Решение по делу № 33-878/2024 (33-22686/2023;) от 10.08.2023

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

    Рег. №: 33-878/2024    Судья: Кондрашева М.С.

    УИД 78RS0005-01-2022-010557-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Аносовой Е.А.
судей Козловой Н.И.Селезневой Е.Н.
с участием прокурорапри секретаре Соловьевой В.В.Беребневе В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 февраля 2024 года гражданское дело № 2-1339/2023 по апелляционной жалобе Ленинградского областного ГКУ «Центр социальной защиты населения» на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2023 года по иску Ларионовой М. В. к Ленинградскому областному ГКУ «Центр социальной защиты населения» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Аносовой Е.А., выслушав объяснения истца Ларионовой М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, представителя ответчика ЛО ГКУ «Центр социальной защиты населения» -Дмитриева М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,

УСТАНОВИЛА:

Истец Ларионова М.В., уточнив исковые требования, обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» о признании действий по приостановке выплаты государственной социальной помощи с января по июнь 2022 года незаконными, взыскании денежных средств за январь, февраль, апрель, май, июнь 2022 года в размере 48269 рублей, взыскании процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ в размере 3740 рублей 95 копеек, взыскании процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ с даты принятия решения суда по день фактического исполнения решения суда.

В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что она заключила с Ленинградским областным государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения» социальный контракт от 29.09.2021 года. в период действия контракта ответчик (29.09.2021-30.06.2022 года п 5.1 контракта) не полностью выплатил положенные по контракту получателю денежные средства государственной социальной помощи. Аргументированного обоснования невыплаты и (или) официальных уведомлений-оснований расторжения контракта в период действия контракта истец от ответчика не получала.

Ответчику была направлена досудебная претензия с требованием погасить задолженность.

Согласно п.2.1 контракта ответчик взял на себя обязательства: осуществлять денежную выплату получателю (Ларионовой М.В.) в соответствии с условиями контракта, предоставить получателю государственную социальную помощь в соответствии с программой социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Согласно графика выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, зафиксирована выплата сумм: ежемесячно:

октябрь 2021 года 12067,00 рублей, выплачена;

октябрь 2021 года 30000 рублей, выплачено;

декабрь 2021 года 6034 рублей, выплачено;

январь 2022 года 6034 рублей не выплачено;

февраль 2022 года 6034 рублей не выплачено;

апрель 2022 года 12067 рублей не выплачено;

май 2022 года 12067 рублей не выплачено;

июнь 2022 года 12067 рублей не выплачено.

абз.5 осуществлять ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями контракта.

В случае прекращения трудового договора (увольнения) либо неисполнения (несвоевременного исполнения) мероприятий программы социальной адаптации получателя, по причинам, не являющимися уважительными в соответствии с п.2.9.1 положения об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, методике определения размера государственной социальной помощи в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядке проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 04.04.2018 года №117, прекратить предоставление денежной выплаты получателю с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства.

Расторгнуть контракт по основаниям, содержащимся в п.6.1: -недостоверность предоставленных получателем сведений о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем получателю на праве собственности; предоставление получателем недостоверной информации о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя; перемена места жительства или пребывания; нецелевое расходование получателем денежных средств; нарушение графика предоставления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации получателя, с приложением документов, подтверждающих целевое расходование государственной помощи; неисполнение получателем обязанностей, перечисленных п.2.3 контракта, и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя; утрата получателем трудоспособности (установление инвалидности 1 и 2 группы); признание получателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Согласно п.6.2 контракт расторгается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, указанные в п.6.1 контракта (абз.5 и абз.6). Согласно п.6.3 контракта, ответчик уведомляет истца в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о расторжении контракта.

Ответчик был обязан прекратить предоставление денежной выплаты истца только в случае прекращения трудового договора (увольнения) либо неисполнения (несвоевременного исполнения) мероприятий программы социальной адаптации получателя по причинам, не являющимся уважительными.

Возможность ответчика о приостановке выплаты в пользу истца по иным причинам контрактом не предусмотрена.

Ответчик был обязан расторгнуть с истцом контракт по основаниям, указанным в п.6.1 контракта –абз.5 и абз.6, уведомив истца в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о расторжении контракта.

Поскольку положенные выплаты перестали истцу выплачиваться с января 2022 года, то уведомление о расторжении контракта должно было ей прийти не позднее февраля 2022 года. контракт не был расторгнут за весь период действия с 28.09.2021 года по 30.06.2022 года. выплаты перестали поступать истцу с января 2022 года. Задолженность ответчика по выплатам составляет 6034, 00 (январь 2022)+6034,00 (февраль 2022)+12067,00 (апрель 2022)+12067,00 (май 2022)+ 12067,00 (июнь 2022)= 48279 рублей. Размер процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ составляет 1 930 рублей 83 копейки.

Решением Калининского районного суда Санкт – Петербурга от 22 марта 2023 года исковые требования удовлетворены Ларионовой М.В., с Ленинградского областного ГКУ «Центр социальной защиты населения» в пользу Ларионовой М.В. взыскана задолженность по контракту в размере 48 269 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 740 рублей 95 копеек, также постановлено взыскивать с Ленинградского областного ГКУ «Центр социальной защиты населения» в пользу Ларионовой М. В. проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 23.03.2023, рассчитанные по правилам ст. 395 ГК РФ от суммы 48 269 рублей, до фактического исполнения обязательств по выплате указанной суммы.

Не согласившись с указанным решением, ответчик Ленинградский областной ГКУ «Центр социальной защиты населения» подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует, по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,

29.09.2021 года между Ларионовой М.В. (истец, получатель) и Ленинградским областным государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения» (ответчик, учреждение) заключен социальный контракт на реализацию мероприятий по поиску работы, в соответствии с которым предметом контракта является предоставление получателю государственной социальной помощи в целях стимулирования активных действий по преодолению получателем трудной жизненной ситуации, сложившейся у нее. Требования к конечному результату: заключение получателем трудового договора в период действия контракта; повышение денежных доходов получателя (семьи получателя) по истечении срока действия контракта. В соответствии с п.5.1 контракта срок действия с 29.09.2021 года по 30.06.2022 года.

Согласно п.6.1 контракта основания для расторжения контракта учреждением в одностороннем порядке: недостоверность предоставленных получателем сведений о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем получателю на праве собственности; предоставление получателем недостоверной информации о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя; перемена места жительства или пребывания; нецелевое расходование получателем денежных средств; нарушение графика предоставления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации получателя, с приложением документов, подтверждающих целевое расходование государственной помощи; неисполнение получателем обязанностей, перечисленных п.2.3 контракта, и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя; утрата получателем трудоспособности (установление инвалидности 1 и 2 группы); признание получателя недееспособным или ограниченно дееспособным. В соответствии с п.6.3 учреждение уведомляет получателя о расторжении контракта в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о расторжении контракта.

Как указала истец, ответчиком не был соблюден график выплаты социальной государственной помощи на основании социального контракта: октябрь 2021 года 12067,00 рублей, выплачена; октябрь 2021 года 30000 рублей, выплачено; декабрь 2021 года 6034 рублей, выплачено; январь 2022 года 6034 рублей не выплачено; февраль 2022 года 6034 рублей не выплачено; апрель 2022 года 12067 рублей не выплачено; май 2022 года 12067 рублей не выплачено; июнь 2022 года 12067 рублей не выплачено. Никаких условий контракта истец не нарушала, уведомлений от ответчика о расторжении контракта не поступало.

14.06.2022 года истцом было подано в адрес ответчика заявление о произведении выплаты за 2-ой и 3-ий месяц обучения.

09.07.2019 года между ООО «М2 Маркет» и Ларионовой М.В. был заключен трудовой договор №М24, для выполнения работы по должности бренд-менеджера в отделе маркетинга и рекламы.

23.08.2022 года истцом в адрес ответчика была направлена письменная претензия, на которую ответа получено не было.

В соответствии с абз.5 социального контракта учреждение обязано осуществлять ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями контракта. В случае прекращения трудового договора (увольнения) либо неисполнения (несвоевременного исполнения) мероприятий программы социальной адаптации получателя, по причинам, не являющимися уважительными в соответствии с п.2.9.1 положения об условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, методике определения размера государственной социальной помощи в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядке проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 04.04.2018 года №117, прекратить предоставление денежной выплаты получателю с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства.

Расторгнуть контракт по основаниям, содержащимся в п.6.1: -недостоверность предоставленных получателем сведений о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем получателю на праве собственности; предоставление получателем недостоверной информации о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя; перемена места жительства или пребывания; нецелевое расходование получателем денежных средств; нарушение графика предоставления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации получателя, с приложением документов, подтверждающих целевое расходование государственной помощи; неисполнение получателем обязанностей, перечисленных п.2.3 контракта, и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя; утрата получателем трудоспособности (установление инвалидности 1 и 2 группы); признание получателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Согласно п.6.2 контракт расторгается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, указанные в п.6.1 контракта (абз.5 и абз.6).

В силу п.2.1 контракта учреждение обязано расторгнуть контракт по основаниям, содержащимся в пункте 6.1 контракта.

Согласно п.6.3 контракта, учреждение уведомляет получателя о расторжении контракте в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о расторжении контракта.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования Ларионовой М.В. о взыскании с ответчика задолженности по социальному контракту в размере 48 269 рублей подлежат удовлетворению, так как ответчиком не представлено доказательств того, что социальный контракт с Ларионовой М.В. был расторгнут, равно как и доказательств того, что Ларионова М.В. была уведомлена ответчиком о расторжении социального контракта от 29.09.2021 в соответствии с п.6.3 контракта.

Учитывая вышеприведенные выводы о наличии у ответчика задолженности перед истцом по социальному контракту, суд применив к спорным правоотношениям положения ст. 395 Гражданского кодекса РФ пришел к выводы об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на образовавшуюся задолженность, в том числе, начиная с 23.03.2023 г. до фактического исполнения обязательств по выплате суммы задолженности.

В доводах своей апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что по условиям предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта Ларионова М.В. приняла на себя обязанность предпринимать необходимые меры для поиска работы и трудоустройства, которую не исполнила.

Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 78-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Согласно части 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Согласно пункту 6 программы социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта истец Ларионова М.В. должна была представить в Филиал документ, подтверждающий ее фактическое трудоустройство в период действия Контракта в срок до 10.04.2022.

Как следует из материалов дела и не отрицалось истцом, 14.06.2022 посредством электронной почты ею в адрес ответчика был направлен трудовой договор от 09.07.2019 г., заключенный между ней и ООО «М2 Маркет» в соответствии с условиями которого она была трудоустроена в ООО «М2 Маркет» на должность бренд – менеджера в отдел маркетинга и рекламы, а также исполнительный лист от 31.05.2022, выданный на основании определения Ленинградского областного суда.

Из пояснений данных истцом в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что по результатам, инициированного ею судебного разбирательства она была восстановлена на работе в ООО «М2 Маркет», ввиду чего во исполнение условий Контракта, заключенного между ней и ответчиком, она представила последнему трудовой договор, заключенный между ней и ООО «М2 Маркет» от 09.07.2019 года, согласно которому Ларионова М.В. с 09.07.2019 г. принята на работу в данную организацию на должность бренд – менеджера в отделе маркетинга и рекламы. При этом, пройденное истцом обучение в рамках программы социальной адаптации на основании Контракта улучшило ее профессиональные навыки, трудовой договор ею представлен, ввиду чего условия Контракта истцом исполнены.

Судебная коллегия не может согласиться с такой позицией, поскольку предметом спорного Контракта являлся поиск работы Ларионовой М.В., с последующим заключением трудового договора, на реализацию чего выделялись денежные средства в виде ежемесячных платежей с целью повышения ее профессионального уровня (выплаты на оплату курсов профессионального обучения/дополнительного профессионального обучения, социальное пособие гражданам, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных или ищущих работу, социальное пособие в период прохождения профессионального обучения). Вместе с тем, истцом в нарушение условий Контракта не был осуществлен поиск работы с последующим трудоустройством в установленные Контрактом сроки; срок действия Контракта установлен до 30.06.2022, при этом в соответствии с п.6.2 Контракта, данный Контракт расторгается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, указанные в п.6.1 Контракта. Из пункта 6.1 Контракта следует, что в качестве основания для расторжения Контракта в одностороннем порядке поименовано нарушение графика представления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных Контрактом и программой социальной адаптации получателя, с приложением документов, подтверждающих целевое расходование государственной социальной помощи.

В соответствии с условиями Программы социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта Ларионова М.В. в срок до 10.04.2022 должна была окончить обучение и предоставить документ, подтверждающий прохождение обучения, а также заключить трудовой договор, предоставить отчет о реализации мероприятий (п.6). При этом, в условиях Контракта предусмотрена возможность его продления путем заключения дополнительного соглашения.

Однако истец Ларионова М.В. в срок до 10.04.2022 не предоставила ответчику ни сведения о заключении трудового договора, ни отчет о реализации мероприятий по ее поиску, ввиду чего у ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» имелись основания для приостановления социальной выплаты Ларионовой М.А.

При этом, по сведениям АИС «Соцзащита» 20.01.2022 поступил возврат ежемесячного социального пособия в размере 6 033 руб. 50 коп. за январь 2022; 18.04.2022 поступил возврат ежемесячного социального пособия в размере 12 313 руб. за январь и февраль 2022; денежные средства не зачислены на расчетный счет истца по независящим от ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» обстоятельствам.

Основания для взыскания в пользу Ларионовой М.В. заявленной суммы социального пособия судебная коллегия не усматривает, поскольку целью заключенного между сторонами спора Контракта являлась социальная помощь Ларионовой М.В. в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, а именно осуществлению мероприятий по поиску работы, вместе с тем, в период действия Контракта Ларионова М.В. оспаривала свое увольнение из ООО «М2 Маркет», где по результатам судебного разбирательства была восстановлена на работе в прежней должности. Предоставление в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» 14.06.2022 трудового договора от 09.07.2019, заключенного между Ларионовой М.В. и ООО «М2 Маркет» не представляется возможным признать надлежащим исполнением условий заключенного между ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» и Ларионовой М.В. социального контракта от 29.09.2021 и программы социальной адаптации к нему, в рассматриваемом случае судебная коллегия усматривает в поведении Ларионовой М.В., инициировавшей настоящий спор, злоупотребление правом, что в силу ст. 10 Гражданского кодекса РФ влечет отказ в защите права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ларионовой М.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2023 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Ларионовой М. В. к Ленинградскому областному ГКУ «Центр социальной защиты населения» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29.02.2024 г.

33-878/2024 (33-22686/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ларионова Мария Викторовна
Ответчики
ЛОГКУ Центр социальной защиты населения
Другие
Дмитриев Максим Александрович
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
10.08.2023Передача дела судье
10.10.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024Передано в экспедицию
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее