Дело № 2-1210/2023
№ 33-8273/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2023 года г.Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ерш Е.Н.,
судей Наливкиной Е.А., Наумовой Е.А.,
при секретаре Лоблевской Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тришкиной О.В., Лариошкиной Е.С. о признании незаконным отказа в совершении нотариального действия,
по апелляционной жалобе Тришкиной О.В., Лариошкиной Е.С. на решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ерш Е.Н., пояснения заявителя Тришкиной О.В. и ее представителя Бурда А.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тришкина О.В. и Лариошкина Е.С. обратились в суд, указав, что решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от (дата) судом по их заявлению был установлен факт принятия ими наследства, открывшегося после смерти Дубовой Е.М., умершей (дата).
Поскольку в резолютивной части решения отсутствовали сведения о том, в виде какого имущества наследство было принято заявителями, судом (дата) вынесено дополнительное решение с указанием объема наследственного имущества, а именно *** доли в 3-х комнатной квартире № (адрес).
Судебные акты вступили в законную силу, после чего заявители обратились к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство по закону, но нотариус Подаш Л.А. отказала им в выдаче такого свидетельства.
Просили суд возложить на нотариуса г.Орска Оренбургской области Подаш Л.А. обязанность выдать им свидетельства о праве на наследство по закону в виде *** доли в 3-х комнатной квартире (адрес).
Решением Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 августа 2023 года в удовлетворении заявления Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С. отказано.
С таким решением не согласились заявители Тришкина О.В. и Лариошкина Е.С., в своей апелляционной жалобе просят об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 17 апреля 2023 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Семерюк М.Н и администрация г. Орска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заявитель Лариошкина Е.С., заинтересованные лица нотариус Подаш Л.А., Семерюк М.Н., представитель администрации г. Орска, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Руководствуюсь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 310 ГПК РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пп. 1, 2 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось
На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу ст. 62 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1, нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает заявления о принятии наследства или об отказе от него. Заявление о принятии наследства или об отказе от него должно быть сделано в письменной форме.
Пунктом 5.15 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 25 марта 2019 года (протокол № 03/19) (далее – Методические рекомендации), принятие наследства осуществляется подачей наследником нотариусу по месту открытия наследства соответствующего заявления либо путем фактического принятия наследства.
Подача нотариусу заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство также считается принятием наследства, даже если заявление непосредственно о принятии наследства не подавалось (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Наследник вправе подать нотариусу заявление о принятии наследства и в случае фактического принятия им наследства.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Согласно п. 5.28 Методический рекомендаций при решении вопроса о признании наследника фактически принявшим наследство нотариус руководствуется п. 2 ст. 1153, ст. 1154 ГК РФ, п. 52 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного Приказом Минюста России от 30 августа 2017 года № 156, п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9.
Пунктом 52 указанного Регламента предусмотрено, что информацию о фактическом принятии наследства нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих совершение наследником действий, свидетельствующих о принятии наследства, например: документов, выданных органами регистрационного учета граждан о регистрации по месту жительства или месту пребывания, органами местного самоуправления или управляющей организацией, и иных документов, подтверждающих совместное проживание наследника с наследодателем на момент открытия наследства, если такой наследник не сообщает в заявлении о несовершении им действий по фактическому принятию наследства; судебного акта.
Согласно ст. 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если совершение такого действия противоречит закону.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тришкина О.В. приходилась внучкой Дубовой Е.М., Лариошкина Е.С. - правнучкой, заинтересованное лицо Семерюк М.Н. - дочерью.
На основании договора № № на передачу квартиры в собственность граждан от 21 декабря 1994 года Лариошкиной (Тришкиной) О.В., Дубовой Е.М. и Лариошкиной Е.С. в равных долях (по ***) была передана квартира № (адрес). Право собственности Тришкиной О.В. на № доли указанной квартиры также подтверждается выпиской из ЕГРН.
(дата) Дубовая Е.М. умерла.
После смерти Дубовой Е.М. наследственное дело не заводилось, что следует из ответа нотариуса Подаш Л.А. (л.д. 14 оборот).
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от (дата) по заявлению Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С. был установлен факт принятия ими наследства, открывшегося после смерти Дубовой Е.М., умершей (дата).
Дополнительным решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от (дата) установлен факт принятия наследства Тришкиной О.В., Лариошкиной Е.С. наследства, открывшегося после смерти Дубовой Е.М., (дата), умершей (дата) в виде *** доли в 3-х комнатной квартире (адрес).
(дата) Тришкина О.В. и Лариошкина Е.С. обратились к нотариусу г. Орска Подаш Л.А. с заявлением о выдаче им свидетельства о праве на наследство после смерти Дубовой Е.М.
(дата) нотариусом г. Орска Подаш Л.А. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Дубовой Е.М. заявителям было отказано, поскольку заявители не являются её наследниками. Свидетельство о праве на наследство может быть выдано только Семерюк М.Н., как наследнику первой очереди.
Из пояснений нотариуса, изложенных в письменном виде (дата), следует, что отказ заявителям в выдаче свидетельства о праве на наследство связан с тем, что они наследниками Дубовой Е.М. по закону не являются, при этом жива дочь умершей – Семерюк М.Н., соответственно, наследниками по праву представления они также быть не могут, согласно ст. 1142 ГК РФ.
Суд усмотрел наличие спора о праве, поэтому определением суда от 4 мая 2023 года заявление Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С. было оставлено без рассмотрения, разъяснено, что они вправе обратиться в суд в исковом порядке.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2023 года указанное определение отменено, дело направлено в районный суд для рассмотрения по существу. Судебная коллегия исходила из того, что Семерюк М.Н. не возражала против передачи квартиры Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С., так как они проживали с Дубовой Е.М.
Семерюк М.Н. возражений против установления факта принятия наследства Тришкиной О.В., Лариошкиной Е.С. после смерти Дубовой Е.М. не имела. Дело рассмотрено в порядке особого производства, суд с учетом позиции Семерюк М.Н. не усмотрел спора о праве.
Из протокола судебного заседания от 4 мая 2023 года следует, что Семерюк М.Н. выразила мнение о нежелании принимать наследство после смерти своей матери Дубовой Е.М.
При новом рассмотрении дела нотариусом Подаш Л.А. также представлен ответ от (дата), из содержания которого следует, что Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С. было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти Дубовой Е.М., поскольку они приходились ей внучкой и правнучкой, а внуки наследуют по праву представления. Мать Тришкиной О.В. – Семерюк М.Н. жива и является наследником первой очереди Дубовой Е.М. Заявителям было разъяснено, что Семерюк М.Н. следует установить факт принятия наследства после смерти Дубовой Е.М., получить свидетельство о праве на наследство. Если Семерюк М.Н. не может оформить наследство, отказывается от него, то оно может быть признано выморочным и оформлено в доход государства.
Отказывая в удовлетворении заявления Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С., суд первой инстанции исходил из того, что нотариусом г.Орска Подаш Л.А. правомерно было отказано заявителям в совершении нотариального действия. Заявители Тришкина О.В. и Лариошкина Е.С. приходятся умершему наследодателю Дубовой Е.М. внучкой и правнучкой. Внуки и их потомки по отношению к Дубовой Е.М., наследуют по праву представления в случае смерти наследника по закону до открытия наследства или одновременно с наследодателем. Наследником первой очереди по закону к имуществу умершей Дубовой Е.М. является ее дочь Семерюк М.Н., которая на момент открытия наследства, как и в настоящий момент, жива, но с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обратилась и от своих наследственных прав не отказалась. Подобное поведение, вопреки позиции заявителей, в силу закона не влечет за собой автоматический переход её наследственных прав к потомкам. В случае, если никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства в виде жилого помещения и никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным и переходит в собственность муниципального образования. Наличие судебного акта, устанавливающего факт принятия наследства, еще не порождает у Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С. права на наследство Дубовой Е.М. и не может изменить порядок призыва к наследованию в очередности.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда неверными, при этом исходит из следующего.
Согласно пп. 3 п. 49 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способе ее фиксирования, утвержденного Приказом Минюста России от 30 августа 2017 года № 156 информацию о наличии оснований наследования по закону нотариус устанавливает в том числе на основании представленного заявителем судебного акта.
Из пункта 52 следует, что информацию о фактическом принятии наследства нотариус устанавливает на основании документов, подтверждающих совершение наследником действий, свидетельствующих о принятии наследства, например из судебного акта.
Таким образом, нотариус в соответствии с пунктом 52 указанного Регламента обязан был руководствоваться вышеназванными вступившими в законную силу решением и дополнительным решением суда об установлении факта принятия Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С. наследства после смерти Дубовой Е.М. в отношении *** доли в праве собственности на квартиру (адрес)
Выводы суда о том, что решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от (дата) и дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от (дата) не содержит доказательств, на основании которых Тришкина О.В. и Лариошкина Е.С. приняли наследство после смерти Дубовой Е.М. являются несостоятельными, поскольку вступившие в законную силу решения суда силу части 2 статьи 13 ГПК РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах в полномочия нотариуса не входит оценка доказательств, которым суд уже дал оценку в решении суда, приходя к выводу об установлении факта принятия наследства.
В силу положений пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Следовательно, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С. о возложении обязанности на нотариуса Подаш Л.А. выдать им свидетельство о праве на наследство по закону, открывшееся после смерти Дубовой Е.М., (дата), умершей (дата), в виде *** доли в квартире по адресу: (адрес), по *** доле каждой.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Орска Оренбургской области от 15 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Тришкиной О.В., Лариошкиной Е.С. – удовлетворить.
Обязать нотариуса г.Орска Подаш Л.А. выдать Тришкиной О.В. и Лариошкиной Е.С. свидетельства о праве на наследство по закону, открывшееся после смерти Дубовой Е.М., 5 (дата), умершей (дата), в виде *** доли в квартире по адресу: (адрес)
Председательствующий
Судьи