Решение по делу № 33а-4031/2017 от 16.11.2017

Судья Каменев А.Б.

№ 33а-4031/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 декабря 2017 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Коваленко С.В.

при секретаре Рочевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 22 сентября 2017 г. по административному исковому заявлению Моккиевой Е.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением от (.....) Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок отказал МоккиевойЕ.А. в утверждении схемы расположения земельного участка и представлении участка в собственность многодетной семье. Данное решение административный истец просила признать незаконным, ссылаясь на соответствие ее семьи критериям многодетной (наличие трех детей и постоянное проживание на территории Республики Карелия). Полагает, что отсутствие в представленных документах копии паспорта супруга Моккиевой Е.А. не могло являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что фактическим местом проживания семьи является г.Лахденпохья, о чем свидетельствует посещение ее детей образовательных учреждений названного населенного пункта, а также справка участкового уполномоченного полиции, который по роду своей деятельности располагает такой информацией. Суд не принял во внимание справку о временной регистрации Моккиевой Е.А. Относительно отсутствия в поданных ею документах копии паспорта супруга указывает, что при приеме документов данную копию у нее не требовали.

Определением суда апелляционной инстанции от 25 декабря 2017 г. произведена замена административного ответчика Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ненилина И.А. поддержала доводы жалобы.

Представитель административного ответчика Акулич Е.В. просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из дела усматривается, что (.....) Моккиева Е.А. обратилась с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ.

Пунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что на основании решения уполномоченного органа осуществляется бесплатное предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным п. 2 ч. 3 ст. 1 закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия.

К числу документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, относятся документы, удостоверяющие личности членов многодетной семьи (паспорта, свидетельства о рождении детей) (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК), а также документы, подтверждающие состав многодетной семьи и проживание членов многодетной семьи на территории Республики Карелия (свидетельство о заключении брака (при наличии), для детей, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о регистрации по месту жительства или справка о регистрации по месту жительства) (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК).

Решением, оформленным письмом от (...), Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок сообщил истцу о невозможности признания ее семьи имеющей право на бесплатное получение земельного участка. В качестве обоснования принятого решения указано на отсутствие в представленных документах копии паспорта супруга административного истца и документа, подтверждающего его регистрацию по месту жительства; отсутствие у Моккиевой Е.А. и ее малолетних детей постоянной регистрации по месту жительства на территории Республики Карелия.

Как следует из материалов дела, в состав семьи административного истца помимо нее самой входят ее супруг (.....) и несовершеннолетние дети (...) года рождения, (...) года рождения, (...) года рождения.

Согласно справке о регистрации от (.....) и данным, внесенным в паспорт Моккиевой Е.А., административный истец и ее дети зарегистрированы по месту жительства по адресу: (.....). Указанное жилое помещение представляет собой комнату площадью (...)-комнатной квартире общей площадью (...)

Наряду с документами, содержащими сведения о регистрации по месту жительства, административному ответчику были представлены копии справки Отдела социальной защиты населения администрации (...) от (.....) о принятии (.....) решения о снятии Моккиевой Е.А. с учета нуждающихся в предоставлении земельного участка, а также справки участкового уполномоченного полиции от (...). о том, что Моккиева Е.А. проживает совместно с супругом и тремя несовершеннолетними детьми по адресу: (.....).

Копии документов, удостоверяющих личность супруга Моккиевой Е.А. и подтверждающих его регистрацию по месту жительства в Республике Карелия, административному ответчику действительно представлены не были.

В силу п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В подтверждение факта проживания своей семьи в г.Лахденопохья административный истец представила справки образовательных организаций и участкового уполномоченного полиции.

Доказательств наличия у Моккиевой Е.А. и ее несовершеннолетних детей регистрации ни по месту пребывания, ни по месту жительства в Республике Карелия на момент обращения к административному ответчику не имеется.

Судебная коллегия отмечает, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, на что в постановлении от 02.02.1998 № 4-П сослался Конституционный Суд Российской Федерации, указав также, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В этой связи правовое регулирование п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК, ставящее возможность подтверждения факта проживания членов многодетной семьи на территории Республики Карелия исключительно в зависимость от регистрации по месту жительства, приведенным выше разъяснениям не соответствует.

Отсутствие регистрации по месту жительства в Республике Карелия не исключает возможность установления места фактического проживания в судебном порядке исходя из оценки обстоятельств, свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов.

Однако материалы настоящего дела, в частности, пояснения представителя административного истца, свидетельствуют о том, что Моккиева Е.А. сохраняет регистрацию по месту жительства в (.....) с целью получения мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами города федерального значения, т.е. ею не утрачена правовая и социальная связь с иным субъектом Российской Федерации.

Ответчик же в рамках административных процедур, определяющих порядок обеспечения многодетных семей земельными участками, не наделен самостоятельными полномочиями по выбору и установлению действительного места жительства обращающегося к нему за соответствующей мерой государственной поддержки лица, в связи с чем связан данными компетентных органов о том, что указанное лицо имеет регистрацию по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации.

Поскольку надлежащих документов либо судебного акта, подтверждающего фактическое проживание семьи административного истца в г. Лахденпохья, административному ответчику представлено не было, оспариваемый отказ обоснованно признан судом законным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 22 сентября 2017г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-4031/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Моккиева Е.А.
Ответчики
Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок
Другие
Администрация Мийнальского сельского поселения
Ненилина И.А.
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
20.11.2017[Адм.] Передача дела судье
25.12.2017[Адм.] Судебное заседание
09.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее