Дело № 2-1076/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года г. Орел
Железнодорожный районный суд города Орла в составе
председательствующего судьи Сергуниной И.И.,
при секретаре Батуриной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Насибуллиной Натальи Владимировны, Басовой Ольги Владимировны, Лебедевой Марии Александровны, Иванова Юрия Владимировича, Баранчикова Владимира Евгеньевича к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» о возобновлении приостановленных работ по капитальному ремонту дома,
УСТАНОВИЛ:
Насибуллина Н.В., Басова О.В., Лебедева М.А., Иванов Ю.В., Баранчиков В.Е. обратились в суд с иском к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее-НО «РФКР») о возобновлении приостановленных работ по капитальному ремонту <адрес> в <адрес>, указывая на то, что в сентябре 2017 года НО «РФКР» начал капитальный ремонт дома 1955 года постройки по адресу: <адрес> соответствии с краткосрочным планом реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», утвержденным постановлением Правительства Орловской области № 357 от 12.09.2016 и постановлением администрации города Орла № 4150 от 16.09.2016. Плановая дата завершения работ-31.12.2017, однако они были частично приостановлены с 22.12.2017, окончательно остановлены 22.01.2018 и до настоящего времени не возобновлялись.
28.06.2018 НО «РФКР» расторгла в одностороннем порядке договор от 23.06.2017 № 021-КР/2017 с ООО «Стройкомплекс» на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
25.07.2018 решением по делу № 234-18/03 АЗ-Тр информация об ООО «Стройкомплекс» включена в реестр недобросовестных подрядных организаций.
В мае 2018 года в производство Арбитражного суда Орловской области поступило гражданское дело № А48-3705/2018 по иску ООО «Стройкомплекс» к НО «РФКР» о понуждении осуществить прием работ и взыскании задолженности, а также по встречному исковому заявлению о взыскании пени за просрочку исполнения обязательств по договору, штрафа, убытков и возмещения расходов на уплату государственной пошлины. В ходе рассмотрения данного дела были назначены и проведены две экспертизы:Экспертиза МЧС России ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Орловской области» на соответствие работ и применённых материалов по огнезащитному покрытию деревянных конструкций кровли <адрес> в <адрес> требованиям и нормам документов по пожарной безопасности. Экспертами было установлено, что на момент проведения испытаний состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения не соответствует требованиям ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на её основе. Общие требования. Методы испытаний».
Экспертами строительно-техническая экспертизы ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» было установлено, что оштукатуренная и окрашенная поверхность фасада не соответствует требованиям СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия», а количество и диаметр фактически установленных водосточных труб не соответствует требованиям СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11-26-76». Кроме того, водосточные трубы смонтированы так, что вода из них падает на цоколь, разрушая его.
В феврале 2018 года по заказу и на личные денежные средства собственников силами ООО «Строительно-технические экспертизы и обследования» было проведено обследование технического состояния основных несущих конструкций дома. По заключению экспертов чердачные перекрытия находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии.
Капитальный ремонт отопительной системы дома производился подрядчиком ООО «Стройкомплекс» в отсутствии проекта и предварительных инженерных расчетов. По своему усмотрению, без согласования с фондом, подрядчик установил систему произвольной разводки отопительных труб. Неправильный подбор диаметров труб, изготовленных из материалов недопустимо низкого качества, нарушение техники их сваривания и соединения не позволяет установленной системе выдерживать возникающие гидроудары, что приводит к постоянным многочисленным разрывам, аварийным отключениям подачи тепла в отопительный сезон, затоплениям подвала дома.
Факт ненадлежащего исполнения работ по капитальному ремонту системы отопления подтверждается также и актом осмотра подвального помещения <адрес> от 12.01.2021. В ходе данной проверки было установлено, что капитальный ремонт инженерных сетей выполнен с браком и дальнейшая эксплуатация инженерных сетей (отопления) без 100 % замены невозможна.
Работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной сети теплоснабжения - единственный вид работ, приемку которых осуществила НО «РФКР» согласно акту приёмки от ДД.ММ.ГГГГ без какого-либо согласования с собственниками.
В декабре 2017 Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003 г., и недостатков, допущенных при разработке проектно-сметной документации и проведении работ. В адрес НО «РФКР» было направлено предписание № 1114 от 07.12.2017 г. с требованием устранить выявленные нарушения. Опираясь на заключение № 04-Р/18 ООО «Строительно-технические экспертизы и обследования» собственники сформулировали ряд пожеланий по проведению ремонтно-строительных работ, которые были учтены ЗАО «Горпроект» при корректировке проектно-сметной документации по просьбе НО «РФКР», однако до настоящего времени экспертиза для принятия исправленного проекта в работу так и не была инициирована фондом.
В ответ на обращение Совета дома НО «РФКР» в письме от 27.08.2020 сообщила, что в настоящее время не имеет возможности продолжить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома до урегулирования всех судебных вопросов, корректировки проектной документации и получения по ней положительного заключения КУ ОО «Орёлгосэкспертизы».
Истцы просили обязать НО «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» провести работы в полном объеме по капитальному ремонту <адрес> в <адрес> в соответствии с исправленной проектно-сметной документацией, а также с соблюдением строительных норм и требований.
Насибуллина Н.В., Басова О.В., Лебедева М.А., Иванов Ю.В., Баранчиков В.Е. уточнили исковые требования, указали на то, что Фонд капитального ремонта в нарушение пункта 4.4 Свода Правил СП 368.1325800.2017 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта», утвержденного приказом Минстроя России от 25.11.2017 № 1582/пр, Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», приступил к выполнению работ без уведомления собственников, а также без согласования с ними проектной и сметной документации по выполнению капитального ремонта <адрес> <адрес>, кроме того собственники и не участвовали при осмотре технических и конструктивных особенностей дома, не высказывали своего мнения относительно работ.
В феврале 2018 года по заказу и на личные денежные средства собственников силами ООО «Строительно-технические экспертизы и обследования» было проведено обследование технического состояния основных несущих конструкций дома.
Рекомендуется включить в перечень работ и смету капитального ремонта следующие работы: ремонт ж/б балок и плиты надподвального перекрытия с отбивкой отслоившегося защитного слоя бетона, очисткой арматуры орт продуктов коррозии, обработкой защитным составом и восстановлением защитного слоя бетона методом оштукатуривания; закладка части оконных проёмов подвала с заменой оконных блоков с возможностью вентиляции подвала по разработанному проекту; закладка пролома в стене по оси «А» между осями «7-8»; ремонт приямков светоаэрационных окон с установкой недостающих козырьков для защиты от попадания атмосферных осадков внутрь приямков и установка козырька над приямком входа в подвал со стороны фасада по оси «Г»; ремонт кирпичной кладки цокольной части наружных стен (с разборкой цоколя в местах разрушений); установка опорного элемента под стропильную ногу по оси «7» (на скате в направлении оси «А»); усиление узлов опирания накосных стропильных ног по оси 9 на пересечениях осей «13»-«Г» и «1 »-«А»; усиление пораженной гнилью балки чердачного перекрытия; удлинение отмётов водосточных труб (с целью предотвращения замачиванния цокольной части стен); устройсто крылец входов в подъезды (площадок и козырьков); установка в дренажном приямке откачивающего насоса; восстановление и ремонт отмостки по периметру здания с ликвидацией контруклонов и выполнением необходимой вертикальной планировки прилегающей территории; ремонт балконной плиты балкона на 4-м этаже в месте пересечения осей «13» и «Б».
Фондом капитального ремонта была направлена заявка в ЗАО «Горпроет» для доработки ранее разработанной проектной документации, но уже с учетом пожелания собственников и их требований.
Работы по капитальному ремонту МКД были выполнены некачественно и без учета согласованной проектной документации с собственниками.
Проект ЗАО «Горпроект», который был представлен истцами, был разработан ЗАО «Горпроект» с учетом ранее указанных недостатков и дефектов, и на основании письма Фонда был переделан, с учетом мнения собственников. Данный проект является доработанным и учтенный с учетом ранее допущенных дефектов, является новой редакцией старого проекта.
С учетом уточненных исковых требований истцы просили обязать НО «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>» разработать и утвердить совместно с собственниками помещений по адресу: <адрес>:Техническое задание на выполнение работ по подготовке, разработке и исполнению проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в обязательном порядке включающей в себя замену магистральных трубопроводов (подающего и обратного) с устройством розлива по подвалу в виде двух независимых колец (одного для левого крыла дома и второго для правого), а также установку электромагнитных замков в подъездных дверях и замену оборудования домофонов (относящееся к общедомовому имуществу). При разработке Технического задания учесть: скорректированный ЗАО «Горпроект» в 2018 г. проект капитального ремонта общего имущества данного многоквартирного дома от 2016 г. по письму НО «РФКР» № 1956 от 27.12.2017 г.; экспертное заключение ООО «Строительно-технические экспертизы и обследования» от февраля 2018 г. № 04-Р/18; экспертное заключение ООО Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» от 29.03.2019 г. № 999/3-1; экспертное заключение ИП Волохова Д. В. от 04.10.2022 г. № 1-ФСР; акт осмотра представителями администрации Ж/д района и УГЖИ системы отопления в подвальном помещении от 12.01.2021 г.;
Проектную документацию на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в обязательном порядке включающую в себя замену магистральных трубопроводов (подающего и обратного) с устройством розлива по подвалу в виде двух независимых колец (одного для левого крыла дома и второго для правого), а также установку электромагнитных замков в подъездных дверях и замену оборудования домофонов (относящееся к общедомовому имуществу). При разработке Проектной документации учесть: скорректированный ЗАО «Горпроект» в 2018 г. проект капитального ремонта общего имущества данного многоквартирного дома от 2016 г. по письму НО «РФКР» № 1956 от 27.12.2017 г.; экспертное заключение ООО «Строительно-технические экспертизы и обследования» от февраля 2018 г. № 04-Р/18; экспертное заключение ООО Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» от 29.03.2019 г. № 999/3-1; экспертное заключение ИП Волохова Д. В. от 04.10.2022 г. № 1-ФСР; акт осмотра представителями администрации Ж/д района и УГЖИ системы отопления в подвальном помещении от 12.01.2021 г.;
Сметную документацию, а также произвести проверку достоверности сметной стоимости; ведомость объёма работ в рамках гарантийных обязательств по устранению недостатков, допущенных в ходе проведения капитального ремонта. При разработке ведомости учесть: скорректированный ЗАО «Горпроект» в 2018 г. проект капитального ремонта общего имущества данного многоквартирного дома от 2016 г. по письму НО «РФКР» № 1956 от 27.12.2017 г.; экспертное заключение ООО «Строительно-технические экспертизы и обследования» от февраля 2018 г. № 04-Р/18; экспертное заключение МЧС России ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Орловской области» от 21.08.2019 г. № 183; экспертное заключение ООО «Строительно-технические экспертизы и обследования» от февраля 2018 г. № 04-Р/18; экспертное заключение ООО Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» от 29.03.2019 г. № 999/3-1; экспертное заключение ИП Волохова Д. В. от 04.10.2022 г. № 1-ФСР; акт осмотра представителями администрации Ж/д района и УГЖИ системы отопления в подвальном помещении от 12.01.2021 г.;
Обязать НО «РФКР» осуществлять строительный контроль за ходом выполнения работ по капитальному ремонту дома, контролируя соответствие работ положениям проектной документации, требованиям техрегламентов, строительным нормам и правилам, требуемым уровням и объёмам; качеством используемых материалов, конструкций, специализированного оборудования и их соответствия установленным строительным нормативам и требованиям; соблюдением установленных сроков выполнения;
Обязать НО «РФКР» устранить по гарантийным обязательствам недостатки, допущенные в ходе проведения капитального ремонта инженерных сетей отопления, относящихся к общему имуществу собственников МКД по адресу: <адрес> согласно разработанной проектно-сметной документации (указанной в п.1 настоящих требований), а именно: заменить (демонтировать и установить) инженерные сети системы отопления согласно разработанной проектно-сметной документации (указанной в п.1 настоящих требований); произвести опрессовку вновь установленных инженерных сетей системы отопления; произвести теплоизоляцию инженерных сетей системы отопления; сдать узел учета ХВС ресурсоснабжающей организации (Водоканал); выполнить систему подводки трубопровода ХВС;
Обязать НО «РФКР» установить узел учета тепловой энергии согласно разработанной проектно-сметной документации,указанной в п.1 настоящих требований;
Обязать НО «РФКР» устранить по гарантийным обязательствам недостатки, допущенные в ходе проведения капитального ремонта кровли МКД по адресу: <адрес> соответствии с ведомостью объёма работ (указанной в п.1 настоящих требований), а именно: произвести замену поврежденных профлистов кровли; произвести замену металла на кровле по всему периметру на ширину 1,5-2,0м с использованием листов 0,5мм с организацией на свесах сплошной обрешётки; произвести замену настенных желобов с увеличением диаметра труб по фасаду до d150мм и корректировкой их количества и мест расположения на фасаде; произвести работы по установке ограждений и снегозадержателей, желобов; произвести работы по герметичности опорного крепежного элемента, предназначенного для осуществления связи; произвести замену мембраны к основанию, обеспечить ее полное примыкание к основанию; произвести работы по восстановлению и замене распорок между лежнями; произвести замену участков поврежденной стропильной системы; выполнить утепление чердачного перекрытия используя минплиту (100 мм); выполнить обработку антипиренами (огне-био-) деревянных конструкций кровли; произвести работы по восстановлению частично разрушенной кирпичной кладки;
Обязать НО «РФКР» выполнить работы по электроснабжению <адрес> в <адрес> в полном объеме с учетом чердачного и подвального помещений и установкой датчиков движения на площадках согласно разработанной проектно-сметной документации (указанной в п.1 настоящих требований);
Обязать НО «РФКР» выполнить работы по фасаду согласно разработанной проектно-сметной документации, указанной в п.1 настоящих требований, а именно: выполнить отбивку штукатурки карниза и стен в 100% объёме; выполнить перекладку кладки цоколя в местах его обрушения с анкеровкой; выполнить оштукатуривание по сетке с последующем грунтованием, шпатлевкой и окрашиванием; произвести установку фартука над цоколем, фасадный карниз и подоконники из оцинкованной стали 0,6мм; произвести ремонт балконов с восстановлением плит; заменить окна в подъездах; выполнить устройство входных площадок в подъезды; заменить входные двери в подвалы; установить стальные козырьки над входами в подъезды и подвалы; установить электромагнитные замки в подъездных дверях и оборудование домофонов (относящееся к общедомовому имуществу);
Обязать НО «РФКР» выполнить работы по водоотведению и водоснабжению в полном объёме согласно разработанной проектно-сметной документации (указанной в п.1 настоящих требований);
Обязать НО «РФКР» выполнить работы по подвалу в полном объёме согласно разработанной проектно-сметной документации (указанной в п.1 настоящих требований), а именно: произвести частичную закладку и засыпку 8-и оконных проёмов продухов с установкой заслонок и устройством козырьков; произвести полную закладку и засыпку 5-и проёмов продухов; выполнить отмостку из асфальтобетонной смеси и щебеночным подстилающим слоем с гермитизацией шва примыкания; выполнить гидроизоляцию цоколя (наружной поверхности стен подвала) обмазкой горячим битумом за 2 раза на высоту 1,0м; произвести закладку проема в стене с перевязкой с основной кладкой посредством забивки стержней арматуры; произвести перекладку внутренней версты кирпичной кладки наружных стен подвала с перевязкой с основной кладкой посредством забивки стержней арматуры; произвести инъекционное усиление трещин в кирпичной кладке; произвести гидрофобизацию кладки стен подвала; произвести заполнение швов кладки стен подвала цементным раствором; произвести очистку оголенной арматуры перемычек от ржавчины и удаление слабого бетона перемычек с последующим покрытием защитным антикоррозионным составом и торкретированием плотным цементным раствором состава 1:1,5 на портландцементе марки 400 толщиной 30мм; произвести штукатурку поверхности потолка цементным раствором; произвести окраску по штукатурке потолков.
Третьими лицами по делу были привечены ООО «Стройкомплекс», ООО Управляющая компания «РСУ-1», Сидоров В.Д., Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области.
В судебном заседании истец Басова О.В. уточненные исковые требования поддержала.
Истец Баранчиков В.Е. уточненные исковые требования поддержал.
Истцы Лебедева М.А., Иванов Ю.В. в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика НО «РФКР»-Гуденкова А.В. исковые требования признала частично, указала на то, что работы по установке электромагнитных замков и замене оборудования домофонов не входят в состав работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных дома и не могут быть выполнены за счет фонда капитального ремонта. Действующее гражданское, градостроительное законодательство РФ не обязывает регионального оператора разрабатывать техническое задание совместно с собственниками дома. В состав работ по капитальному ремонту включены услуги по строительному контролю. НО РФКР не является членом СРО, не имеет необходимых допусков и лицензий, соответственно, не вправе самостоятельно оказывать услуги по строительному контролю. В целях осуществления строительного контроля за ходом работ НО РФКР размещает электронный аукцион по отбору подрядной организации. Именно проектировщиками в новой ПСД будет учтен состав работ по каждому из видов с учетом осмотра и обследования с учетом установленных норм и требований. Также истцы не вправе требовать выполнение работ по ремонту системы электроснабжения с учетом подвала и чердачного помещения, с установкой датчиков движения на площадках, поскольку состав работ определяется проектировщиками, спорное требование также не отражено в заключении судебной экспертизы, проведенной ИП Волоховым Д.В.. Работы по капитальному ремонту могут быть выполнены только в рамках оставшихся средств от предельной стоимости по спорному дому. Работы по ремонту системы отопления были выполнены подрядчиком и сданы по актам 13.11.2017 года. Гарантийный срок установлен 5 лет, в связи с чем, истцами пропущен срок исковой давности для предъявления спорных требований.
Представитель третьего лица ООО Управляющая компания «РСУ-1»-Крупчатникова Т.А. с исковыми требованиями согласна, указала на то, что требования истцов подлежат удовлетворению.
Третье лицо Сидоров В.Д., представитель третьего лица ООО «Стройкомплекс», представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, допросив эксперта, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем частью 6 статьи 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
В соответствии с пунктом 3 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, основной задачей регионального фонда является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг, выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капремонта общего имущества многоквартирных домов.
В силу ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, и односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491)
Пункт 2 Правил № 491 предусматривает состав общего имущества многоквартирного дома, в который включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При этом пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в частности обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании подпункта "е" пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя также меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил № 491).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, истцы Насибуллина Н.В., Басова О.В., Лебедева М.А., Иванов Ю.В., Баранчиков В.Е. являются собственниками помещений по адресу: <адрес>. (т.1 л.д.22-30)
НО «РФКР» является региональным оператором.
Как следует из решения Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-3705/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплекс» к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», 22.06.2017 между НО «РФКР» (заказчик) и ООО «РСУ-2» (исполнитель) был заключен договор №022-СК/2017 об оказании услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту, по условиям которого исполнитель обязан по поручению заказчика оказать услуги по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, расположенных по адресам: <адрес>, а заказчик обязуется принять и оплатить исполнителю оказанные услуги.
23.06.2017 между НО «РФКР» (заказчик) и ООО «Стройкомплекс» (подрядчик) был заключен договор №021-КР/2017 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектной и технической документацией, графиком выполнения работ (услуг), являющихся неотъемлемыми частями договора. (Т.2 л.д.114-137)
Судом установлено, что в сентябре 2017 года НО «РФКР» начала капитальный ремонт дома 1955 года постройки по адресу: <адрес> соответствии с краткосрочным планом реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», утвержденным постановлением Правительства Орловской области № 357 от 12.09.2016 и постановлением администрации города Орла № 4150 от 16.09.2016. Плановая дата завершения работ-31.12.2017.
С 22.12.2017 работы были частично приостановлены, окончательно остановлены 22.01.2018.
Письмом от 05.06.2018 №1007 НО «РФКР» направила в адрес ООО «Стройкомплекс» уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке, в котором указала причины расторжения договора подряда №021-КР/2017. Заказчик указал, что подрядчиком нарушены сроки выполнения строительных работ, а также их качество.(т.1 л.д.49)
В 2018 году ЗАО «Горпроект» был скорректирован проект капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>. (т.2 л.д.1-1-2)
Согласно выводов строительной экспертизы ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР», проведенной Арбитражным судом Орловской области по делу № А48-3705/2018, экспертным осмотром установлено, что ООО «Стройкомплекс» выполнены следующие работы:работы по капитальному ремонту кровли, работы по капитальному ремонту фасада (частично главный фасад со двора и один боковой фасад), работы по капитальному ремонту инженерных сетей электроснабжения, работы по установке общедомовых приборов учета потребления холодной воды.
Экспертным исследованием выявлено, что при производстве фактически
выполненных работ по капитальному ремонту МКД, расположенному по адресу: <адрес> допущено ряд нарушений строительных норм и правил. Также экспертным осмотром установлено, что работы, предусмотренные договором от 23.06.2017 №021-КР/2017 не выполнены в полном объеме, кроме работ по монтажу и установке общедомовых приборов учета потребления холодной воды (водомерный узел). К некачественно выполненным работам относятся работы по ремонту фасада (штукатурка, окраска), а также устройству водосточных труб.(т.1 л.д.110-164)
Также по вышеуказанному делу была проведена судебная экспертиза Федеральным государственным бюджетным учреждением «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Орловской области», согласно которой работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения жилого <адрес> в <адрес> выполнялись организацией, имеющей лицензию МЧС (лицензия от 30.10.2017 №57-Б/00094). На момент проведения испытаний состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения МКД <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям ГОСТ Р53292- 2009. (т.1 л.д.56-109)
Согласно акта осмотра подвального помещения <адрес> <адрес> от 12.01.2021 капитальный ремонт инженерных сетей выполнен с браком и дальнейшая эксплуатация инженерных сетей (отопления) без 100 % замены невозможна. (т.1 л.д.165)
Согласно выводов строительно-технической экспертизы ИП Волохова Д.В. недостатки в выполненных работах по ремонту системы отопления <адрес> в <адрес> имеются. В рамках гарантийных обязательств необходимо детальное обследование всех мест сочленений труб, и иных замененных элементов на предмет повреждения с дальнейшей опресовкой всей системы. В случае выявления многочисленных повреждений и течей после опресовки, потребуется замена (демонтаж) данных сетей и их монтаж в соответствии со вновь разработанными проектами и пояснениями собственников помещений жилого дома («раскольцовка» системы отопления, с целью подвода теплоносителя на каждый из подъездов). Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: <адрес>, выполненных в рамках договора №021-КР/2017, нормативным документам и стандартам в целом не соответствует. Фактически в соответствии с требованиями нормативной документации произведены работы по устройству водомерного узла учета холодной воды, работы по устройству кровельного покрытия (именно монтаж кровельного покрытия), остальные работы либо не начаты (не проводились), либо не закончены, либо выполнены с нарушением технологии и организации строительного производства (не пригодны к дальнейшей эксплуатации или наносят ущерб зданию, например смонтированные водостоки (отметы) устроены таким образом что атмосферные осадки попадают на цоколь вызывая его разрушение, вместо их отвода от здания). К недостаткам по ремонту фасада относятся:обрушение части оштукатуренной поверхности, трещины, отслоение и разнотонность окрашенного покрытия, вызванных нарушением технологии и организации строительного производства, их незаконченность. Разрушение цоколя в результате неправильно смонтированных водостоков. Для устранения данных недостатков необходимо полностью повторить комплекс работ по ремонту фасада с демонтажем (полной отбивкой) ранее оштукатуренных поверхностей. Произвести работы по демонтажу систем водостоков с заменой их на водосток большего диаметра с организацией отвода атмосферных осадков не на цоколь здания, а за его пределы, одновременно с увеличением