Судья Воробьев В.А. Дело № 33-2694/2023
2-218/2022
25RS0001-01-2021-006140-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Вишневской С.С.,
судей Симоновой Н.П., Рябенко Е.М.,
при секретаре судебного заседания Поповой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту прав и законных интересов Компан Николая Александровича к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», 696 отряду судов обеспечения флота о взыскании доплаты за работу в ночное время,
по апелляционной жалобе военного прокурора Владивостокского гарнизона на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 12 октября 2022 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вишневской С.С., пояснения старшего помощника военного прокурора Даниленко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
военный прокурор Владивостокского гарнизона обратился в суд в защиту прав и законных интересов Компан Н.А. с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю»), просил взыскать доплату за работу в ночное время в период с августа 2020 года по апрель 2021 года в размере 12 772,22 рублей.
В обоснование требований указал, что в период с августа 2020 года по апрель 2021 года истец являлся ... МГС «Иртыш» 696 отряда судов обеспечения флота (696 ОСОФ) и привлекался к работе в ночное время, однако при расчете заработной платы за работу в ночное время не были включены компенсационные и стимулирующие надбавки. Так, в указанный период работы Компан Н.А. в ночное время оплачена ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» в рабочие дни в размере 135% оклада, однако компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100% оклада. Работа ночью в этот же период в выходные и праздничные дни оплачена в размере 235%, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок.
Помощник прокурора при рассмотрении дела доводы иска поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие Компан Н.А., представителей ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», 696 ОСОФ, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит военный прокурор Владивостокского гарнизона по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Прокурор при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции апелляционное представление поддержал.
В судебное заседание Компан Н.А., представители ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», 696 ОСОФ не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами вышеуказанных органов, учреждений и организаций, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой работника признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Часть 1 статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 3 статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации» (далее Приказ №545).
В части 2 Приказа №545 разъяснены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Так к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Приложение N 1к приказу
Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года № 822).
Согласно п. 3 ч.2 Приказа №545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с п. 17 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545, гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата в размере 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Судом установлено, что Компан Н.А. в период с августа 2020 года по апрель 2021 года осуществлял трудовую деятельность в должности ... МГС «Иртыш» 696 ОСОФ, находящегося на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю».
Согласно трудовому договору от 27 мая 2020 года №149 и дополнительному соглашению к нему от 16 ноября 2020 года № 1030 Компан Н.А. установлены должностной оклад в размере 8 941 рублей с начислением на него районного коэффициента 30%, за отдаленность 10%, за выслугу лет 5% и стимулирующие выплаты, производимые в соответствии с положением об оплате труда 696 ОСОФ.
В период с августа 2020 года по апрель 2021 года истец привлекался работодателем к выполнению работ в ночное время в рабочие дни, в выходные и праздничные дни. Оплата труда за это время произведена ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» с применением доплаты в размере 35 процентов должностного оклада, рассчитанной за каждый час работы в ночное время, в соответствии с п. 17 приложения №2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
При этом, в расчет заработной платы включены иные стимулирующие и компенсационные выплаты и надбавки.
Из указанного следует, что оплата труда Компан Н.А. за спорный период произведена в соответствии с требованиями статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Приказа №545.
Доводы истца о том, что доплата в размере 35% за работу в ночное время подлежит начислению и выплате с применением к окладу компенсационных и стимулирующих выплат обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил России предусматривает оплату за работу в ночное время посредством осуществления вышеназванной доплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника. При этом в системе оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих надбавок на сумму доплаты за работу в ночное время.
Также судом первой инстанции верно указано о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 28 июня 2018 года № 26-П не подлежит применению к правоотношениям сторон, поскольку положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время в указанном Постановлении не оценивались.
С учетом компенсационного характера доплаты за работу в ночное время, начисление на данную компенсационную доплату иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, в ином случае фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы.
Таким образом, нарушений в действиях работодателя при начислении заработной платы истца не усматривается, поскольку оплата труда произведена в полном объеме согласно отработанному времени в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, в связи с чем исковые требования прокурора обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░», 696 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░