дело № 72-1370/2021 год
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 декабря 2021 года жалобу Саттарова Р.И. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 06 сентября 2021 года № 12-671/2021, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области № 66/12-7734-И/57-161 от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – открытого акционерного общества «Карпинский электромашиностроительный завод» (далее – ОАО «КЭМЗ», общество),
установил:
постановлением должностного лица ОАО «КЭМЗ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Решением судьи районного суда постановление должностного лица изменено, из него исключены выводы о виновности общества в нарушении требований ст.ст.211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации в части допуска к работе без проведения обучения (инструктажей) по охране труда советника по финансам Д. и советника генерального директора К., в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе защитник законный представитель общества Саттаров Р.И. просит состоявшиеся решения отменить, производство по делу прекратить за малозначительность деяния. Кроме того, автор жалобы указывает, что ОАО «КЭМЗ» не является медицинской организацией, а потому не обязано было разрабатывать инструкцию по охране труда для работников здравпункта.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации 13 января 2003 года № 1/29 утвержден «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников предприятий».
Пунктом 5 Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденных Приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 года № 835н предусмотрено, что на основе данных Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
Пунктами первым и вторым Правил по охране труда в медицинских организациях, утвержденных Приказом Минтруда России от 18 декабря 2020 года № 928н установлены государственные нормативные требования охраны труда при оказании медицинской помощи, организации и проведении основных процессов и работ в медицинских организациях. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при организации и осуществлении ими деятельности в области здравоохранения. На основе данных Правил и требований технической документации организации-изготовителя медицинского оборудования, используемого в медицинских организациях, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) (далее - Правила по охране труда в медицинских организациях).
Из материалов дела следует, что в период с 19 марта по 12 апреля 2021 года уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда в Свердловской области на основании распоряжения № 66/12-2316-И/57-161 от 10 марта 2021 года проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО «КЭМЗ», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Карпинск, ул. Карпинская,1 по соблюдению обществом норм трудового законодательства. В ходе проверки установлено, что работодателем не разработаны инструкции по охране труда для чистильщиков, работающих с пневматическим инструментом и работников здравпункта, что является нарушением ст.211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации и п.п.2.1.6, 3.3 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников предприятий», утвержденных Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении плановой выездной проверки (л.д.32-37), актом проверки (л.д.39-42), предписанием об устранении выявленных нарушений от 13 апреля 2021 года (л.д.43-45), протоколом по делу об административном правонарушении от 24 мая 2021 года, составленном в полном соответствии с положениями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.53-56), инструкцией № 11 по охране труда чистильщиков, работающих пневматическим инструментом (л.д.62-67), должностной инструкцией медицинской сестры здравпункта (л.д.77-80), лицензией на осуществление медицинской деятельности (л.д.81-82), инструкцией по охране труда работников здравпункта, утвержденной 09 апреля 2021 года (л.д.83-89) и иными материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО «КЭМЗ», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей обоснованно установлено нарушение ОАО «КЭМЗ» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и его действиям дана верная квалификация по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы заявителя о том, что здравпункты не внесены в номенклатуру медицинских организаций, утвержденную Приказом министерства Российской Федерации от 06 августа 2013 года № 529н, а потому таковыми не являются, следовательно, требование Правил по охране труда в медицинских организациях не распространяются на ОАО «КЭМЗ» и потому работодатель не обязан разрабатывать инструкцию по охране труда для медицинских работников здравпункта, ошибочны.
Так, в соответствии с ч. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Согласно ч. 10 ст.2 этого же закона, медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Как следует из материалов дела, а также установлено административным органом ОАО «КЭМЗ» осуществляет медицинскую деятельность, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-66-01-003608 от 30 сентября 2015 года, а также специально предназначенное структурное подразделение (здравпункт), предназначенное для осуществления деятельности в сфере охраны здоровья.
Таким образом, на ОАО «КЭМЗ» распространяется действие Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в части касающейся осуществляемой медицинской деятельности и, соответственно, отнесения к медицинским организациям. А потому в ОАО «КЭМЗ» при оказании медицинской помощи в медпункте, организации и проведении медицинских работ должны соблюдаться требования Правил по охране труда в медицинских организациях.
Кроме того, необходимо отметить, что результаты проверки, изложенные в акте и предписании, юридическим лицом оспорены не были. Более того, ОАО «КЭМЗ», согласившись с доводами главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области, разработало и 09 апреля 2021 года утвердило инструкцию по охране труда для работников здравпункта (л.д.83-89).
Административное наказание назначено ОАО «КЭМЗ» в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанного закона, соответствует требованиям ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является соразмерным содеянному.
Оснований для замены назначенного административного наказания в виде штрафа предупреждением не имеется, поскольку совершенное ОАО «КЭМЗ» правонарушение посягает на конституционные гарантии реализации трудовых прав граждан, и представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, несоблюдение которых может повлечь вредные и тяжелые последствия для работников.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, срок давности привлечения к ответственности не пропущен.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 06 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – открытого акционерного общества «Карпинский электромашиностроительный завод» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Свердловского областного суда С.А. Вдовиченко