ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 июля 2017 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Васильевой А.В.
с участием представителя административного истца Лобыкина С.В., представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений РБ Николаевой Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-54/2017 по административному исковому заявлению ООО «ГНИБ-Д» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере, равном рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
21 апреля 2017 года в Верховный Суд РБ поступило административное исковое заявление ООО «ГНИБ-Д» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
Административными ответчиками по делу являются Правительство РБ, Управление Росреестра по РБ, заинтересованными лицами – Министерство имущественных и земельных отношений РБ, Администрация г. Улан-Удэ.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником нежилого здания, площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенного по адресу: <...>.
Кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 23 ноября 2011 года установлена в размере 55785880 рублей 82 копейки на основании Постановления Правительства РБ от 03.10.2012 № 576 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия"
ООО «ГНИБ-Д» считает, что кадастровая стоимость нежилого здания превышает его рыночную стоимость. При обращении в суд общество просило установить кадастровую стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости, составляющей 23950000 рублей по состоянию на 23 ноября 2011 года. В обоснование указанной суммы административный истец представил отчет об оценке, составленный ООО «Агентство оценки собственности» 14 декабря 2016 года.
В ходе судебного разбирательства для определения рыночной стоимости нежилого здания судом назначена экспертиза, производство которой поручено ООО «Бюро оценки собственности». Согласно заключению ООО «Бюро оценки собственности» рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 23 ноября 2011 года составляет 28 750 000 рублей.
После проведения экспертизы представитель административного истца уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере его рыночной стоимости на основании заключения проведенной судебной экспертизы.
Представители административных ответчиков и Администрации г. Улан-Удэ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений РБ не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Государственной кадастровой оценке посвящена глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен статьей 24.18 данного Федерального закона.
Согласно части 1 данной статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В части 4 данной статьи указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Часть 11 данной статьи предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из части 28 данной статьи следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный данной статьей срок.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В пункте 6 данного Постановления указано, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из представленных суду документов видно, что ООО «ГНИБ-Д» является собственником нежилого здания мотеля «Донай», площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенного по адресу: <...>
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке ООО «Агентство оценки собственности» рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 23 ноября 2011 года составляет 23950 000 рублей, а в соответствии с экспертным заключением ООО «Бюро оценки собственности» – 28 750 000 рублей.
.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Суд считает возможным установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы, поскольку заключение не имеет недостатков, которые выявлены у отчета. Заключение отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, методов, использованных экспертом, выводы эксперта носят исчерпывающий характер.
Возражений против заключения экспертизы от лиц, участвующих в деле, не поступило, сам административный истец уточнил исковые требования и просит определить стоимость нежилого здания на основании заключения судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «ГНИБ-Д», поступивший в суд 21 апреля 2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью ... кв.м., кадастровый номер ... расположенного по адресу: <...> в размере его рыночной стоимости, равной 28750 000 рублей, по состоянию на 23 ноября 2011 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Булгытова