<данные изъяты>
Дело № 2-2932/2023 УИД: 66RS0044-01-2023-003204-03
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 23.11.2023 (с учетом выходных дней 18.11.2023, 19.11.2023).
Решение
именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Кукушкиной Н.А.,
при секретаре Бивзюк К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по иску Сапанкевич Натальи Викторовны, Захаровой Лидии Александровны, Мозжориной Татьяны Геннадьевны, Бузиной Нины Ивановны, Емельяновой Елизаветы Андреевны, Красиловой Ирины Андреевны, Пановой Елены Анатольевны, Родновой Галины Ивановны, Барановской Альбины Ралифовны, Петренко Ирины Борисовны, Стулиной Ольги Сергеевны, Горбачева Владимира Николаевича, Белякиной Любови Николаевны, Максимовой Любови Ивановны, Мотыхляева Юрия Анатольевича, Дьякова Виталия Евгеньевича, Суворовой Марины Петровны, Рябцовой Александры Ивановны, Давлитовой Гулиры Муллахановны, Томиловой Эльзы Геннадьевны к Первоуральскому муниципальному унитарному предприятию «Производственное Жилищно-коммунальное Управление поселка Динас» об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества в многоквартирном доме,
установил:
ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10. ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 обратились в суд с иском к Первоуральскому муниципальному унитарному предприятию «Производственное Жилищно-коммунальное Управление поселка Динас» (ПМУП «ПЖКУ <адрес>») об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества за период с января по декабрь 2022 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, исключить задолженность: ФИО1 в размере <данные изъяты>, ФИО5 в размере <данные изъяты>, ФИО6 в размере <данные изъяты>, ФИО7 в размере <данные изъяты>, ФИО8 в размере <данные изъяты>, ФИО2 в размере <данные изъяты>, ФИО10 в размере <данные изъяты>, ФИО11 в размере <данные изъяты>, ФИО3 в размере <данные изъяты>, ФИО4 в размере <данные изъяты>, ФИО12 в размере <данные изъяты>, ФИО13 в размере <данные изъяты>, ФИО14 в размере <данные изъяты>, ФИО15 в размере <данные изъяты>, ФИО16 в размере <данные изъяты>, ФИО17 в размере <данные изъяты>, ФИО18 в размере <данные изъяты>, ФИО19 в размере <данные изъяты>, ФИО20 в размере <данные изъяты>, ФИО21 в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками квартир №, <адрес>, в <адрес>. Управляющей организацией, которая обслуживает дом, является ПМУП «ПЖКУ <адрес>». Договор на обслуживание дома с истцами не заключался. В 2022 году ежемесячно в квитанции на оплату за коммунальные услуги включались начисления за электроэнергию на содержание общего имущества (СОИ), которые истцы оплачивали, также как и все время проживания в доме, никогда не возникало вопросов. В марте 2023 года по каждой квартире доначислили за весь 2022 год дополнительные расходы за электроэнергию на весь дом порядка <данные изъяты> (из расчета за квадратный метр, то есть в среднем на 2-х комнатную <адрес> <данные изъяты>, на 3 комнатную квартиру около <данные изъяты>, это плюсом ориентировочно <данные изъяты> в месяц). Ответчик объяснил такие доначисления тем, что по итогу 2022 года произведен перерасчет за электроэнергию СОИ, и образовавшуюся разницу в киловаттах по всему дому доначислили собственнику каждой квартиры, при этом по новым тарифам, из расчета <данные изъяты> за квт, которые действуют только с 2023 года. Собрания собственников жилья ответчик не проводил и не уведомил о доначислениях и уплате повторно завышенных сумм по СОИ. Также обращают внимание, что в квитанциях не указываются показания общедомовых счетчиков за электроэнергию на СОИ. Таким образом, ответчик дополнительно доначислил плату за электроэнергию на СОИ за 2022 год по следующим квартирам в указанном размере, что подтверждается квитанциями на оплату коммунальных услуг: ФИО1 в размере <данные изъяты>, ФИО5 в размере <данные изъяты>, ФИО6 в размере <данные изъяты>, ФИО7 в размере <данные изъяты>, ФИО8 в размере <данные изъяты>, ФИО2 в размере <данные изъяты>, ФИО10 в размере <данные изъяты>, ФИО11 в размере <данные изъяты>, ФИО3 в размере <данные изъяты>, ФИО4 в размере <данные изъяты>, ФИО12 в размере <данные изъяты>, ФИО13 в размере <данные изъяты>, ФИО14 в размере <данные изъяты>, ФИО15 в размере <данные изъяты>, ФИО16 в размере <данные изъяты>, ФИО17 в размере <данные изъяты>, ФИО18 в размере <данные изъяты>, ФИО19 в размере <данные изъяты>, ФИО20 в размере <данные изъяты>, ФИО21 в размере <данные изъяты>. Истцы обращались с претензией к ответчику, на прием к директору. Представители ответчика приходили в квартиры истцов, проверяли электрические счетчики, также со слов представителей ответчика была произведена замена общедомового счетчика в конце 2022 года, о которой их не уведомили, не сняли показания старого и нового счетчика, доступ в помещение, где находится общедомовой счетчик был ограничен. Замена общедомового счетчика проводилась в 2022 году дважды. Счетчик, который установили взамен старого, был неисправен и его заменили, установили снова общедомовой счетчик, то есть показания по нему передавались не верные. В итоге в доме за 2022 год было три разных счетчика. Истцы считают, что действия ответчика не законны, так как истцы ежемесячно в течение 2022 года оплачивали расходы за электроэнергию на СОИ, которые им выставляли в квитанциях. Ответчик по просьбе истцов произвел обход и проверку счетчиков в каждой квартире, были выявлены факты отсутствия счетчиков, либо установлены очень старые счетчики, которые вероятно показывают неверные данные. Также при обходе квартир были выявлены факты отсутствия счетчиков, при том, что собственником является один человек, а по факту проживает несколько человек, собственник при отсутствии счетчика оплачивает электроэнергию по нормативу на одного человека, при фактическом наибольшем потреблении, в квартирах имеется бытовая техника, которая потребляет намного больше оплаченного норматива. Ответчик не желает принимать никаких мер, воздействовать на таких недобросовестных собственников. Истцы обращались к ответчику с требованием пересчитать плату за электроэнергию СОИ, однако, в добровольном порядке ответчиком перерасчет не произведен.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Суду пояснила, что согласно Постановлению Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет производится за фактическое потребление за предыдущий год, тогда как Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Общедомовой прибор учета вовремя не поверен, нет решения общего собрания собственников о замене прибора учета. В нескольких квартирах не установлены приборы учета, или неисправны. Считает, что начисления за электроэнергию СОИ должны производиться по нормативу.
Истец ФИО1 представила в материалы дела возражения на отзыв ответчика, в которых указала, что с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» устанавливается порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании содержании общего имущества для многоквартирного дома. Но в связи с тем, что закон обратной силы не имеет, данное Постановление не распространяются на отношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениями ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации и с учетом Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» предусматриваются следующие способы расчета КР на СОИ: 1) если дом оборудован ОДПУ - исходя из установленного норматива КР на СОИ и установленного тарифа с перерасчетом по показаниям ОДПУ в 1 квартале следующего года; 2) если дом не оборудован ОДПУ - исходя из норматива КР на СОИ и установленного тарифа; 3) в случае оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета - исходя из показания такой системы при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний и установленного тарифа; 4) по решению общего собрания собственников помещений об определении размера платы на содержание общего имущества либо исходя из среднемесячного объема потребления КР на СОИ и установленного тарифа с проведением перерасчета исходя из показаний ОДПУ в 1 квартале следующего года, либо исходя из объема потребления КР на СОИ, определяемого по показаниям ОДПУ, и установленного тарифа. При этом, на общедомовом приборе учета электроэнергии истек срок поверки интервала в 4 квартале 2018 года. И соответственно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расчет КР на СОИ должен производиться по нормативу на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК Региональной энергетической комиссии <адрес> «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>». Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, вся ответственность за установку, обслуживание и ремонт счетчиков электроэнергии в жилых помещениях возлагается на энергосбытовые организации. Кроме того, собственники нежилых помещений, расположенный в многоквартирном доме, также должны платить СОИ. Ответчиком не представлены доказательства оплаты, а также не представлены доказательства, к какому счетчику нежилые помещения запитаны отдельно, до или после ВРУ, отсутствуют акт поверки и установки счетчика.
Также истцом ФИО1 предоставлены в материалы дела возражения на дополнения к отзыву ответчика, в которых она указала, что истцы вправе требовать изменения размера платы за электроэнергию на СОИ, так как ответчик вводил в заблуждение истцов относительно работоспособности общедомового счетчика. Ответчиком не предоставлено доказательств исправности общедомового прибора учета электроэнергии, который надо было менять в 2018 году, как указано в акте № П48055784800103 от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик произвел перерасчет по тарифам 2022 года, как просили истцы, но частично. Предъявленная сумма уменьшилась, но не значительно, что подтверждается квитанциями.
