УИД 50RS0042-01-2021-002649-08
№ 2-6302/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.11.2022 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Бундан А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску зимарева, ляшенко, шутилов, мишукова к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области об обязании включить многоквартирный жилой дом в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10,
УСТАНОВИЛ:
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменением апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен иск Зимаревой О.Н., Ляшенко А.Е., Шутилова В.Н., Мишуковой С.С. к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, Министерству жилищной политики Московской области об обязании включить многоквартирный жилой дом в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10 (л.д.53-60, 130-135).
Решение вступило в законную силу 10.11.2021 года. Истцам как взыскателям выданы исполнительные листы на принудительное исполнение судебного решения (л.д.139-140).
Шутилов В.Н. 18.07.2022 года подал заявление о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, сославшись на то, что при разрешении дела судом не учтено, что формирование и контроль реализации государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10, относится к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области, которое к участию в деле не привлекалось, решений, возлагающих на Минстрой Московской области обязанность на включение жилого дома в указанную программу, судом не принималось, в связи с чем ответчик – администрация округа отказывает в исполнении судебного решения (л.д.149).
Определением суда от 11.11.2022 года решение судом отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительного комплекса Московской области, рассмотрение дела начато сначала, дело назначено к рассмотрению по существу в заседании 25.11.2022 года, о чем извещены участвующие в деле лица.
Требования истцов основаны на том, что они являются жильцами дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный дом является непригодным для проживания, ремонт в доме не производился уже много лет, управляющие компании, обслуживающие дом, периодически меняются, никаким образом не опросив жителей. В данном доме отсутствуют условия для проживания, туалетов в квартире нет, только на улице, газа нет, крыша течет и развалена полностью. Данный жилой дом построен в 1917 году, последняя техническая инвентаризация данного здания производилась в 1980 году, и на момент обследования износ строения составлял 57%. Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. 27.01.2020 года собственниками жилого дома подано заявление о расселении в администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области. 21.02.2020 года органом местного самоуправления представлен ответ, из которого следует, что в настоящее время на территории Сергиево-Посадского городского округа Московской области реализуется государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 года», утвержденная Постановлением Правительства Московской области № 182/10 от 28.03.2019 года, в которую включены многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Собственники жилого дома по адресу: <адрес> не включены в указанную программу. Также в письме ответчик указывает на то, что жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным, информация о том внесена в АИС «Реформа ЖКХ» Московской области, на основании которой Министерством строительного комплекса Московской области будет сформирована очередная региональная программа. Между тем, постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Токарева М.Ю. «Об утверждении заключения №1 от 20.07.2018 года межведомственной комиссии «об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>», на основании которого дом признан аварийным, постановлено провести расселение граждан в максимально кратчайшие сроки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись в суд по изложенным выше основаниям, истцы просят обязать администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области включить в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10, по расселению граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на 2019-2025 годы.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Савчук А.В. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Ранее поясняла, что прежде на орган местного самоуправления в судебном порядке еще в 2016 году возложена обязанность произвести капитальный ремонт дома, однако, решение не исполнено, дом продолжает разрушаться, проживание в нем небезопасно для жильцов, однако, непригодным для проживания и подлежащим сносу он признан лишь постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Токарева М.Ю. «Об утверждении заключения №1 от 20.07.2018 года межведомственной комиссии «об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> В то же время, в самом постановлении предписано провести расселение граждан в максимально кратчайшие сроки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время орган местного самоуправления и органы власти Московской области не исполняют ни решения суда о капитальном ремонте дома и прежде постановленное по настоящему делу решения, ни постановление о расселении жильцов, чем грубо нарушены их жилищные права. По изложенным основаниям настаивала на удовлетворении иска. В части требований к ранее привлеченному судом ответчику – Министерству жилищной политики Московской области как ненадлежащему заявила отказ от иска, который принят судом, определением от 25.11.2022 года производство по делу в указанной части прекращено (л.д.214-215).
Представитель ответчика – администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области по доверенности Зюзюкина Е.М. в заседание явилась, против удовлетворения иска возражала, сославшись на изменения, внесенные в постановление органа местного самоуправления о расселении дома от 28.08.2018 года № 1464-ПГ постановлением Главы Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 20.07.2022 года № 334-ПГ, которым определено, что расселение дома истцов подлежит реализации не позднее срока, установленного государственной программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области. Полагала, что в связи с этим истцы не подлежат включению в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10, которая завершена. В остальном сослалась на ранее заявленные в судах первой и апелляционной инстанций доводы. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика – Министерства строительного комплекса Московской области в заседание не явился, извещен, представил в суд письменные возражения, в которых просил в иске отказать по мотиву того, что дом истцов признан аварийным и подлежащим сносу в 2018 году, тогда как спорной программой предусмотрено расселение граждан, чьи дома признаны аварийными до 01.01.2017 года (л.д.208-209). Об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
На основании частей 1, 4 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, что сторонами не оспаривалось.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 19.11.2015 года по делу № 2-3782/2015 с учетом апелляционного определения Московского областного суда от 20.07.2016 года на администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области возложена обязанность произвести капительный ремонт указанного многоквартирного жилого дома (л.д.177-183, гр. дело № 2-3782/2015).
Как утверждали явившиеся представители сторон судебное постановление органом местного самоуправления и его правопреемником – администрацией Сергиево-Посадского городского округа Московской области не исполнено до настоящего времени ни полностью, ни в какой-либо его части.
При этом, определением суда от 23.10.2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Московского областного суда от 18.02.2019 года, администрации округа отказано в прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании выданного по решению исполнительного листа (гр. дело № 2-3782/2015).
Указанное бездействие и как его следствие – разрушение дома при уклонении органа местного самоуправления от признания дома аварийным и подлежащим сносу в период 2015-2017 годов стало поводом к обращению истцов в 2018 году в суд с требованиями о понуждении принять такое решение. Поскольку требования были удовлетворены добровольно в период судебного разбирательства, истцы от иска отказались, производство по делу прекращено определением от 11.092018 года (л.д.184, гр. дело № 2-5167/2018).
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28.08.2018 года №1464-ПГ «Об утверждении заключения №1 от 20.07.2018 года межведомственной комиссии «об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требования, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Овражный переулок, д. 23», указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 2 Постановления).
Согласно пункту 3.1 указанного Постановления, расселение граждан должно быть произведено в максимально кратчайшие сроки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11, 192-194).
Решением суда по настоящему делу от ДД.ММ.ГГГГ на ответчиков возложена обязанность по включению МКД по адресу: <адрес>, в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10 (л.д.53-60).
Решение вступило в законную силу 10.11.2021 года, будучи оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда (л.д.130-135).
После этого постановлением от 20.07.2022 года № 334-ПТ Главы округа в постановление от 28.08.2018 года №1464-ПГ внесены изменения в части порядка и сроков расселения граждан (л.д.195), в чем суд, учитывая совокупность действий и бездействия органа местного самоуправления, связанных со спором, усматривает злоупотребление правом.
Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилой дом с физическим износом 77,1%, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.39-40 дела № 2-594/2021).
Таким образом, проживание в указанном жилом доме создает угрозу жизни и здоровью проживающим в нем гражданам.
Ненадлежащее состояние дома, требующее большого объема капитального ремонта, установлено еще в 2015-2016 годах при разрешении гражданского дела № по иску зимарева, фокиной, ляшенко, шутилов к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, МУП «МГУК» о понуждении провести капитальный и текущий ремонт жилого дома.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2019 года, она утверждается на период до 01.09.2025 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;
4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;
5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Зимаревой О.Н., Ляшенко А.Е., Шутилова В.Н., Мишуковой С.С. об обязании включить многоквартирный жилой дом в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку бездействие органов власти и местного самоуправления по неисполнению положений жилищного законодательства и не обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, признанным в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, не лишает граждан права требовать защиты своих прав, в том числе, путем включения многоквартирного жилого дома в государственную программу по переселению.
При этом, суд учитывает разъяснения, данные в разделе III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, согласно которым, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Такой срок определен в постановлении Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в максимально кратчайшие сроки, что соответствует срокам, установленным государственной программой Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10. Иных программ в настоящее время не принято.
При новом рассмотрении дела суд принимает во внимание и то, что формирование и контроль реализации программы относятся к полномочиям Министерства строительного комплекса Московской области (л.д.38).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования зимарева, ляшенко, шутилов, мишукова к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области об обязании включить многоквартирный жилой дом в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10 удовлетворить.
Обязать администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, город Сергиев Посад, Овражный переулок, дом 23, в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года № 182/10.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2022 года.
Судья - О.О. Соболева