Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Надешкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Савиной Ларисы Владимировны, Гончаровой Натальи Николаевны к администрации города Минусинска об оспаривании постановления № АГ-2357-п от 18 декабря 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Савина Л.В., Гончарова Н.Н. обратились в Минусинский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления № АГ-2357-п от 18 декабря 2019 года администрации города Минусинска и возложении на администрацию города Минусинска обязанности по изменению срока отселения с 7 лет на 1 год путем принятия соответствующего постановления.
12.10.2020 года исковые требования административный истцов были уточнены (л.д. 114) и они просили суд признать незаконным постановление администрации города Минусинска № АГ-2357-п от 18 декабря 2019 года и обязать ответчика инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, подготовить и предоставить документы на межведомственную комиссию.
Свои требования истцы мотивируют тем, что оспариваемым Постановлением администрации города Минусинска жилой многоквартирный дом, в котором они являются собственниками квартир, признан аварийным и подлежащим реконструкции и установлен срок на отселение 7 лет, что мнению истцов, является неразумным и не соответствует Закону. Физический износ здания 70%, оценивается как ветхое. Состояние несущих конструкций аварийное. Административные истцы считают, что дальнейшее нахождение граждан в непригодных для проживания помещениях нарушает права граждан на благоприятные условия проживания, а также может повлечь многочисленные человеческие жертвы в результате возникновения аварийной ситуации и возможного разрушения дома, вызванного его аварийным состоянием, что является недопустимым и требует незамедлительного принятия мер к устранению нарушений прав граждан.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, в суд направили своего представителя по доверенности Щапова С.В., которых на заявленных требованиях настаивал в полном объеме с учетом уточнений и просил суд требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Алюшина Т.С. возражала против заявленных требований и просила суд отказать в иске полностью.
Заинтересованные лица в суд также не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом по почте, о причинах неявки суду заинтересованные лица не сообщили, обоснованных ходатайств об отложении дела слушанием в суд не заявляли, что является основанием для рассмотрения дела в их отсутствии.
Выслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Судом установлено, что оспариваемым Постановлением администрации города Минусинска № АГ-2357-п от 18 декабря 2019 года «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции»:
- признан многоквартирный дом по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции;
- постановлено отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в течение 7 лет.
Оценивая доводы сторон с учетом представленных доказательств в их совокупности суд приходит к выводу, что указанное Постановление администрации города Минусинска нарушает нормы действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания судом решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен ЖК Российской Федерации и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанного дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Оспариваемое администрации города Минусинска № АГ-2357-п от 18 декабря 2019 года «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции» принято ответчиком на основании заключения межведомственной комиссии от 06.12.2019 г. №1 (л.д. 37).
Как следует из заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции от 06.12.2019 г. № 1, межведомственная комиссия руководствовалась Актом обследования помещения по адресу: <адрес>, № от 06.12.2019 года, техническим заключением МУП г. Минусинска «Земли города», заключением №5ю службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 44 Положения установлено, что признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В материалы дела представлено Техническое заключение шифр 824-11-Т3 МУП «Земли города » г. Минусинск 2019 года (л.д. 44).
Согласно данному техническому заключению, при фактическом износе 70% техническое состояние здание оценивается как ветхое. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента (л.д. 54).
Выводы о том, что указанный многоквартирный жилой дом является аварийным и подлежит сносу, данное заключение не содержит.
Суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии от 06.12.2019 года №1 не могло быть положено в основу оспариваемого Постановления администрации <адрес> № АГ-2357-п от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции», так как отсутствует отчет экспертной строительной организации, содержащий вывод об аварийности многоквартирного жилого дома и признание его подлежащим реконструкции, что является нарушением пункта 44 Положения, в соответствии с которым решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого Постановления администрацией города Минусинска нарушен порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, установленный действующим жилищным законодательством Российской Федерации.
Указанный вывод суда подтверждается результатами судебной экспертизы, оформленной заключением эксперта № 01/22/01 от 22.01.2021 года (л.д. 158).
В соответствии с указанным заключением на дату проведения экспертизы хронологический возраст здания составляет 57 лет, при среднем сроке службы деревянного здания IV группы капитальности 50 лет можно сделать вывод, что состояние здания в целом, характеризуется выявленными повреждениями и деформациями, свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Запас прочности конструкции жилого многоквартирного дома по адресу: Россия, <адрес> для его дальнейшей эксплуатации по назначению, с учетом его состояния, сроком до 18.12.2026 года не имеется.
Таким образом, установленный оспариваемым постановлением срок 7 лет для отселения граждан не обоснован и ничем не мотивирован.
Эксперт пришел к выводу, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе проживающим в этом доме (л.д. 182).
Также эксперт пришел к выводам, что устранить выявленные недостатки конструктивных элементов жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, находящихся, в том числе в аварийном состоянии, путем проведения его реконструкции невозможно. Техническое состояние здания оценивается как аварийное (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения). Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Примерная стоимость капитального ремонта, % от восстановительной стоимости конструктивных элементов - 93-120 (л.д. 182).
Таким образом, оспариваемое Постановление администрации города Минусинска № АГ-2357-п от 18 декабря 2019 года «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции» принято в нарушение Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
На основании изложенного суд приходит к выводу о незаконности Постановление администрации города Минусинска № АГ-2357-п от 18 декабря 2019 года с даты его принятия.
Требование административных истцов о возложении на административного ответчика обязанности инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, подготовить и предоставить документы на межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания многоквартирного дома по адресу: Ботаническая 16 удовлетворению не подлежит, так как, заключение межведомственной комиссии от 06.12.2019 года №1 незаконным в установленном порядке не признано и не отменено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление администрации города Минусинска № АГ-2357-п от 18 декабря 2019 года «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции» признать незаконным с даты принятия.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения изготовлен 01.03.2021 года