Дело № 2-441/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2017 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Т.В. Крымских,
при секретаре судебного заседания Денисовой Е.Н.,
с участием представителя истца - Соликамского городского прокурора – помощника прокурора Ивановой А.А.,
истца Сулеймановой Д.М.,
представителя ответчика Территориальное Управление № 7 Министерства социального развития Пермского края Мартьяновой С.Н., действующей на основании письменной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соликамского городского прокурора, в интересах Сулеймановой Д. М., к Правительству Пермского края, Межрайонному Территориальному Управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
установил:
Соликамский городской прокурор, действуя в защиту интересов Сулеймановой Д.М., обратился в Соликамский городской суд с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному Территориальному Управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своих требований сослался на то, что Сулейманова Д.М. <дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Ввиду отсутствия родительского попечения, Сулейманова Д.М. была передана в приемную семью. Проживает на территории Пермского края. Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества отсутствуют. За Сулеймановой Д.М. не сохранено право пользования жилыми помещениями. Истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого фонда.
Просит возложить на Правительство Пермского края, Межрайонное Территориальное Управление № 7 Министерства социального развития Пермского края обязанность предоставить Сулеймановой Д.М. 07.01.1997 года рождения уроженке города Березники Пермской области на условиях договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенное на территории Пермского края.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивает по приведенным в нем доводам.
Истец Сулейманова Д.М. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что временно зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу <...>, в квартире приемного родителя, однако, постоянно проживает в городе Соликамске, без регистрации, с отцом своего ребенка, постоянной регистрации не имеет, обучается в <...> техникуме, срок обучения до <дата>, в общежитии проживать не желает и не может по причинен наличия у нее ребенка. Жилья ни в собственности, ни на основании договора социального найма не имеет.
Представитель ответчика Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края Мартьянова С.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора к Правительству Пермского края поддержала в полном объеме. Пояснила, что право Сулеймановой Д.М. на предоставление благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения объективно подтверждено документально. Против иска к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края возражала, сославшись на то, что управление надлежащим ответчиком не является.
Представитель ответчика Правительство Пермского края в судебное заседание своего представителя не направил. О рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом, что подтверждает письменное возражение на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом. Возражали против исковых требований, что отразили в письменном возражении.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание для рассмотрения дела не явился. О рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом. Представили письменный отзыв на исковое заявление.
Третье лицо Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» своего представителя в суд не направил. О рассмотрении дела извещены.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, изучив доводы искового заявления, письменных отзывов и возражений участников производства по делу, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется правилами ст. 109.1 ЖК РФ.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996года № 159-ФЗ).
ФЗ РФ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для целей данного Федерального закона так же используется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 3 данной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 указанной статьи.
На основании п. 2 ч. 4, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного следующего обстоятельства, жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации… Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет (ч. 6).
В соответствии с ч. 7 данной нормы, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Аналогичные положения содержит и Закон Пермского края «О МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ».
Так, статьей 6 Закона Пермской области предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
На основании п.п. 2 п. 2.1 Закона Пермского края проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:.. жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края (п. 2.2).
В силу п. 4 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения (п. 5).
«ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦАМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, СТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПЕРМСКОГО КРАЯ ПО ДОГОВОРАМ НАЙМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ», утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, регулирует правоотношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению в отношении данных жилых помещений договоров найма специализированных жилых помещений
На основании п. 1.3 Порядка, жилые помещения должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
По правилам ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом в соответствии со статьями 1 и 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин свободен в выборе места жительства.
Как следует из материалов дела, Сулейманова Д.М. <дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей: мать ФИО12 решением Соликамского городского суда Пермского края от <дата> лишена родительских прав в отношении дочери (лд. №). Отец (лд. №) приговором <...> городского суда от <дата> признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> с отбыванием в исправительной колонии <данные изъяты> режима (лд. №).
Ввиду отсутствия родительского попечения, Сулейманова Д.М. постановлением главы Соликамского муниципального района Пермского края от <дата> № передана в приемную семью (лд. №).
За Сулеймановой Д.М. постановлением главы администрации <...> № от <дата> сохранено право пользования жилым помещением по адресу <...> (лд. №).
Сулейманова Д.М. пояснила, что жилое помещение принадлежит на праве собственности ее бабушке, в жилом помещении проживает ее мать, которая в родительских правах не восстанавливалась. С матерью она отношения не поддерживает, в жилом помещении никогда не проживала.
Территориальным Управлением № 7 Министерства социального развития Пермского края (лд. №) разъяснено, что наличие у детей, оставшихся без попечения родителей права пользования жилым помещением в качестве членов семьи собственника не требует установления факта возможности или невозможности их проживания в этом помещении (лд. №).
Сулейманова Д.М. имеет временную регистрацию по месту жительства на период с <дата> по <дата> в жилом помещении по адресу <...>, в квартире приемного родителя ФИО13 (лд. №).
Она не имеет постоянной регистрации по месту жительства.
Жилых помещений на праве собственности, в безвозмездном пользовании у истца не имеется, на праве собственности за истцом объекты капитального строительства, жилые помещения не зарегистрированы, в приватизации участия не принимала (лд.№).
Согласно уведомлению начальника Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району истец от <дата> № истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и признана нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (лд. №).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Сулейманова Д.М. имеет право на обеспечение жилым помещением в указанном выше порядке, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке внесена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она, достигшая совершеннолетнего возраста, по настоящее время жилым помещением, право на предоставление которого гарантировано данной категории граждан законодательством РФ и субъектом РФ, ответчиком - Правительством Пермского края - не обеспечена.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Для восстановления жилищных и социальных прав истца имеются основания для возложения на ответчика администрацию Правительства Пермского края обязанности по предоставлению Сулеймановой Д.М. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доказательства того, что с момента включения в соответствующий список изменились обстоятельства, в связи с чем, истец перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в ходе разрешения спора не представлены. При таких обстоятельствах суд исходит из факта отсутствия у истца жилого помещения, в котором она имеет возможность реализовать свои жилищные права.
Доводы Правительства Пермского края о том, что предоставление истцу жилого помещения без учета очередности нарушит права иных лиц, судом отклоняются, как необоснованные. Предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, от времени постановки на учет, а также от иных условий.
Исковое заявление к ответчику - Правительству Пермского края подлежит удовлетворению в полном объеме, в соответствии с заявленными требованиями, на основании положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Исковые требования, предъявленные к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, при таких обстоятельствах, подлежат оставлению без удовлетворения, как предъявленные к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Соликамского городского прокурора, в интересах Сулеймановой Д. М., к Правительству Пермского края, Межрайонному Территориальному Управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Сулеймановой Д. М. <дата> года рождения уроженке <...> на условиях договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся на территории Пермского края.
Исковые требования к Территориальному Управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края оставить без удовлетворения.
На настоящее решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 07 марта 2017 года.
Судья Т.В. Крымских.