РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск
Самарской области 28 августа 2023 года
Чапаевский городской суд в составе:
Председательствующего судьи - Законова М.Н.,
при секретаре – Задатковой Т.А.,
с участием помощника прокурора: Корсакова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-1220/2023 по исковому заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ Прокурора г.о. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск об обязании провести специальную оценку рабочего места учителя математики без квалификационной категории Сысуевой О.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.о.Чапаевск обратился в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск об обязании провести специальную оценку рабочего места учителя математики без квалификационной категории Сысуевой О.А.
В судебном заседании помощник прокурора Корсакова А.Н. исковое заявление поддержал и просил удовлетворить. В обосновании своего искового заявления указал, что прокуратурой города проверено исполнение в деятельности ГБОУ СОШ № 22 требований трудового законодательства в сфере охраны труда и защиты прав работников.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, то есть, конституционно гарантируется свобода труда, запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Каждому работнику обеспечивается право на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, на своевременную выплату заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда; на судебную защиту трудовых прав.
Пункт 9 части 2 статьи 212 ТК РФ (далее – ТК РФ) закрепляет обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда.
Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности, и ответственность участников специальной оценки условий труда определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон).
В соответствии со статьей 3 Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии со статьей 4 Закона работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 Закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 8 Закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной 5 соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона порядком.
В ходе проверки установлено, что в образовательном учрежденииспециальная оценка условий труда в отношении рабочего места учителя математики без квалификационной категории Сысуевой О.А. по состоянию на 19.06.2023 не проведена.
С целью устранения нарушения прокуратурой города директоруГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск внесено представление от 16.06.2023№ 07-02-2023/Прдп349-23-220.
Согласно ответу от 19.06.2023 № 109 требования прокуратуры городапризнаны обоснованными, однако в настоящее время провести специальнуюоценку условий труда рабочего места Сысуевой О.А. не представляетсявозможным ввиду отсутствия достаточного финансирования.
Выявленное бездействие привело к нарушению трудовых правработников образовательного учреждения на безопасные условия труда.
Просят обязать ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск провести специальную оценку рабочего места учителя математики без квалификационной категории Сысуевой О.А с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор исковые требования поддержал.
Ответчик – ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск в лице директора Уваровского М.Ю. исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав мнение помощника прокурора, ответчика, ознакомившись с документами, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
прокуратурой города проверено исполнение в деятельности ГБОУ СОШ № 22 требований трудового законодательства в сфере охраны труда и защиты прав работников.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, то есть, конституционно гарантируется свобода труда, запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Каждому работнику обеспечивается право на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, на своевременную выплату заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда; на судебную защиту трудовых прав.
Пункт 9 части 2 статьи 212 ТК РФ (далее – ТК РФ) закрепляет обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда.
Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности, и ответственность участников специальной оценки условий труда определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон).
В соответствии со статьей 3 Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии со статьей 4 Закона работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 Закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 8 Закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной 5 соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона порядком.
Установлено, что в образовательном учреждении специальная оценка условий труда в отношении рабочего места учителя математики без квалификационной категории Сысуевой О.А. по состоянию на 19.06.2023 не проведена.
По выявленным нарушениям прокуратурой города вынесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г.о. Чапаевск в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск об обязании провести специальную оценку рабочего места учителя математики без квалификационной категории Сысуевой О.А. - удовлетворить.
Обязать ГБОУ СОШ № 22 г.о. Чапаевск провести специальную оценку рабочего места учителя математики без квалификационной категории Сысуевой О.А. с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья
Чапаевского городского суда
Самарской области М.Н. Законов
Мотивированное решение 01 сентября 2023 года
Подлинник документа находитсяв Чапаевском городском суде Самарской области в материалах гражданского дела№2-1220/2023, 63RS0033-01-2023-001679-95 |