Решение по делу № 3а-282/2020 от 03.02.2020

Дело № 3а-282/2020                                                             05 июня 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Паламар А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 05 июня 2020 года административное исковое заявление ФИО11 о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район»,

у с т а н о в и л:

ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район».

В обоснование исковых требований указал, что 20 декабря 2019 года Собранием депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» ему было отказано в установлении и выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии за выслугу лет как выборному лицу органа местного самоуправления муниципального образования «Плесецкий муниципальный район». Основанием для отказа послужило вышеуказанное решение, которое было опубликовано 30 декабря 2015 года в Вестнике «Курьер Прионежья» № 52 (891). Считает данное решение незаконным, подлежащим отмене. Право муниципальных государственных служащих на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено п. 12 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 24 закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению 2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 1 Закона Архангельской области № 68-15-03 от 16 апреля 1998 года лица, замещавшие на постоянной основе должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», при этом порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет определяется муниципальными нормативными правовыми актами. Собранием депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» до настоящего времени не принято решение, регулирующее вопросы установления порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район». Уполномоченный орган местного самоуправления, введя муниципальным правовым актом социальную гарантию в виде дополнительной выплаты (пенсии за выслугу лет) муниципальным государственным служащим, получающим государственную пенсию, не может произвольно ее отменить либо временно приостановить ее реализацию. Отмена Собранием депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» Положения о порядке назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», установленного решением № 135, снижает уровень гарантий лиц, замещавших должности муниципальной службы, предусмотренный федеральным и областным законодательством. Признание утратившим силу указанного решения, в отсутствие вновь принятого муниципального правового акта, регулирующего порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет данной категории служащих, свидетельствует о недостаточном правовом регулировании в указанной сфере, нарушении прав указанных лиц на пенсионное обеспечение, предусмотренное ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», областным законом от 16 апреля 1998 года № 68-15-03.

В судебное заседание стороны, извещенные о месте и времени судебного разбирательства не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон по материалам дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к слудеющему.

В соответствии с ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.ч. 7-9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» с учетом ухудшения финансового положения в Плесецком муниципальном районе, ожидаемого снижения поступления собственных доходов в районный бюджет в связи с экономическим кризисом признано утратившим силу решение Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 26 апреля 2012 года №135 о принятии Положения о порядке назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район».

Согласно Приложению № 1 к Закону Архангельской области от 27 сентября 2006 N 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» должность главы местной администрации относится к высшим должностям муниципальной службы.

ФИО16 имеет стаж муниципальной службы с 2005 года, являлся главой муниципального образования «Савинское», затем главой муниципального образования «Плесецкий муниципальный район».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

В силу ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» N 25-ФЗ от 02.03.2007 в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Следовательно, решением Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» нарушаются права административного истца.

В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Решение Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» официально опубликовано в периодическом печатном издании - газете «Курьер Прионежья» 30 декабря 2015 года № 52 (891).

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 февраля 2020 года № 129 проект решения «О признании утратившим силу решения Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 отклонен, как не получивший в результате голосования необходимого числа голосов депутатов.

Таким образом, оспариваемое решение является действующим нормативным правовым актом, на момент рассмотрения дела не отменено и не утратило силу.

Согласно ст. 26 Устава муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» в исключительной компетенции Собрания депутатов находится утверждение Положения о денежном содержании и иных выплатах муниципальным служащим Плесецкого муниципального района.

С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», порядок принятия не нарушен.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего, дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 1 областного закона от 16 апреля 1998 года N68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» в сфере пенсионного обеспечения на муниципальных служащих муниципальных образований Архангельской области в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и областными законами (в ред. законов Архангельской области от 23.09.2009 N 64-5-ОЗ, от 23.12.2016 N 511-31-ОЗ).

Лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области и лица, замещавшие должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области, имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, назначенной в соответствии с п.2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет определяется муниципальными нормативными правовыми актами (п. 19 ст. 1 областного закона от 16 апреля 1998 года N68-15-ОЗ).

Таким образом, наличие в муниципальном образовании нормативного правового акта, принятого в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, областным законом от 16 апреля 1998 года N68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области», является обязательным.

Решением собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 26 апреля 2012 года № 135 принято Положение о порядке назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район».

Признание в последующем вышеуказанного решения решением Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 утратившим силу, фактически упразднило институт ежемесячных доплат к пенсии за выслугу лет в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район», повлекло полную отмену их выплаты, поскольку основанием для расходного обязательства муниципального образования должен служить муниципальный правовой акт (п. 2 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время муниципальный правовой акт, регулирующий порядок выплаты пенсии за выслугу лет в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» не принят.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостанавливать действие финансовых норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, только если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (например, постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 8 декабря 2015 года N 2739-О, от 5 июля 2005 года N 246-О, от 21 февраля 2008 года N 106-О-О). Указанные правовые позиции в полной мере применимы и к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования.

Доплата за выслугу лет к установленным трудовым пенсиям муниципальных служащих является дополнительным пенсионным обеспечением и прекращение ее выплаты без установления какого-либо компенсаторного механизма, не согласуется со статьями 7, 18, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.

В связи с изложенным, дефицит бюджета муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» не может являться основанием для некомпенсируемого в иной форме прекращения действия муниципального правового акта, которым определены порядок и условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, являющейся социальной гарантией, установленной в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Поскольку оспариваемое решение Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 не соответствует федеральному и региональному законодательству, оно подлежит признанию недействующим.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.

Решение Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 на момент рассмотрения дела судом применяется, следовательно, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд признает его не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч.11 ст. 11, п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, п. 30 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48, ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

                                  решил:

административное исковое заявление ФИО11 о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года №59 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» - удовлетворить.

Признать недействующим решение Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 27 ноября 2015 года № 59 «О признании утратившими силу муниципальных правовых актов, регулирующих назначение ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Собрание депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» опубликовать сообщение о принятом решении на официальном сайте администрации муниципального образования «Плесецкий район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                                А.В. Панкова

3а-282/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Архангельской области
Сметанин Алексей Александрович
Ответчики
Глава муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» Арсентьев Игорь Валентинович
Собрание депутатов муниципального образования Плесецкий муниципальный район
Другие
Берестовой Вячеслав Владимирович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Панкова Ангелина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
03.02.2020Регистрация административного искового заявления
03.02.2020Передача материалов судье
04.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.03.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
04.06.2020Производство по делу возобновлено
05.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее