Решение по делу № 3а-367/2020 от 16.07.2020

УИД 66OS0000-01-2020-000317-12

№ 3а-367/2020

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 октября 2020 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Ивановой Д.В.,

с участием прокурора Войновой О.А.,

представителя административного истца Полуденко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Думы Краснополянского сельского поселения от 19 июля 2012 года № 153 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Краснополянское сельское поселение Байкаловского района Свердловской области применительно к территории деревни Ларина (Краснополянской территории)»

установил:

решением Думы Краснополянского сельского поселения от 19 июля 2012 года № 153 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Краснополянское сельское поселение Байкаловского района Свердловской области применительно к территории деревни Ларина (Краснополянской территории)» (далее - Решение от 19 июля 2012 года № 153) утвержден генеральный план муниципального образования Краснополянское сельское поселение Байкаловского района Свердловской области применительно к территории деревни Ларина (Краснополянской территории) (далее - Генеральный план) (л.д. 130).

Указанное Решение опубликовано 20 августа 2012 года в Муниципальном вестнике (приложение к газете «Районные будни») № 65 (л.д. 117), а также размещено на официальном сайте администрации Краснополянского сельского поселения (www.krasnopolyanskoe.ru).

В нормативный правовой акт изменения не вносились.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился с административным иском, просил признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Решение от 19 июля 2012 года № 153 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Байкаловское лесничество урочище СПК «Красная Звезда» Байкаловское участковое лесничество: квартал 2 выдел 23-26, квартал 4 выдел 4, квартал 11 выдел 2,3, квартал 12 выдел 1.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с нарушением действующего законодательства изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, что противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).

Определением суда от 30 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация муниципального образования Краснополянское сельское поселение, Администрация муниципального образования Байкаловский муниципальный район (л.д. 162-164).

Представитель административного истца Полуденко Н.В. в судебном заседании доводы административного иска поддержала в полном объеме по предмету и основаниям, просила удовлетворить.

Представители административного ответчика Думы Краснополянского сельского поселения, заинтересованных лиц Администрации муниципального образования Краснополянское сельское поселение, Администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание, назначенное на 16 октября 2020 года, не явились.

Представитель административного ответчика Думы Краснополянского сельского поселения направил письменный отзыв на административное исковое заявление с указанием об отсутствии возражений относительно требований и просьбой о рассмотрении дела в отсутствие (л.д. 173).

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район в письменном заявлении оставил разрешение спора на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие (л.д. 181).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора Войновой О.А., полагавшей, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1).

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установлением или изменением границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1).

Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой в части 8 предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (л.д. 20-44, 47-48), что по результатам выполненного Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, входящих в состав Байкаловского муниципального района Свердловской области установлено включение в границы д. Ларина муниципального образования Краснополянское сельское поселение Байкаловского района Свердловской области лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Байкаловского лесничества, Байкаловского участкового лесничества, урочище СПК «Красная Звезда» (квартал 2 выдел 23-26, квартал 4 выдел 4, квартал 11 выдел 2,3, квартал 12 выдел 1).

Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненной Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» картой-схемой графического совмещения материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, входящих в состав Краснополянского сельского поселения Свердловской области (л.д. 46).

Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <№> общей площадью 586 140 000 кв.м., категория земель – земли лесного фонда, расположенный по адресу: <адрес> (в состав которого входят указанные в просительной части административного искового заявления кварталы и выделы) находится в собственности Российской Федерации, регистрационная запись Единого государственного реестра недвижимости от 18 ноября 2008 года (л.д. 58, 113).

Сведения о том, что Российская Федерация является правообладателем лесных участков в указанных в административном исковом заявлении кварталах и выделах и таксационное описание лесных участков включены в государственный лесной реестр (л.д. 49-57).

При этом само по себе отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные Рослесхозом.

В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок).

Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенного пункта.

При этом в деле отсутствуют доказательства, что административным ответчиком направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка, проект генерального плана с Рослесхозом не согласовывался, что подтверждается письмом от 13 марта 2020 года (л.д. 17-19).

Учитывая, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу, что оспариваемое Решение от 19 июля 2012 года № 153 об утверждении Генерального плана в части включения в границы деревни Ларина (Краснополянской территории) лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства, поскольку оно принято без предусмотренного законодательством согласования с Рослесхозом, в связи с чем в указанной части на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления решения суда в законную силу.

В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Думы Краснополянского сельского поселения от 19 июля 2012 года № 153 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Краснополянское сельское поселение Байкаловского района Свердловской области применительно к территории деревни Ларина (Краснополянской территории)» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Байкаловское лесничество урочище СПК «Красная Звезда» Байкаловское участковое лесничество: квартал 2 выдел 23-26, квартал 4 выдел 4, квартал 11 выдел 2,3, квартал 12 выдел 1.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Краснополянского сельского поселения, а также на официальном сайте администрации муниципального образования Краснополянское сельское поселение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Председательствующий: Жейнова С.И.

3а-367/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент лесного хозяйства по уральскому Федеральному округу
Ответчики
Дума Краснополянского сельского поселения Байкаловского муниципального района
Другие
Полуденко Наталья Вячеславовна
Администрация Краснополянского сельского поселения
Прокуратура Свердловской области
Чащина Татьяна Алексеевна
Администрация муниципального образования Байкаловского муниципального района
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Жейнова Светлана Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
16.07.2020Регистрация административного искового заявления
17.07.2020Передача материалов судье
21.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.09.2020Предварительное судебное заседание
30.09.2020Предварительное судебное заседание
16.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее