Дело № 3а-133/2018 <данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
город Красноярск. 14 февраля 2018 г.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре Еркаловой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шамко Елены Николаевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Шамко Е.Н. обратилась в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 6 554 000 рублей, а также о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, соответствующей его рыночной стоимости.
В административном исковом заявлении Шамко Е.Н. указала, что является арендатором названного земельного участка, кадастровая стоимость которого значительно превышает его рыночную стоимость, а это влечёт взимание с нее необоснованно высокой арендной платы.
В судебное заседание стороны и заинтересованные лица не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Шамко Е.Н. –
Мальцева А.В., поддержавшего заявленное требование, изучив материалы дела, Красноярский краевой суд приходит к следующему.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и в результате рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости (часть 3 статьи 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены, в частности, физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности данных лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 2 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11 статьи 24.18).
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 4 722 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу:
<данные изъяты>, передан департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в аренду Шамко Е.Н. По условиям договора аренды от 11 апреля 2014 г. арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка (л.д. 10 – 19).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный участок входит в состав земель населенных пунктов, разрешённое использование: «в целях эксплуатации нежилого здания», его кадастровая стоимость составляет 18 662 807 рублей 82 копейки (л.д. 9, 17).Такая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2011 г. утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. № 708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края» (приложение № 1, таблица 48, строка 81 897).
Из отчёта оценщика от 20 сентября 2017 г. № 4568 усматривается, что рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г., то есть на дату определения его кадастровой стоимости, составляет 6 554 000 рублей (л.д. 20-127).
Данный отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. У суда нет оснований не согласиться с выводами оценщика. Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
Шамко Е.Н. является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Следовательно, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие его действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением Шамко Е.Н. обратилась в суд только 19 декабря 2017 г., то есть по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (27 января 2012 г.).
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Красноярского края, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
С учётом приведённых выше обстоятельств, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на административных ответчиков обязанности внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, поскольку обязанность внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости возникает у органа регистрации прав в силу частей 1 и 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности лишь после завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости. Данных, указывающих на то, что орган регистрации прав может не исполнить возложенную на него законом обязанность, не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 6 554 000 рублей, определённой по состоянию на 1 января 2011 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 19 декабря 2017 года.
В удовлетворении требований Шамко Елены Николаевны о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.