Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 5 сентября 2024 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Галимовой Р.С., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МР "Буйнакский район" к ФИО1 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и приведении ее в соответствие с установленными требованиями законодательства,
установил:
Администрация муниципального образования МР "Буйнакский район" обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании объекта капитального строительства, общей площадью 144 кв.м, возведенного на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, местность «<адрес>» самовольной постройкой, обязании в течение года с момента вступления в законную силу решения суда привести его в соответствие с установленными требованиями законодательства, а именно до:
- получения вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающего возведение данного объекта капитального строительства;
- получения технических условий на подключение данного объекта капитального строительствам к сетям инженерно-технического обеспечения;
- подготовки проектно-сметной документации к объекту капитального строительства;
- регистрации права собственности на данный объект, а в случае не привидения - снести данный объект капитального строительства за счет ответчика.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении Отделом муниципального контроля МР «<адрес>» проверки соблюдения земельного и градостроительного законодательства установлено, что при возведении объекта капитального строительства площадью 144 кв.м.. этажность 3 на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, местность «<адрес>», категории – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 132 кв.м. По результатам проверки выявлено отсутствие правоустанавливающих документов на вышеуказанный объект. Функционирующий как магазин, часть которого выходит за пределы земельного участка с кадастровым номером №, что является нарушением земельного и градостроительного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального района «<адрес>» составлен акт выявления самовольной постройки, лицом осуществившим возведение данной постройки является ответчик ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором предлагалось в 10-дневный срок, до ДД.ММ.ГГГГ, устранить нарушения. По настоящее время указанное предписание ответчиком не исполнено, в связи с чем составлен акт о неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца – администрации МР «Буйнакский район» Казуллаев У.Э. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил удовлетворить его по основаниям указанным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции шейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в целях, в том числе: удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона перед началом строительства здания или сооружения.
Согласно ч. 3 ст. 38 названного Федерального закона оценкой соответствия проектной документации должно определяться соответствие проектной документации требованиям настоящего Федерального закона и результатам инженерных изысканий.
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме: государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (п.2 ч.1 ст.39 ФЗ - №).
В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании пп. 2 п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец указал, что в нарушение приведенных выше требований закона ответчик осуществил строительство объекта капитального строительства без разрешительной документации на земельном участке, с кадастровым номером №. Данный факт подтверждается актом выявления самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 возведен объект капитального строительства без разрешительной документации площадью более 144 кв.м по адресу: РД, <адрес>, местность «<адрес>».
Выданное в его адрес предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений закона последним не исполнено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 132 кв.м по адресу: РД, <адрес>, местность «<адрес>», категория земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается представленной выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" (далее - ППВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44), в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки.
Таким образом, одним из критериев самовольности постройки в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ является возведение недвижимого имущества на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем капитальных строений, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции.
В п. 10 ППВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 указано, что последствиями возведения (создания) самовольной постройки являются ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями на основании решения суда (п.2 ст. 222 ГК РФ) или на основании решения органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии с его компетенцией, установленной законом (п.3.1 ст.222 ГК РФ), если судом не будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о возможности ее сохранения.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 222 ГК РФ, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом (п. 3.1 ст. 222 ГК РФ).
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с ГК РФ (абз.2 п.3.2.ст.222 ГК РФ).
Кроме того, из системного толкования ст. ст. 40, 41, 56 ЗК РФ, ч. 1 ст. 47, п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ следует, что при решении вопроса о возможности строительства на земельном участке необходимо руководствоваться не только видом разрешенного использования данного участка, но и результатами инженерных изысканий, в том числе выявленными техногенными условиями, которые могут оказать неблагоприятное влияние на строительство и эксплуатацию сооружений и среду обитания, возводимое должно соответствовать требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При таком положении требования органа местного самоуправления о признании строения самовольной постройкой и запрете эксплуатации незаконно возведенного объекта недвижимости суд полагает возможным удовлетворить.
Размер госпошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера составляет для физических лиц 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Учитывая, что органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины (п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ) государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Администрации МР "Буйнакский район" к ФИО1 удовлетворить.
Признать объект капитального строительства площадью 144 кв.м, возведённый ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, местность «<адрес>» самовольной постройкой и обязать в течение года с момента вступления в законную силу решения суда привести его в соответствие с установленными требованиями законодательства, а именно до:
- получения вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающего возведение данного объекта капитального строительства;
- получения технических условий на подключение данного объекта капитального строительствам к сетям инженерно-технического обеспечения;
- подготовки проектно-сметной документации к объекту капитального строительства;
- регистрации права собственности на данный объект, в случае не привидения его в соответствие с установленными требованиями законодательства снести данный объект капитального строительства за счет ответчика.
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего в <адрес>, государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Р.С. Галимова