их количества и организации водосточных желобов с требуемым уклоном и диаметром водоприемных воронок. К недостаткам по ремонту систем электроснабжения относятся: Работы по замене системы электроснабжения не завершены. Для устранения недостатков необходимо продолжение производства работ в соответствии с разработанной ПСД. Стоимость работ, которые необходимо выполнить в рамках капитального ремонта не должны превышать определенной суммы. Соответственно для устранения неисправностей всех изношенных элементов необходимо выполнить полностью: Ремонт инженерных систем водоотведения, Ремонт инженерных систем отопления и теплоснабжения (если в ходе обследования и опресовки будет не возможна их дальнейшая эксплуатация, то подразумевается замена сетей), Ремонт инженерных систем холодного водоснабжения, Ремонт подвальных помещений, Ремонт фасадов, Ремонт инженерных систем электроснабжения - доделать (завершить), Ремонт крыш - необходимы работы по демонтажу первого ряда кровельного покрытия из профлиста, с организацией на свесах сплошной обрешетки (для дальнейшего возможного ограждения кровли), затем произвести работы по монтажу кровельного покрытия. Произвести работы по дополнительной обработке огне- био- защитными составами. Произвести работы по восстановлению частично разрушенной кирпичной кладки. Произвести работы по замене поврежденных деревянных распорок, с учетом возможного дополнительного усиления деревянных конструкций.
В силу ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на вопросы, поставленные судом.
Заключение, выполненное экспертом ИП Волоховым Д.В., по мнению суда, является обоснованным и соответствующим вышеуказанным требованиям. Оно содержит в себе подробное описание проведенного исследования, в заключении указаны все расчеты с указанием способа и источника данных для их определения. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что данное экспертное заключение отражает объективность исследования. Выводы эксперта являются конкретными, полными, однозначными, а также соответствующими результатам проведенного исследования и фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Суд, принимая во внимание изложенное, считает обоснованным положить в основу решения суда судебную экспертизу, проведенную экспертом ИП Волоховым Д.В., поскольку данное заключение выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 86 ГПК РФ.
Доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения не имеется. Оснований ставить под сомнение обоснованность выводов данного экспертного заключения, которые не оспаривал ответчик, суд не усматривает.
В судебном заседании эксперт ИП Волохов Д.В. выводы своего заключения поддержал.
Также суд принимает во внимание заключения экспертов ООО Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР», МЧС России ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Орловской области».
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исходя из выводов экспертных заключений ИП Волохова Д.В., ООО Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР», МЧС России ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Орловской области», установивших факт ненадлежащего исполнения ответчиком работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>, исковые требования Насибуллиной Н.В., Басовой О.В., Лебедевой М.А., Иванова Ю.В., Баранчикова В.Е. к НО РФКР о возобновлении приостановленных работ по капитальному ремонту дома подлежат частичному удовлетворению.
В то же время, работы по капитальному ремонту могут быть выполнены только в рамках оставшихся средств от предельной стоимости по спорному дому.
Требования истцов обязать ответчика разработать техническое задание совместно с собственниками дома не подлежат удовлетворению, так как действующее законодательство не обязывает регионального оператора разрабатывать техническое задание совместно с собственниками домов. НО РФКР не имеет необходимых допусков и лицензий и не вправе самостоятельно оказывать услуги по строительному контролю.
Доводы представителя ответчика о том, что истцами пропущен срок исковой давности для предъявления требований по ремонту системы отопления, не состоятельны, так как работы были окончательно остановлены 22.01.2018 года, но не выполнены ответчиком. 12.01.2021 года был составлен акт осмотра подвального помещения многоквартирного <адрес>. На обращение Совета дома ответчик в письме от 27.08.2020 сообщил, что в настоящее время не имеет возможности продолжить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома до урегулирования всех судебных вопросов.
В данном случае между сторонами существуют длящиеся правоотношения, поэтому срок исковой давности по заявленным требованиям не истек.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что НО «РФКР» следует обязать обеспечить разработку новой проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> невыполненных видов работ: по водоотведению, холодному водоснабжению, электроснабжению, ремонту подвальных помещений, ремонту фасада с учетом экспертного заключения ООО Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» от 29.03.2019 г.; экспертного заключения ИП Волохова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ, скорректированного ЗАО «Горпроект» в 2018 году проекта капитального ремонта общего имущества данного многоквартирного дома от 2016 года по письму НО «РФКР» № от ДД.ММ.ГГГГ; устранить по гарантийным обязательствам недостатки, допущенные в ходе проведения капитального ремонта инженерных сетей отопления и крыши, относящихся к общему имуществу собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> учетом экспертного заключения ИП Волохова Д.В. от 04.10.2022 г., экспертного заключения МЧС России ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Орловской области» от 21.08.2019 г.; установить узел учета тепловой энергии согласно новой разработанной проектно-сметной документации; выполнить работы по капитальному ремонту по электроснабжению многоквартирного <адрес> в <адрес> согласно новой разработанной проектно-сметной документации; выполнить работы по капитальному ремонту по фасаду согласно новой разработанной проектно-сметной документации; выполнить работы по капитальному ремонту по водоотведению и водоснабжению в полном объёме согласно новой разработанной проектно-сметной документации; выполнить работы по капитальному ремонту подвала согласно новой разработанной проектно-сметной документации.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации мер, предусмотренных федеральным законом.
Суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Насибуллиной Н.В., Басовой О.В., Лебедевой М.А., Иванова Ю.В., Баранчикова В.Е. к НО «РФКР» о возобновлении приостановленных работ по капитальному ремонту дома.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Насибуллиной Натальи Владимировны, Басовой Ольги Владимировны, Лебедевой Марии Александровны, Иванова Юрия Владимировича, Баранчикова Владимира Евгеньевича к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» о возобновлении приостановленных работ по капитальному ремонту дома удовлетворить частично.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» обеспечить разработку новой проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> невыполненных видов работ: по водоотведению, холодному водоснабжению, электроснабжению, ремонту подвальных помещений, ремонту фасада с учетом экспертного заключения ООО Центр независимой экспертизы и оценки «АНСОР» от 29.03.2019 г. № 999/3-1; экспертного заключения ИП Волохова Д.В. от 04.10.2022 г. № 1-ФСР, скорректированного ЗАО «Горпроект» в 2018 году проекта капитального ремонта общего имущества данного многоквартирного дома от 2016 года по письму НО «РФКР» № 1956 от 27.12.2017 г..
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» устранить по гарантийным обязательствам недостатки, допущенные в ходе проведения капитального ремонта инженерных сетей отопления и крыши, относящихся к общему имуществу собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> учетом экспертного заключения ИП Волохова Д.В. от 04.10.2022 г. № 1-ФСР, экспертного заключения МЧС России ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Орловской области» от 21.08.2019 г. № 183.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» установить узел учета тепловой энергии согласно новой разработанной проектно-сметной документации.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» выполнить работы по капитальному ремонту по электроснабжению многоквартирного <адрес> в <адрес> согласно новой разработанной проектно-сметной документации.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» выполнить работы по капитальному ремонту по фасаду согласно новой разработанной проектно-сметной документации.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» выполнить работы по капитальному ремонту по водоотведению и водоснабжению в полном объёме согласно новой разработанной проектно-сметной документации.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» выполнить работы по капитальному ремонту подвала согласно новой разработанной проектно-сметной документации.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» выполнить указанные работы в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований Насибуллиной Натальи Владимировны, Басовой Ольги Владимировны, Лебедевой Марии Александровны, Иванова Юрия Владимировича, Баранчикова Владимира Евгеньевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий И.И. Сергунина