№ 3а-156/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа2019 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретареСафоновой М.В.,
с участием представителя административного ответчика Дуб Н.С.,представителей Правительства Республики КарелияЮркова Е.О., Правительства Республики Карелия и Министерства социальной защиты Республики Карелия Поповой Н.Б.,рассмотревв открытом судебном заседании административное дело поадминистративному исковому заявлениюЛичман Н.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Личман Н.А. обратилась с административным иском по тем основаниям, что решениемМедвежьегорского районного суда Республики Карелия от 14 мая 2018 г.(в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 июля 2018 г.) на администрацию муниципального образования«Медвежьегорский муниципальный район»(далее – администрация)возложена обязанность предоставить ейна территории Медвежьегорскогомуниципального районаРеспублики Карелия благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Решение суда в установленный законом срок не исполнено, жилое помещение по договору найма предоставлено 19 апреля 2019 г.
Считая, что длительное неисполнение решения суда привело к нарушению ее права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон №68-ФЗ),просит взыскать компенсацию в размере 200000 руб.
Определением судьи от 19 июля 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, отдел судебных приставов по Медвежьегорскому району УФССП России по Республике Карелия, определением суда от 08 августа 2019 г. - Министерство финансов Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, Правительство Республики Карелия.
Представитель администрации в судебном заседаниипросила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
ПредставителиПравительства Республики Карелия и Министерства социальной защиты Республики Карелия возражали против удовлетворения требований в заявленном размере.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, гражданского дела № (...), суд приходит к следующим выводам.
Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 14 мая 2018 г. (в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 июля 2018 г.) на администрацию возложена обязанность предоставить Личман Н.А.на территории Медвежьегорскогомуниципального районаРеспублики Карелия благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение вступило в законную силу 24 июля 2018 г.
10 августа 2018 г. выдан исполнительный лист серии (...)
Исполнительный лист предъявлен к исполнению 22 августа 2018 г., судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Медвежьегорскому району УФССП России по Республике Карелия27 августа 2018 г. возбуждено исполнительное производство № (...)
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 декабря 2018 г. с администрации взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб., от уплаты которого определением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 05 марта 2019 г. администрация была освобождена.
19декабря 2018 г., 18 февраля 2019 г.в отношении Главы администрации вынесены предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации от 19 апреля 2019 г. № 232 административному истцу предоставлена квартира (...), заключен договор найма жилого помещения.
24 апреля 2019 г. постановлением судебного пристава-исполнителяисполнительное производство окончено.
Обстоятельства дела участниками судебного разбирательства не оспариваются.
Часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления КонституционногоСуда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).
Федеральный закон № 68-ФЗустановил право взыскателя при нарушении в случае неисполнения в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера» часть 8 статьи 3изложена в иной редакции, предусматривающей право взыскателя на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Указанная редакция вступила в действие с 01 января 2017 г.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (части 2,3 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ).
При этом в соответствии с пунктами 40,48,55постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Таким образом, общий срок продолжительности исполнения судебного акта составила07 месяцев 24 дня(с 27 августа 2018 г. по 24 апреля 2019 г.).
Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что право административного истцана исполнение решения суда в разумный срок нарушено, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что длительное неисполнение решения суда повлекло для административного истца негативные последствия в виде необходимости проживать у знакомых до фактического исполнения решения суда, при этом административный истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в особой социальной поддержке. Вместе с тем, административным ответчиком решение суда исполнено, что суд также принимает во внимание.
Довод административного ответчика об исполнении решений судов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Карелия, судом не принимается, поскольку межбюджетные отношения администрации, осуществляющей в силу Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а такжелиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия, и главного распорядителя средств бюджета по предоставлению указанных субвенций - Министерства социальной защиты Республики Карелия, не могут рассматриваться в качестве основания, оправдывающего нарушение разумных сроков исполнения судебного акта.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь принципом разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека, с учетом обстоятельств дела,суд считает необходимым удовлетворить требования частично в размере 15000 руб.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Статьей 20 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Медвежьегорскиймуниципальный район», утвержденным РешениемСовета Медвежьегорского муниципального района от 09 октября 2014 г. № 113, предусмотрено, что исполнение местного бюджета обеспечиваетсяадминистрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»в лице администрации за счет средств бюджета этого муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона №68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Аналогичная норма предусмотренав пункте 3 статьи 259 КАС РФ.
Порядок выдачи исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок установлен частью 3.1 статьи 353 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеЛичман Н.А. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» за счет средств бюджета муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в пользу Личман Н.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15000 руб.
Взыскать с муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» за счет средств бюджета муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в пользу Личман Н.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный СудРеспублики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
мотивированное решение
составлено 21августа 2019 г.