Истцы ФИО5, ФИО12 заявленные требования поддержали.
Истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явились, ранее в судебных заседаниях заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ПМУП «ПЖКУ <адрес>» ФИО24, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПМУП «ПЖКУ <адрес>» ФИО24 представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в доме по адресу: <адрес>, установлен общедомовой прибор учета, по показаниям которого производится расчет за потребленную многоквартирным домом электроэнергию с гарантирующим поставщиком АО «ЭнергосбыТ Плюс». В квитанции за март 2023 года произведен перерасчет размера расходов на содержание общего имущества (СОИ) по электроэнергии с учетом фактических показаний общедомовых приборов учета за 2022 год в соответствии со ст. 156 ЖК РФ, п. 29 (2), 29 (3) Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Для подтверждения расходов по общедомовому прибору учета электроэнергии просит приобщить акты выполненных работ АО «ЭнергосбыТ Плюс» за 2022 год, на которых указаны показания и расход по общедомовому прибору учета. Для подтверждения объемов электроэнергии, начисленных в жилых помещениях по индивидуальным приборам учета или по утвержденным нормативам в жилых помещениях, неоснащенных приборами учета, просит приобщить ежемесячные ведомости объемов по дому. В соответствии с п. 29 (3) подп. «а» величина расчета учитывалась в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, в течение ДД.ММ.ГГГГ. В квитанции за март 2023 года в графе «перерасчет» доначислено плата за электроэнергию СОИ (л.д. 154).
Представитель ответчика ПМУП «ПЖКУ <адрес>» ФИО24 предоставила в материалы дела дополнения к отзыву, в котором указала, что в соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОГ/00, согласно изменениям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнены в том числе п. 29 (3), подп. «а» которого предусматривает, что в случаях, предусмотренных подп. «б» и «в» п. 29 (2) предусматриваемых Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной п. 2 приложения к рассматриваемым Правилам, по истечении каждого календарного года, при этом, величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение 1 квартала года, следующего за расчетным годом. При рассмотрении указанного вопроса следует учитывать, что после вступления в силу указанных изменений перерасчет в рассматриваемом случае осуществляется по истечении каждого календарного года, с учетом данных, полученных за предыдущий календарный год, за 12 месяцев. Таким образом, при проведении перерасчета в 1 квартале 2023 года учитываются данные, полученные за 2022 год. С ДД.ММ.ГГГГ ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии, используемые до ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующие требованиям, указанным в разделе Х Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты. Приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования. Расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение. Не допускается взимание отдельной платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей. Ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ: если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель; если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов, ответственность несет гарантирующий поставщик; если прибор установлен за пределами домовладения, ответственность несет сетевая организация. Собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии. Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих, комнатных приборов учета электрической энергии и находящиеся вне границ таких помещений многоквартирного дома. Обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии. Если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Представитель третьего лица АО «Энергосбыт Плюс» ФИО25, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «Энергосбыт Плюс» ФИО25 представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указала, что по адресу: <адрес>, АО «ЭнергосбыТ Плюс» коммунальных услуг не оказывает, и платежных документов на оплату коммунальных услуг также не предъявляет. Из представленных в суд документов следует, что многоквартирный дом по указанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ был оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии тип 561, П5-Т-4-2, заводской номер №, проверка указанного прибора учета проводилась ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ силами сетевой организации АО «Облкоммунэнерго», установлен новый общедомовой прибор учета №, заводской №, который принят в эксплуатацию. В случае, если течение года истцам по услуге э/э на содержание общего имущества производилось начисление платы по нормативу, то в конце года должен быть произведен перерасчет, в соответствии с Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», обязывающий все Управляющие компании провести в 1 квартале 2023 года перерасчет по фактическим показаниям ОДПУ по услуге содержание общего имущества в МКД. Таким образом, полагает, что разница между объемом потребления электрической энергии по ОДПУ и объемом потребления по ИПУ подлежит расчету и предъявлению потребителям в составе платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества.
Информация о времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена на сайте Первоуральского городского суда <адрес>.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения истцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Из положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 названного Кодекса, является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.
Таким образом, на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, поставленную на общедомовые нужды, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса.
