Решение по делу № 33-6569/2024 от 18.06.2024

Судья Корсакова А.А.      Дело № 33-6569/2024 (№ 2-1069/2024)

УИД 25RS0001-01-2023-008364-49

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 июля 2024 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Веригиной И.Н.

судей Коржевой М.В., Ильиных Е.А.

при секретаре Брыжеватой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Володенко Ольги Анатольевны к Министерству труда и социальной политики Приморского края, краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Приморского края», третье лицо Правительство Приморского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан, жилые помещение которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список,

по апелляционной жалобе Володенко Ольги Анатольевны на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 16.04.2024, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., выслушав пояснения представителя истца Володенко О.А. – Берёзкиной Е.Г., представителя ответчиков – Саркисян К.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Володенко О.А. обратилась в суд с иском, просила признать незаконным отказ во включении ее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края, включить Володенко О.А. в указанный список.

В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником жилого дома площадью 192,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> индивидуального жилого дома площадью 179,7 кв.м., местоположение которого установлено примерно в 14 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира <адрес>. В результате ливневых дождей и прорыва дамбы в районе «семи ветров» в г. Уссурийске в августе 2023 года, жилые дома истца по адресу: <адрес> были затоплены, уровень воды достигал выше 2-х метров. Постановлением Губернатора Приморского края от 15.08.2023 №45-пг адрес истца был включен в перечень земельных участков, зданий, строений, сооружений, находящихся с границах зоны чрезвычайной ситуации. Межведомственной комиссией жилой дом и индивидуальный жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> признаны помещениями, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации. На заявление истца уведомлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края, в виду отсутствия права на предоставление выплаты, поскольку у истца имеется в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания. Истец с таким решением не согласна, поскольку жилой дом и индивидуальный жилой дом находятся по одному почтовому адресу, оба пострадали в результате чрезвычайной ситуации, им требуется капитальный ремонт. Других жилых помещений, пригодных для проживания истец не имеет.

В судебное заседание истец не явилась, представитель истца на требованиях, изложенных в иске, настаивала.

Представители ответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Министерства труда и социальной политики Приморского края возражали против исковых требований, поскольку у истца отсутствует право на получение выплаты, нет доказательств непригодности для проживания жилых помещений. Кроме того, выплата предоставляется однократно и в отношении одного поврежденного жилого помещения.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен.

Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Володенко О.А. отказано.

С указанным решением истец не согласилась, подала апелляционную жалобу, считает решение суда незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что два здания находятся по одному почтовому адресу, оба пострадали, требуют капитального ремонта. Суду были представлены все доказательства, однако суд не принял во внимание доводы истца, а принял сторону ответчиков. Вывод суда о наличии у истца иного жилого помещения считает неверным, так как судом не учтено, что иное жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, должно быть пригодным для проживания. Другого жилья, пригодного для проживания у истца нет. Межведомственной комиссией установлено, что жилой дом и индивидуальный жилой дом пострадали в результате чрезвычайной ситуации, и оба нуждаются в капитальном ремонте, в жилых помещениях не функционируют в полном мере системы жизнедеятельности (электроснабжение, канализация, отопление, водоснабжение). Судом не учтено мнение истца и не приняты во внимание доводы, обосновывающие позицию, которая отражена в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчиков возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

Истец и третье лицо в суд апелляционной инстанции не явились, о дате судебного заседания извещены.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).

Федеральный закон N 68-ФЗ определяет права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, однако не определяет конкретный круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, а относит соответствующее регулирование к полномочиям Правительства Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.

Так, согласно подпункту "м" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 утверждены "Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями".

Согласно подпункта "г" пункта 6 указанных Правил, мероприятия реализуются в отношении граждан, в том числе, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Подпунктом "б" пункта 5 Правил предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

В соответствии с пунктом 8 Правил мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

Пунктом 15 указанных Правил к полномочиям высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и условий предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 Правил, на осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

Постановлением Губернатора Приморского края от 15.08.2023 N 45-пг в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "KHANUN", был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

В целях ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе 2023 года, постановлением Правительства Приморского края от 24.08.2023 N 592-пп установлены случаи осуществления единовременных денежных выплат, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Приморского края и Правительства Российской Федерации, а также круг лиц, которым указанные выплаты должны быть осуществлены, утвержден Порядок определяющий правила и условия предоставления выплат отдельным категориям гражданам на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края.

Пунктом 1.3 Порядка определены категории граждан, которые имеют право на получение выплат на осуществление капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.

Среди них - граждане Российской Федерации, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Приморского края жилым помещениям, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно пункту 1.6 Правил N 592-пп мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Володенко О.А. является собственником жилого дома с кадастровым номером площадью 192,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и индивидуального жилого дома с кадастровым номером площадью 179,7 кв.м., местоположение которого установлено примерно в 14 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира <адрес>.

В связи с введением режима чрезвычайной ситуации в августе 2023 года, Постановлением Губернатора Приморского края от 15.08.2023 №45-пг и Постановлением администрации Уссурийского городского округа №2901 от 13.09.2023 утвержден перечень земельных участков, зданий, строений, сооружений, находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, куда включен адрес истца: <адрес>.

Актом обследования от 08.09.2023 и заключением межведомственной комиссии от 08.09.2023 установлено, что имеются основания для признания помещений жилой дом и индивидуальный жилой дом, расположенных по адресу <адрес> подлежащими капитальному ремонту с целью приведения утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом требованиям.

03.09.2023 Володенко О.А. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес>.

Уведомлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 25.09.2023 Володенко О.А. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края, в виду отсутствия права на предоставление выплаты, поскольку у истца имеется в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Не согласившись с решением, истец обратилась с настоящим иском.

Разрешая исковые требования, суд руководствовался вышеуказанными нормами действующего законодательства, исходил из их буквального толкования, что выплаты предоставляются в отношении одного утраченного жилого помещения или одного поврежденного помещения и только один раз, установив, что в собственности истца имеется два жилых помещения которые непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на момент введения чрезвычайной ситуации не признавались, в удовлетворении исковых требований отказал.

Судебная коллегия считает, что вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска в виду того, что отсутствуют сведения о том, что какой либо из домов (жилой или индивидуальный жилой), расположенные по адресу: <адрес> признавались непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на момент введения чрезвычайной ситуации, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Действительно, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.

В частности, условием предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, являются принадлежность на праве собственности гражданам, претендующим на социальную выплату, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения и отсутствие у гражданина другого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, пригодного для проживания.

Решение вопроса о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии.

Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиками, что оба жилых помещения истца пострадали в результате затопления паводковыми водами и нуждаются в капитальном ремонте для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания. По результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что фундамент жилого дома поврежден, несущие и внутренние стены двух домов влажные, с плесенью, грибком, имеют трещины, полы просели, окна, двери повреждены, электропроводка утрачена полностью в двух домах, повреждена системы водоснабжения, водоотведения. Иного жилого помещения, пригодного для проживания у истца нет.

То обстоятельство, что индивидуальный жилой дом истца, местоположение которого установлено примерно в 14 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира <адрес>, который также пострадал в результате этой же чрезвычайной ситуации, не признан межведомственной комиссией непригодным для проживания в установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 порядке, по мнению судебной коллегии, не может лишить истца права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого дома по адресу: <адрес>.

Доводы представителя ответчика, изложенные в судебном заседании апелляционной инстанции о том, что невозможно определить в отношении какого жилого посещения истец просила осуществить ей выплату, из какой площади рассчитывать, так как два дома располагаются по одному почтовому адресу: <адрес>, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку как видно из заявления Володенко О.А., направленного в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», она просила включить ее в список граждан в целях получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а местоположение индивидуального жилого дома с кадастровым номером площадью 179,7 кв.м., установлено примерно в 14 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира <адрес>.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что в отношении одного жилого дома с кадастровым номером площадью 192,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, где истец фактически проживала, и в отношении которого она обращалась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта, она вправе однократно получить указанную выплату.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

При этом судебная коллегия, принимая решение об удовлетворении первоначально заявленных требований Володенко О.А., не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы в части того, что суд не учел письменные пояснения истца от ДД.ММ.ГГГГ, в которых содержались дополнительные требования о признании ответа министра труда и социальной политики Приморского края ФИО7 от 07.11.2023 и возложении обязанности на уполномоченный орган осуществить выплату на проведение капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес>, поскольку из протокола судебного заседания в суде первой инстанции усматривается, что вопрос о приобщении к делу указанных письменных пояснений судом первой инстанции не решался, замечания на протокол судебного заседания в данной части отклонены. Сведения о заявлении в судебном заседании представителем истца дополнительных исковых требований отсутствуют.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", суд принимает решение по заявленным требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.

Согласно части 6 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц. Данный запрет не действует только при переходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, установленных гл. 39 ГПК РФ.

Вместе с тем, оснований для такого перехода судебной коллегией не установлено.

По общему правилу новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в силу части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции в силу вышеуказанных правовых норм, а также положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе по требованиям, заявленным в первоначальном иске.

Дополнительно суд апелляционной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что решение об отказе в выплате ответчиком не принималось. При включении Володенко О.А. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края, спорная выплата на капитальный ремонт должна быть перечислена истцу в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Приморского края от 24.08.2023 N 592-пп.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 16.04.2024 отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным отказ КГКУ Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 25.09.2023 во включении Володенко Ольги Анатольевны в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края.

Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить Володенко Ольгу Анатольевну в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.07.2024.

Председательствующий

Судьи

33-6569/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Володенко Ольга Анатольевна
Ответчики
КГКУ "Центр социальной поддержки населения ПК"
Министерство труда и социальной политики ПК
Суд
Приморский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
18.06.2024Передача дела судье
02.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024Передано в экспедицию
02.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее