Решение по делу № 2-2285/2024 от 15.01.2024

УИД 47RS0005-01-2024-000261-41

Гражданское дело № 2-2285/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Выборг                                                                    31 июля 2024 года

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником Наторхиным Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, к Чижевской Елене Валерьевне, Чижевской Ольге Валерьевне и Цыбанову Александру Михайловичу об обязании освободить земельный участок от строений и сооружений, провести работы по рекультивации,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском об обязании освободить земельный участок от строений и сооружений, провести работы по рекультивации.

Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 июля 2024 года производство по делу по иску к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об обязании использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением прекращено в связи с отказом от требований в указанной части.

Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2024 года производство по делу по иску к Чижевской Елене Валерьевне, Чижевской Ольге Валерьевне, Цыбанову Александру Михайловичу об обязании использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением прекращено в связи с отказом от требований в указанной части.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Выборгской прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства.

В ходе проверки было установлено, что земельный участок <данные изъяты> используется собственниками не по целевому назначению.

Сотрудниками Выборгского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области на основании представления № 47-01-23-535-МП-ВО от 03 июля 2023 года, задания на проведение выездного обследования № 47/У-2613-ТО от 04 июля 2023 года, проведено выездное обследование в отношении земельного участка <данные изъяты>.

В ходе выездного обследования установлено, что земельный участок частично огорожен, доступ на земельный участок не ограничен, вход на участок обозначен с западной стороны.

На земельном участке расположены капитальные жилые строения, которые согласно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сдаются в аренду для организации детского лагеря.

Визуально имеются признаки использования земельного участка для размещения индивидуальных жилых домов, в равно не в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Согласно сведениям градостроительного регламента (ПЗЗ МО «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области) земельный участок с <данные изъяты> в территориальной зоне, на которую градостроительный регламент не установлен.

По сведениям государственного фонда данных Управления Росреестра по Ленинградской области земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям – пашня. ПЗЗ для данной территории не разработаны. Использование земельного участка допустимо только в соответствии с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

Возведение строений на землях сельскохозяйственного назначения запрещено. Кроме этого ответчиками убран плодородный слой почвы.

Истец просит суд:

- обязать Чижевскую Елену Валерьевну, Чижевскую Ольгу Валерьевну, Цыбанова Александра Михайловича освободить земельный участок <данные изъяты>., от самовольных построек - объектов недвижимости:

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

а также канализационных люков в количестве 8 штук, расположенных вблизи объектов недвижимости <данные изъяты> размещенных на земельном участке, согласно схеме от 15 мая 2024 года, составленной главным специалистом отдела землепользования КУМИГ администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Голоус О.М.;

- обязать Чижевскую Елену Валерьевну, Чижевскую Ольгу Валерьевну, Цыбанова Александра Михайловича провести работы по рекультивации земельного участка с <данные изъяты>, путем восстановления плодородного слоя.

Представитель истца требования поддержал.

Представить ответчика требования не признал, указав, что запрет на строительство на данной категории земель незаконен. Строения не являются капитальными. Земля неплодородна.

Ответчик Цыбанов А.М. требования не признал, указав, что не убирал плодородный слой почвы. Строения не являются капитальными.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях (ст. 60 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, земельный участок <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности Чижевской Е.В. (9/11 доли), Цыбанову А.М. (1/11 доля) и Чижевской О.В. (1/11 доля). Право собственности зарегистрировано 04 апреля 2022 года и 23 ноября 2021 года. Земельный участок выделен из состава земель АОЗТ «Матросово».

05 июля 2023 года Управлениям Росреестра по Ленинградской области проведено выездное обследование земельного участка <данные изъяты>.

В ходе осмотра установлено, что земельный участок не огорожен. Доступ на земельный участок не ограничен, вход на участок обозначен с западной стороны. На земельном участке расположены капитальные жилые строения, которые согласно информации, размещенной в сети интернет сдаются в аренду для организации детского лагеря.

Указанные обстоятельства также подтверждаются протоколом осмотра от 05 июля 2023 года и фототаблицей, изготовленных Управлением Росреестра по Ленинградской области.

Визуально имеются признаки использования земельного участка для размещения индивидуальных жилых домов, а равно не в соответствии с видом разрешенного использования – для ведения сельского хозяйства.

КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области 15 мая 2024 года проведено обследование земельного участка. в ходе осмотра установлено, что участок не огорожен, проезд ограничен шлагбаумом, в границах земельного участка расположено 5 объектов недвижимого имущества, объект, обладающий признаками дома для сезонного проживания, хозяйственно-бытовое строение, теплица из поликарбоната, деревянный настил на металлических сваях, колодец, канализационные люки в количестве 8 штук. Изготовлена схема расположения строений, составлен акт обследования, изготовлена фототаблица.

