Строка статотчета 079, г/п 00 =00
Судья: Поздеева Ю.М. Дело № 33-6982/2020 2 декабря 2020 года
Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.
судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.
при секретаре судебного заседания Искусовой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-3024/2020 по иску Терентьева Алексея Вячеславовича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о включении в расчет выслуги лет периодов замещения государственной должности, проведении перерасчета военного пенсионного стажа, по апелляционной жалобе Терентьева Алексея Вячеславовича на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
Терентьев А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН по Архангельской области) о включении в расчет выслуги лет периодов замещения государственной должности, проведении перерасчета военного пенсионного стажа, сославшись на то, что с 27 мая 2005 года по 3 октября 2018 года проходил военную службу в УФСИН по Архангельской области, уволился по достижению выслуги лет, дающей право на получение пенсии, выслуга лет, дающая право на получение пенсии на 3 октября 2018 года составила: в календарном исчислении – 15 лет 2 месяца 28 дней, при этом в выслугу лет не включен период замещения им должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Федеральной службе судебных приставов по Архангельской области с 25 мая 2003 года по 26 мая 2005 года с присвоением классного чина. По мнению истца должность, которую он замещал в Федеральной службе судебных приставов по Архангельской области, является государственной должностью Российской Федерации, период службы в данной должности подлежит включению в стаж службы в уголовно-исполнительной системе с перерасчетом военного пенсионного стажа.
В судебном заседании представитель УФСИН по Архангельской области Зуева Е.Н. иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие Терентьева А.В.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 августа 2020 года Терентьеву Алексею Вячеславовичу отказано в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о включении в расчет выслуги лет периодов замещения государственной должности, проведении перерасчета военного пенсионного стажа.
С данным решением не согласился Терентьев А.В., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду его незаконности и принять по делу новое решение, так как суд неверно истолковал Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, в соответствии с которым помимо периодов, указанных в пункте 1, в календарном исчислении засчитываются периоды замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации. Суд ссылается на доводы ответчика, который упоминает Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 723, несмотря на то, что правоотношения между сторонами наступили в 2018 году.
Суд не учел, что ответчиком не исполнены требования п. 17.11 приказа Минюста России от 6 июня 2005 года № 76 (с изменениями на 123 декабря 2013 года), п. 6 ч. 2 гл. 5 Порядка прохождения службы в органах внутренних дел, ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, согласно которым в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.
Суд не принял во внимание ст. ст. 2, 4, ч. 1 ст. 5, ч.ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, а также ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
Судом не исследованы положения ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, согласно которым стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
Следовательно, на основании ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона № 58-ФЗ от 27.05.2003г. в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида включается продолжительность государственной службы другого вида.
В соответствии с ст. 4, ч. 1 ст. 5, ч. 2 п. 4 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ и ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.
Государственные гражданские служащие замещают должности федеральной государственной гражданской службы и должности государственной гражданской службы субъекта в РФ, указанные в реестрах должностей и подразделяются на группы. Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины.
Замещая должности федеральной государственной гражданской службы и должности государственной гражданской службы субъекта РФ, государственные гражданские служащие обеспечивают исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, должности федеральной государственной гражданской службы и должности государственной гражданской службы субъекта РФ, являются государственными должностями федеральной государственной гражданской службы и государственными должностями государственной гражданской службы субъектов РФ, так как такие должности включены в государственные реестры.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Из п. 1, п.п. 1 п. 2 Положения о Федеральной службе судебных приставов федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.
Следовательно, должность судебного пристава-исполнителя относится к государственной должности федеральной государственной гражданской службы.
Из статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ следует, что стаж, замещения истцом должности судебного пристава-исполнителя, подлежит включению в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе.
Изучив материалы дела, выслушав Терентьева А.В., а также представителя УФСИН по Архангельской области Зуеву Е.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Терентьев А.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с 27 мая 2005 года по 3 октября 2018 года.
Приказом по УФСИН России по Архангельской области от 19 сентября 2018 года № 550-лс <данные изъяты> Терентьев А.В. уволен по пункту 4 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
На 3 октября 2018 года выслуга лет Терентьева А.В. для назначении пенсии составила: в календарном исчислении – 15 лет 2 месяца 28 дней; в льготном - 21 год 9 месяцев 16 дней. Терентьеву А.В. назначена пенсия по выслуге лет.
В выслугу лет Терентьева А.В. не включен период работы в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Федеральной службе судебных приставов по Архангельской области с 16 июля 2003 года по 26 мая 2005 года.
Суд правильно отказал Терентьеву А.В. в удовлетворении заявленных им требований.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции с 25 мая 2003 года по 26 мая 2005 года) предусмотрено, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» после внесения Федеральным законом от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ изменения имеет наименование «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Вопросы расчета выслуги лет в уголовно-исполнительной системе регулируются положениями Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
С 1 января 2020 года на основании пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается период прохождения гражданином службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ).
Также в соответствии с подпунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона № 197 в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее – Закон № 4468-1) (в календарном или льготном исчислении).
Согласно пункта «а» статьи 13 Закона № 4468-1 (в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 года № 154-ФЗ, действующей на дату увольнения истца из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации) право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица, проходившие службу в органах внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Федеральным законом от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ, как указано выше, вступившим в силу с 1 января 2020 года, данный перечень дополнен службой в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 также утвержден порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее – Порядок исчисления выслуги).
Согласно указанному Порядку исчисления выслуги на дату увольнения Терентьева А.В. из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации период службы в должности судебного пристава в выслугу лет в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не засчитывался.
Однако постановлением Правительства РФ от 21 мая 2020 года № 723 в постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 внесены изменения, согласно которых действие Порядка исчисления выслуги лет распространено на органы принудительного исполнения Российской Федерации.
При этом, в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 21 мая 2020 года № 723 установлено, что по общему правилу его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
При таком положении, поскольку в нормах пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в других вышеприведенных законодательных актах отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям подлежит применению часть 1 статьи 38 Федерального закона № 197-ФЗ (в редакции, действующей на дату увольнения истца из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации), которой установлено, что стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Указанный порядок, действовавший в период службы Терентьева А.В. в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также и на момент его увольнения с указанной службы, не предусматривал включение периода службы гражданина в должности судебного пристава (в частности, судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) в выслугу лет в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При этом на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации Терентьев А.В. не состоял. Будучи уволенным из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в 2018 года, истец не приобрел права на включение периода занятости в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в выслугу лет в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Соответственно, правомерно отказано судом и в удовлетворении производного требования - проведении перерасчета военного пенсионного стажа.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда в пределах доводов жалобы, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Терентьева Алексея Вячеславовича – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.И.Хмара
Судьи: Е.М.Бланару
Д.А.Маслов