Дело № 2-564/2016
Решение
Именем Российской Федерации
город Нелидово 17 ноября 2016 года
Нелидовский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Бурыкиной Е. Н.
при секретаре Боселовой О.Л.
с участием прокурора Гусевой О.В.,
третьего лица Земской Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора в защиту интересов Земской Клавдии Михайловны к АО «Транссервисэнерго», Нелидовскому отделению АО «Транссервисэнерго» о признании действий по начислению и взиманию платы за ОДН по электроэнергии незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет платы,
установил:
Нелидовский межрайонный прокурор в интересах Земской К.М. обратился в суд с иском к АО «Транссервисэнерго», Нелидовскому отделению АО «Транссервисэнерго» о признании действий по начислению платы за ОДН по электроэнергии незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет платы.
В обоснование иска указал, что прокуратурой по обращению гр-ки Земской К.М. проведена проверка законности начисления Нелидовским отделением АО «Транссервисэнерго» платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ....... Установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ...... находится в управлении ООО «ДЕЗ». Из квитанции по оплате за электроэнергию на имя Земской К.М. следует, что с января 2015 года Нелидовское отделение АО «Транссервисэнерго» производит начисление и взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды Земской К.М., проживающей по адресу: ....... Ст. 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ч. 1 ст. 155 ЖКРФ).
Жилищным кодексом РФ предусмотрено три способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
в силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и Управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 и положениями Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества вносят этой управляющей организации. Возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), не предусмотрена законом.
Проведенной проверкой установлено, что Земская К.М. пользуется предоставленными услугами, то есть несет ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования занимаемым жилым помещением.
Между тем, ресурсоснабжающая организация Нелидовское отделение ЗАО «Транссервисэнерго» ( с 29.03.2016 фирменное наименование ЗАО «Транссервисэнерго» приведено в соответствие с требованиями Федерального Закона № 99-ФЗ, а именно: Акционерное общество «Транссервисэнерго», далее АО «Транссервисэнерго» ) не относится к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В данном случае, именно ООО «ДЕЗ» является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования .......
Вместе с тем, договор на поставку электроэнергии жителям указанного дома, между ООО «ДЕЗ» и Нелидовским отделением АО «Транссервиэнерго», отсутствует, как и ранее отсутствовал договор между ООО «ДЕЗ» и Нелидовским отделением ЗАО «Трансервисэнерго».
Таким образом, действия «Транссервисэнерго» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату Электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома являются незаконными.
В своем заявлении в Нелидовскую межрайонную прокуратуру Земская К.М. просит обратиться в его интересах в суд в связи с тем, что сама обратиться не может по причине пенсионного возраста, а также в связи с отсутствием юридического образования.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании вышеизложенного просят суд признать действия Нелидовского отделения ЗАО «Транссервисэнерго» по начислению и взиманию платы за потребляемую электрическую энергию на общедомовые нужды с Земской К.М. незаконными; возложить на Нелидовское отделение АО «Транссервисэнерго» обязанность произвести Земской К.М., перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, начисленной за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гусева О.В. исковые требования поддержала по доводам изложенным в нем. Просила признать действия ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с Земской К.М. незаконными, возложить на Нелидовское отделение АО «Транссервисэнерго» обязанность произвести Земской К.М. перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, начисленной за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Третье лицо Земская Е.П. в судебном заседании исковые требования Земской К.М. поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные прокурором требования.
Истец Земская К.М. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о дне, месте и времени судебного заседания, судебное извещение получено 27 октября 2016 года.
Представитель АО «Транссервисэнерго», Нелидовского отделения АО «Транссервисэнерго» в судебное заседание не явился будучи надлежащим образом извещенным о дне, месте и времени судебного заседания, что подтверждается судебным уведомлением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «ДЕЗ» в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, судебное уведомление получено 26 октября 2016 года.
Третье лицо Земский А.А. в судебное заседание не явился, будучи извещённым о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ...... находится в управлении ООО «ДЕЗ». Из квитанции по оплате за электроэнергию на имя Земской К.М. следует, что с января 2015 года Нелидовское отделение АО «Транссервисэнерго» производит начисление и взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды Земских, проживающих по адресу: ....... Ст. 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Материалами дела также подтверждается, что управляющая организация ООО «Дирекция единого заказчика» в установленном порядке осуществляет управление многоквартирным домом, что не отрицается сторонами.
Так из предоставленных копий счетов-квитанций усматривается, что Земская К.М. производит оплату за электроснабжение, в том числе на общедомовые нужды, на лицевой счет ......, открытый на ее имя, в Нелидовском отделении АО «Транссервисэнерго».
Ответчиком не оспаривался факт того, что между управляющей организацией ООО «ДЕЗ» и АО «Транссервисэнерго» отсутствует договор энергоснабжения по многоквартирному дому ...... по ......, а также не имеется решения общего собрания собственников помещений в данном доме о внесении платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение в местах общего пользования непосредственно ресурсоснабжающей организации. Кроме этого, не оспаривался факт того, что в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года АО "Транссервисэнерго» Нелидовское отделение в квитанциях на имя Земской К.М. начислялась и взималась плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Задолженности по оплате за электроэнергию не имеется.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 6.1 ст. 155 ЖК РФ в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщиком договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи случая, лицами, указанными в ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
До вышеуказанных изменений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ предусматривала исключение коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организацией стало производиться с 1 января 2015 года, то есть до внесения изменений в ч.7.1 ст.155 ЖК РФ. Кроме этого, собственники помещений данного дома не принимали на общем собрании решений о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что собственниками жилых помещений в данном доме выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО «ДЕЗ», а собственники помещений данного дома не принимали на общем собрании решений о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации.
В данном случае, именно ООО «ДЕЗ» является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, без решения общего собрания собственников помещений о внесении такой платы непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Предъявление ответчиком платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, собственниками жилых помещений, является нарушением прав потребителей, поскольку нарушается порядок расчетов, предусмотренный ЖК РФ, поставщик электроэнергии не обладает полной информацией предусмотренной Правилами и необходимой для правильного расчета платы за энергию.
Факт предъявления Нелидовским отделением АО «Транссервисэнерго» счетов на оплату электроэнергии в местах общего пользования подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
В нарушение законодательно установленного порядка вышеуказанный ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией, необоснованно предъявляет плату за электроэнергию в местах общего пользования Земской К.М.
Факт отсутствия договора энергоснабжения управляющей компанией с АО "Транссервисэнерго" основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора являться не может, поскольку вышеизложенными положениями ЖК РФ возможность внесения оплаты жителями многоквартирных домов при выборе способа управления домом управляющей компанией непосредственно ресурсоснабжающей организации не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия вышеуказанного обстоятельства.
Публичный характер договора энергоснабжения не может свидетельствовать о заключении по факту оплаты собственниками жилых помещений прямых договоров энергоснабжения мест общего пользования с обществом. Из действий плательщиков не усматривается намерение на заключение таких прямых договоров. Действия АО "Транссервисэнерго, Нелидовского отделения АО «Транссервисэнерго» по включению в счета спорных сумм положениям вышеуказанных норм не соответствуют.
Кроме того, выставление счетов на оплату электроэнергии МОП непосредственно жильцу дома создает условия для повторного взимания платы за потребленную электроэнергию.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований у суда не имеется. Поскольку действия АО «Транссервисэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды являются незаконными, задолженности по её оплате у Земской К.М. нет, то следует возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, начисленной за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...... ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ......, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
.