Из ответа администрации МО «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 04 марта 2024 года следует, что согласно Генеральному плану МО «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 04 декабря 2017 года № 539 земельный участок расположен в функциональной зоне С.1 – Зона сельскохозяйственных угодий, категория земель – Земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок расположен вне границ населенных пунктов.

Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка не принималось, что подтверждается ответом КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 14 мая 2024 года.

В силу п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Как указано в п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья.

Согласно ч. 1, 4, 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

При этом право на изменение вида разрешенного использования земельного участка носит ограниченный характер и обусловлено составом и характером использования земельных участков.

Вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения не может быть изменен на основании градостроительного регламента, кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только путем изменения категории земель.

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

В нарушение же указанных норм права ответчиками на земельном участке возведены:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

а также канализационные люки в количестве 8 штук, расположенные вблизи объектов недвижимости <данные изъяты>), размещенных на земельном участке, согласно схеме от 15 мая 2024 года, составленной главным специалистом отдела землепользования КУМИГ администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Голоус О.М..

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» утверждены признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:

- наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

- наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

Признаками использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации являются наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной (пункты 1 и 2).

Строительство на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения запрещено, а равно размещение объектов, связанных со строительством на землях, относящихся к сельскохозяйственным угодьям.

Доводы ответчиков, о том что строения являются некапитальными, о чем отражено в заключении специалиста ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга» от 10 июня 2024 года № 107, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, а подтверждает факт расположения строений на сельскохозяйственных угодьях.

Следовательно, требования истца об обязании освободить земельный участок подлежат удовлетворению.

Согласно постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель.

Ответчиками предоставлено заключение специалиста № 181 от 15 сентября 2023 года, изготовленное ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга». Специалист пришел к выводу, что земельный участок непригоден для ведения сельскохозяйственного производства.

14 сентября 2023 года Цыбанов А.М. обратился в полицию с заявлением о том, что на участке снят плодородный слой почвы.

В возбуждении уголовного дела было отказано, так как Чижевская Е.В. в ходе проверки пояснила, что плодородный слой был снят, так как существовала необходимость выравнивания участка. Цыбанову А.М. было предложено решать вопрос в рамках гражданско-правовых отношений (<данные изъяты>).

Соответственно, материалами дела подтверждается уничтожение плодородного слоя почвы, однако истцом в силу ст. 10 ГК РФ выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права (восстановление плодородного слоя почвы), так как действующим законодательством предусмотрен механизм в виде рекультивации земель, которая производится на основании проекта рекультивации земель, разработанного в соответствии с постановлением правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800. В удовлетворении требований об обязании провести работы по рекультивации земельного участка с кадастровым номером , путем восстановления плодородного слоя, следует отказать.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, к Чижевской Елене Валерьевне, Чижевской Ольге Валерьевне и Цыбанову Александру Михайловичу об обязании освободить земельный участок от строений и сооружений удовлетворить.

Обязать Чижевскую Елену Валерьевну, Чижевскую Ольгу Валерьевну, Цыбанова Александра Михайловича освободить земельный участок с <данные изъяты>, от самовольных построек:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

а также канализационных люков в количестве 8 штук, расположенных вблизи объектов недвижимости <данные изъяты>), размещенных на земельном участке, согласно схеме от 15 мая 2024 года, составленной главным специалистом отдела землепользования КУМИГ администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Голоус О.М..

В удовлетворении исковых требований Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, к Чижевской Елене Валерьевне, Чижевской Ольге Валерьевне и Цыбанову Александру Михайловичу об обязании провести работы по рекультивации отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий         подпись

Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2024 года.

Председательствующий         подпись

Копия верна

Судья Выборгского городского суда                     С.Н. Киселева

Помощник                                Д.А. Наторхин

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-2285 за 2024 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.

2-2285/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Выборгский городской прокурор
Ответчики
Чижевская Елена Валерьевна
Цыбанов Александр Михайлович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Чижевская Ольга Валерьевна
Другие
ППК "Роскадастр"
Муленко Артем Викторович
Правительство Ленинградской области
администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
администрация муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области
Суд
Выборгский городской суд Ленинградской области
Судья
Киселева Светлана Николаевна
Дело на странице суда
vyborgsky.lo.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.03.2024Предварительное судебное заседание
25.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.05.2024Предварительное судебное заседание
16.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее