Дело №2-303-2019 22RS0029-01-2019-000594-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2019 года с.Кулунда
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Балухиной В.Н,
При секретаре Музычко О.И.,
С участием сторон: истица Тевс Т.Б., представителя ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» Юрченко С.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тевс Татьяны Борисовны к ОАО «»Алтайкрайэнерго» о признании незаконным действия и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Тевс Т.Б. обратилась с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго» с требованием о признании незаконными действия ответчика по применению норматива потребления электроэнергии в размере 108,82 квт.ч. в месяц на 1 человека при оплате услуг по электроснабжению в отношении ее как потребителя за период с /////// обязании ОАО «Алтайкрайэнерго» и КГКУ Управление социальной защиты населения по Кулундинскому району с ///////. применять в отношении нее норматив потребления электроэнергии в размере 445,18 квт.ч. в месяц на 1 человека и взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., а также штраф за отказ от добровольного урегулирования спора в размере 5000 руб. и расходов по оплате госпошлины - 300 руб.. В обоснование своих требования истица ссылается на то, что она с семьей проживает в частном доме, площадью 95 кв.м., который был ими оборудован электроотоплением, горячим водоснабжением, холодным водоснабжением, а также имеется кухня со стационарной электроплитой. Установленное оборудование, в том числе и стационарная электроплита технологически подсоединено к сетям ОАО «Алтайкрайэнерго». Вся необходимые документы имеется: заявка, договор на технологические присоединение, техусловия на подключение, акт выполнения техусловий, акт осмотра электроустановок, акт осуществления технологического присоединения. Все элементы благоустройства отражены в техническом паспорте. Она является получателем денежной компенсации от Управления социальной защиты населения в размере 50% стоимости приходящейся на ее долю потребленных коммунальных услуг, в том числе и за электроэнергию, но не выше утвержденного норматива. Управлением Алтайского края по госрегулированию цен и тарифов принято решение о нормативах по электроснабжению жилых домов в Алтайском крае от 16.11.2018г., где указано, что на каждого члена семьи по показателям благоустройства дома (из 4 и более комнат, где проживает 4 человека, оборудованного стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения) должно приходиться минимум по 445,18 квт.ч. электроэнергии на 1 человека в месяц. В связи с этим ее максимальная 50% компенсация при стоимости 3,2 руб. должна составлять 712,23 руб. Вместе с тем, ответчик с декабря 2018г. для расчета учитывает норматив в размере 108.82 квт.ч., без учета наличия стационарной электроплиты и такие недостоверные сведения подает в Управление социальной защиты населения, что уменьшает ее право на соответствующую денежную компенсацию, уменьшая ее. Своими незаконными действиями ОАО «Алтайкрайэнерго» причинило моральный вред, исходя из того, что она вынуждена экономить на электроэнергии, урезать объем использования своих имеющихся услуг в доме, так как размер пенсии с мужем незначителен и денежная компенсация недостаточная для покрытия расходов.
В судебном заседании истица свои требования подержала в полном объеме, дополнительно указав, что после того как с декабря 2018г. в отношении нее стали применять иной норматив, она стала обращаться к ответчику, при этом она представила им все документы по наличию у нее электроплиты, о чем отражено в техническим паспорте, технических условиях на электроснабжение, заявки на технологическое присоединение. О том, что необходимы еще какие-то документы, ей никто не говорил. Ей был дан ответ, что для признания дома оборудованного стационарной плитой в установленном порядке необходимо, в том числе разрешение органов исполнительной власти, но при обращении ее в сельсовет за этим, ей указали на то, что такого ими не делается. Также относительно разрешения вопроса оборудования стационарной электроплитой жилого дома непосредственно при проектировании и строительстве жилого дома, то в данном случае такого проектирования не делается при строительстве частного дома. Еще при вводе жилого дома в эксплуатацию ими была подведена сеть к месту нахождения электроплиты, которая была после вселения в дом приобретена и подключена. Кроме того, при оформлении и технологическом присоединении электрокотла, которую производили ответчики, для подтверждения и оборудования дополнительно этой электроплиты, она указала о ней в заявке на технологическое присоединение, с чем согласился ответчик в то время. Безрезультатные хождения для разрешения данного спора к ответчику, отказы в удовлетворении ее требований, как потребителю услуг, причиняло ей страдания. Она нервничала, переживала, так как при небольшой пенсии ей приходилось экономить на всем, в том числе на продуктах.
Представитель ответчика Юрченко С.Н. с требованиями истца не согласен, указав, что при заключении договора истцом по энергоснабжению дома не указывалось о наличии установленной в домовладении стационарной электроплиты. В последующем после обращения истицы к ним, ей предлагалось подтвердить этот факт соответствующими документами. Вопрос оборудования жилых помещений стационарными электроплитами решается при проектировании и строительстве, а в последующем при переустройстве жилого помещения, которое предполагает собой установку, замену или перенос инженерных сетей, электрического или другого оборудования, требует внесения изменений в технический паспорт помещения. Для подтверждения наличия стационарной плиты необходимо предоставление определенных документов, которые истице предлагалось представить, однако этого сделано не было. В техпаспорте истицы не отражено наличие электроплиты, а просто рисунок об этом не может учитываться. Обычное увеличение энергомощности жилого дома недостаточно для признания его оборудованным стационарной электроплитой. Истец не доказал наличие причиненного ей морального вреда, а также неправомерно требование о взыскании штрафа, так как в данном случае отношения между сторонами регулируется специальными нормами в сфере электроснабжения, а не только законом о защите прав потребителей. В настоящее время в Алтайском крае нет энергетической комиссии, которая бы давала разрешение на установку стационарных электроплит и решение этого вопроса отдано ресурсоснабжающим организациям. Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998г. утвержден технический паспорт, который является обязательным для БТИ и которым предусмотрена графа, в которой должно быть отражено значение о наличии либо отсутствии напольной электроплиты, тогда как в техническом паспорте истицы этого нет, как этого требуют правила для признания дома оборудованным стационарной электроплитой.
Определением суда в части предъявления искового требования к КГКУ Управления социальной защиты населения по Кулундинскому району об обязании применения иного норматива потребления электроэнергии производство прекращено в связи с отказом истица от требования.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Порядок оборудования домов электроприборами, в частности, бытовыми стационарными электроплитами для пищеприготовления, регламентирован в разделе 4 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 (зарегистрирована в Минюсте России 26.01.1993 N 127).
Согласно п. 4.1 указанной Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, автономным областям и автономным округам.
Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.
Разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более (п. 4.2.1 вышеназванной Инструкции).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, определяют условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений (п. 1.7).
Согласно п. 1.7.1 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя, в том числе установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2).
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго от 13.01.2003 N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1). До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
В соответствии с п.7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. /в ред. от 13.08.2018/ установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2019 N 682)
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется.
Таким образом, законом регулируется порядок оборудования домов электроприборами, в том числе стационарными электроплитами, процедуру и установку этих энергопотребляющих устройств.
Иными словами, под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией.
Дом считается оборудованным стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с утвержденным проектом ( при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий энергоснабжающей организацией, выполненных специализированной организацией, а также приемки электроустановки органами Ростехнадзора) или если произведена реконструкция электрических сетей дома, с внесением соответствующих изменений в техническую документацию жилого дома.
К данной категории относится технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц с максимальной мощностью до 15 кВт включительно ( с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Документом, отражающим все технические характеристики жилого многоквартирного дома, сданного в эксплуатацию, и устанавливающим, в том числе, тип плит для пищеприготовления, предусмотренный в доме, является технический паспорт на жилой дом, в который необходимо внести изменения в случае оборудования дома стационарными электрическими плитами.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит, что для признания дома оборудованного стационарной электрической плитой разрешения энергетической комиссии ввиду ее отсутствия не требуется, на что ссылался ответчик изначально при даче истице ответа на ее обращение и отказе в применении иных норм для компенсации как льготнику ввиду непредставления разрешения органа исполнительной власти, как и ввиду отсутствия акта допуска дома в эксплуатацию органом Ростехнадзора.
Как установлено в судебном заседании истица имеет на праве собственности и проживает в жилом доме по пер.Мемориальный 10, с.Кулунда, Алтайского края, оборудованном в установленном порядке стационарной электроплитой для пищеприготовления и электроотопительными установками (электрическим котлом ).
Установка данных энергопринимающих устройств произведена в соответствии с требованиями закона: на основании заявки истицы на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 квт ( с учетом ранее присоединенной мощности) при этом в данную заявку наряду с электрическим котлом включена и электроплита; актом осмотра электроустановок заявителя; выданными ответчиком техническими условиями на электроснабжение жилого дома; договором об осуществлении технологического присоединения; актом о выполнении технических условий /монтаже/; актом об осуществлении технологического присоединения.
Указанные документы оформлены в 2013г., подписи и печать в них участников имеются, что указывает на разрешение и согласование между ними проведение таких работ и подключение данного домовладения с имеющимися и обозначенными в заявлке Тевс Т.Б. энергопринимающих устройств к электросетям ответчика.
Таким образом, суд находит, что представленные суду истицей доказательства установки и присоединения электрический плиты, произведенная специализированной организацией, имеющей права производить такие работа и выдачу разрешений, подтверждает, что указанное жилое помещение в установленном порядке оборудовано стационарной электроплитой.
Как следует из представленного суду технического паспорта, составленного и выданного в установленном порядке соответствующим органом, который был составлен на момент ввода жилого дома в эксплуатацию и в нем факт наличия электрической плиты отражен в поэтажном плане строения, что судом принимается во внимание, несмотря на то, что это отражение сделано до момента получения разрешения от ресурсоснабжающей организации.
Суд находит, что таким образом истица путем технологического присоединения электрической плиты на основании технических условий, произведенных в 2013г. узаконила установку электроплиты в установленном порядке, что приравнивается к оборудованию дома стационарной электрической плитой со всеми вытекающими последствиями и не требовало внесение изменений в технический паспорт об установке этого оборудования.
В связи с этим, суд находит необоснованным довод ответчика относительно, того, что в техническом паспорте отметки о наличии стационарной плиты не имеется необоснованным.
Факт отражения наличия такой плиты в доме в техническом паспорте имеется и в данном случае суд находит несущественным в отдельной графе факта указания об этом либо в поэтажном плате строения и считает это обстоятельство не противоречащим закону.
Таким образом, суд находит доказанным тот факт, что жилое помещение истицы в установленном порядке оборудовано стационарной электроплитой. Простое наличие газ плиты не влияет на достоверность этого факта.
Законом Алтайского края от 03.12.2004г установлена меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг реабилитированным, которые распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей и составляют в том числе 50% электрической энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Решением Управления Алтайского края по госрегулированию цен и тарифов от 16.11.2018г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края» ( приложение №1 п.5) установлены нормативы по электроснабжению для жилых домов, оборудованных стационарными электроплитами и применительно к количеству проживающих в доме истицы он составляет 445,18 квт.ч. в месяц на 1 человека.
С учетом изложенного, суд находит, что действия ответчика по применению норматива потребления электроэнергии в размере 108,82 квт.ч. на 1 человека при оплате услуг по электроснабжению в отношении Тевс Т.Б. не соответствующими закону и потому ее требования о признании незаконными таких действий обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Денежная компенсация за потребленные коммунальные услуги льготникам производится Управлением социальной защиты населения, при этом в силу имеющегося между ОАО «Алтайкрайэнерго» Кулундингского отделения и Управлением социальной защиты населения по Кулундинскому району соглашения сведения о нормативах по электроэнергии предоставляет ресурсоснабжающая организация.
Учитывая, что в отношении истицы ответчиком с декабря 2018г. предоставляется неверный норматив по электроснабжению, что нарушает ее право на получение законной денежной компенсации в сторону уменьшения, что позволяет суду сделать вывод об обоснованности требования истицы по обязыванию ответчика с указанного времени применить норматив потребления электроэнергии в размере 445,18 квт.ч. в месяц на одного человека.
Вопрос о применении ОАО «Алтайкрайэнерго» указанного норматива, как и решение вопроса об оплате за электроэнергию в связи с оборудованием дома стационарной плитой регулируется также и законом о защите прав потребителей, который вследствие нарушения исполнителем услуг потребителю возмещает моральный вред при наличии его вины и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Как видно из материалов дела, истица в связи с применением ответчиком иного норматива потребления электроэнергии была вынуждена обращаться за разрешением спора к ответчику, собирать документы, и в конечном итоге получать денежную компенсацию в меньшем объеме, что отражалось на материальном обеспечении семьи, имеющий незначительный доход и влекло переживания, причиняющие нравственные страдания.
При таких обстоятельствах и в силу требований ст.15 Закона «О защите прав потребителей» в пользу истицы подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
Суд находит также подлежащим удовлетворению в силу п.6 ст.13 указанного Закона требование о взыскании с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке требований истицы штрафа в размере 50% от присужденной суммы в пользу истицы, что составляет 2500 руб.
Согласно ст.98 ГПК РФ в пользу истицы подлежит взысканию с ответчика и оплаченная ею при подаче иска в суд госпошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тевс Т.Б. к ОАО «Алтайкрайэнерго» удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии в размере 108,82 квт.ч. в месяц на одного человека при оплате услуг по электроснабжению в отношении Тевс Т.Б. ///////
Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» применять с ///////. норматив потребления электроэнергии в размере 445,18 квт.ч в месяц на одного человека в отношении Тевс Т.Б.
Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в пользу Тевс Т.Б. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф за отказ от добровольного урегулирования спора в сумме 2500 руб. и госпошлину в сумме 300 руб. и всего 7800 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение месяца, начиная с ///////
Судья В.Н.Балухина
Мотивированное решение изготовлено ///////