании постановления судебного пристава-исполнителя С. от ДД.ММ.ГГГГ об участии специалиста в исполнительном производстве составлен отчет № об оценке объекта оценки - земельного участка, <данные изъяты> <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка составляла 337000 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определены в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Закона под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) (ч. 1 ст. 11 Закона).
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 12 Закона).
В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (ст. 13 Закона).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Требования к порядку и проведению оценки и осуществлению оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности (абз. 1 ст. 20 Закона).
Согласно Приказа Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», действовавшего на день составления отчета об оценке, в отчете об оценке должно содержаться описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки.
Таким образом, в отчете <данные изъяты> составленного независимым оценщиком СБ. не имеется описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении данной оценки.
Требования истца о приостановлении исполнительного производства суд оставляет без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 436 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 437 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях: 1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; 2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества; 3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; 4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, приостановление исполнительного производства в связи с оспариванием оспаривания результатов оценки арестованного имущества является правом, а не обязанностью суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Д к Индивидуальному предпринимателю СБ о признании недействительным и отмене результатов оценки стоимости арестованного имущества, удовлетворить частично.
Признать недействительным отчет об оценке объекта оценки <данные изъяты> произведенной независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем СБ, объект оценки: земельный участок, <данные изъяты> и отменить результаты проведенной оценки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2017 года (23-26 февраля 2017 года – выходные, нерабочие дни).
Судья И.И. Успун