Согласно пункту 14 Правил №, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 157 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, если иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве контрольных приборов учета, не установлены договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета - с 23-го до окончания 25-го дня расчетного месяца, а также по состоянию на 00 часов 00 минут дня расторжения (заключения) договора энергоснабжения, договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с ч. 2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 29(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с положениями статей 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, за исключением случаев, когда плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества, предусмотренных пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
На основании ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. «б»- «д» п. 29 (2), п. 29 (3) Правил №; п. 2 Приложения к Правилам №, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета может определяться исходя из: показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг- в случае оснащения дома такой системой, если эта система учета обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний; среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с последующим проведением в установленном порядке перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета-в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений; объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по установленным тарифам- в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений; норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов с последующим проведением в установленном порядке перерасчета размера таких расходов исходя из показания коллективного (общедомового) прибора учета- в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений, указанного в двух предыдущих случаях.
Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов ( ч. 9.3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «а» п. 29 (2) Правил №).
Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов также по истечении трех расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала проверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунальных ресурса (пп. «а» п. 29(2) Правил №).
Договор управления многоквартирным домом может предусматривать индексацию тарифов размера платы за содержание жилого помещения (Письмо Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №-ОО/04).
При этом, действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме. Однако собственники могут принять решение, дающее управляющей организации право индексировать размер платы без ежегодного оформления его изменений решениями общих собраний собственников (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС19-2677 по делу А21-463/2018).
Как установлено материалами дела, ФИО17 проживает и зарегистрирован в жилом помещении- квартире по адресу: <адрес>.
ФИО11 является собственником жилого помещения, а также проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 101).
ФИО26 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 102).
ФИО5 является собственником, а также проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> (л.д. 103).
ФИО18 является собственником, а также проживает и зарегистрирована в жилом помещении- квартире по адресу: <адрес> (л.д. 104).
ФИО3 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 105).
ФИО13 проживает и зарегистрирован в жилом помещении- квартире по адресу: <адрес>.
ФИО12 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 107).
ФИО20 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 108).
ФИО21 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 109).
ФИО1 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 110).
ФИО4 является собственником жилого помещения- квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 111).
ФИО7 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 112).
ФИО9 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 113).
ФИО10 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 114).
ФИО14 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 115).
ФИО6 является собственником жилого помещения- квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 116).
ФИО8 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 117).
ФИО16 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 118-120).
ФИО15 является собственником квартиры, а также проживает и зарегистрирована в ней по адресу: <адрес> (л.д. 121).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет Первоуральское муниципальное унитарное предприятие «Производственное Жилищно-коммунальное Управление поселка Динас».
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии тип 561, П5-Т-4-2, заводской номер №.
В марте 2023 года ПМУП «ПЖКУ <адрес>» произвело перерасчет платы за услугу «Электроэнергия на СОИ»: ФИО1 в размере <данные изъяты>, ФИО5 в размере <данные изъяты>, ФИО6 в размере <данные изъяты>, ФИО7 в размере <данные изъяты>, ФИО8 в размере <данные изъяты>, ФИО2 в размере <данные изъяты>, ФИО10 в размере <данные изъяты>, ФИО11 в размере <данные изъяты>, ФИО3 в размере <данные изъяты>, ФИО4 в размере <данные изъяты>, ФИО12 в размере <данные изъяты>, ФИО13 в размере <данные изъяты>, ФИО14 в размере <данные изъяты>, ФИО15 в размере <данные изъяты>, ФИО16 в размере <данные изъяты>, ФИО17 в размере <данные изъяты>, ФИО18 в размере <данные изъяты>, ФИО19 в размере <данные изъяты>, ФИО20 в размере <данные изъяты>, ФИО21 в размере <данные изъяты>. (л.д. 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50, 54, 58, 62, 66, 70, 74, 77, 81, 85, 89, 93).
ДД.ММ.ГГГГ собственники многоквартирного дома по адресу: <адрес> обратились в ПМУП «ПЖКУ <адрес>» с заявлением о перерасчете платы за услугу «Электроэнергия СОИ». (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ ПМУП «ПЖКУ <адрес>» направило ответ на обращение собственников от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указало, что в квитанциях за март 2023 произведен перерасчет размера расходов на содержание общего имущества (СОИ) по электроэнергии с учетом фактических показаний общедомовых приборов учета за 2022 год. (л.д. 16).
Проверка указанного прибора учета проводилась ДД.ММ.ГГГГ. Из акта проверки расчетного прибора учета электрической энергии № П№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дата истечения интервала 4 <адрес>, истек срок поверки ПУ, гарантирующий поставщик установит/заменит прибор учета, присутствует свободный доступ к токоведущим частям до ПУ, нет возможности произвести отключение всей нагрузки для измерения токов холостого хода ПУ (л.д.155-156).
ДД.ММ.ГГГГ сетевой организацией АО «Облкоммунэнерго» выведен из эксплуатации (снят для замены) прибор учета тип 561, П5-Т-4-2, заводской номер № (отсутствует нагрузка), и установлен новый общедомовой прибор учета POTEK РТМ-03 DID4N-31Y30-02118, заводской №, который принят в эксплуатацию (л.д. 157-159, 160-162).
Согласно пункту 10 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, проведенная по истечении межповерочного интервала поверка прибора учета, в результате которой установлено соответствие этого прибора метрологическим требованиям, подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после истечения срока поверки.
Однако, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие пригодность прибора учета электроэнергии тип 561, П5-Т-4-2, заводской номер №, для измерений.
Таким образом, материалами дела установлено, что общедомовой прибор учета электроэнергии тип 561, П5-Т-4-2, заводской номер №, установленный в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, имел истекший срок поверки, актом от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждена работоспособность данного ПУ, ДД.ММ.ГГГГ прибор учета выведен из эксплуатации (отсутствует нагрузка), в связи с чем, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов также по истечении трех расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала проверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунальных ресурса (пп. «а» п. 29(2) Правил №).
Бездействие гарантирующего поставщика и сетевой организации как профессиональных участников отношений по энергоснабжению, выразившееся в несоблюдении ими установленного действующим законодательством порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки, не является основанием для возложения на добросовестных абонентов неблагоприятных последствий такого бездействия.
Доводы ответчика об отсутствии доказательств неисправности спорного прибора учета, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о наличии у ответчика права производить начисления за электроэнергию исходя из показаний приборов учета с истекшим сроком поверки.
В силу подпункта "д" пункта 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки.
Каких-либо данных о том, что по истечении межповерочного интервала исследуемого прибора учета проводилась поверка, в результате которой установлено соответствие этого прибора метрологическим требованиям и достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после истечения срока поверки, в материалах дела не имеется.
Общедомовой прибор учета электроэнергии №, заводской №, установлен ДД.ММ.ГГГГ, и не может быть принят как расчетный за 2022 год.
Относительно нежилых помещений, принадлежащих ООО «Здоровье» и расположенных в <адрес> в <адрес>, суд полагает необходимым отметить, что в данных нежилых помещениях установлен иной прибор учета электроэнергии - тип Лейне электро 1МШ1, заводской номер №, место установки ВРУ-0,23 кв потребителя, на основании показаний которого начисляется плата за потребленную электроэнергию ООО «Здоровье».
На основании изложенного, исковые требования истцов об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества в многоквартирном доме подлежат удовлетворению, расчет платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за электричество на содержание общего имущества в многоквартирном <адрес> в <адрес>: квартир №№, 18, 42, 37, 43, 39, 40, 9, 21, 35, 27, 25, 41, 48, 45, 4, 20, 12, 30, 31 должен быть произведен исходя из норматива потребления данного коммунального ресурса в соответствующий период.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 к Первоуральскому муниципальному унитарному предприятию «Производственное Жилищно-коммунальное Управление поселка Динас» об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества в многоквартирном доме,- удовлетворить.
Обязать Первоуральское муниципальное унитарное предприятие «Производственное Жилищно-коммунальное Управление поселка Динас» произвести перерасчет платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за электричество на содержание общего имущества в многоквартирном <адрес> в <адрес>: квартир №№ (ФИО1), 18 (ФИО5), 42 (ФИО6), 37 (ФИО7), 43 (ФИО8), 39 (ФИО9), 40 (ФИО10), 9 (ФИО11), 21 (ФИО3), 35 (ФИО4), 27 (ФИО12), 25 (ФИО13), 41 (ФИО14), 48 (ФИО15), 45 (ФИО16), 4 (ФИО17), 20 (ФИО18), 12 (ФИО19), 30 (ФИО20), 31 (ФИО21), исходя из норматива потребления данного коммунального ресурса в соответствующий период.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий- <данные изъяты>. Н.А.Кукушкина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>