РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года г. Коломна Московской области
Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шолгиной О.И., при секретаре судебного заседания Солововой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Закрытому акционерному обществу «Мособлстрой-3» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился с иском в суд к ЗАО «Мособлстрой-3» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обосновании иска указал, что ФИО2 зарегистрирован в комнате, расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с ним зарегистрирована супруга - ФИО3.
Жилое помещение № в <адрес> является общежитием с К№, общей площадью 2878,2 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер № на указанное выше жилое помещение.
Таким образом, ФИО2 был заселен в муниципальное жилое помещение.
Право на приватизацию не было использовано, что подтверждается штампом в паспорте (длительность постоянной регистрации).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи между Фондом имущества Московской области и АОЗТ «Мособлстрой-3» (правопредшественник Ответчика).
ДД.ММ.ГГГГ произошел переход права собственности от ЗАО «Мособлстрой-3» к ФИО4 на помещение с К№, назначение: жилое помещение, общей площадью 2878,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Считает, что после перехода здания в собственность ответчика 02 ноября 1993 года на основании ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» статус общежития был утрачен и постановлением органа местного управления вновь не устанавливался.
Истец был вселен в спорное жилое помещение как как наниматель и член семьи нанимателя, то есть проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма и имеет право на передачу в собственность занимаемого жилого помещения.
Спорное жилое помещение находится в здании, используемом в качестве общежития.
Таким образом, следует, что при приобретении в собственность по договору купли- продажи в ДД.ММ.ГГГГ году, в частности общежития <адрес>, в котором в настоящее время истец проживает со своей супругой, было включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости, неправомерно.
Включение данного общежития в состав приватизируемого имущества предприятия Ответчика в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного, считает, что, поскольку, на момент приватизации спорного здания общежития в жилом помещении в виде отдельной комнаты был зарегистрирован истец на законных основаниях, то в момент заключения ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи нескольких объектов недвижимости, включая здание общежития №, право истца на приватизацию действительно было нарушено как гражданина, вселившегося и проживавшего в жилом помещении общежития до приватизации.
Просит суд признать за ФИО2 право собственности на жилое помещение - комнату № общей площадью 25,3 кв. м., в том числе жилой - 19,0 кв. м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации. Прекратить право собственности за ЗАО "Мособстрой-3" на комнату, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился. Извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности ФИО8, в судебное заседание не явилась. Извещена своевременно и надлежащим образом. Направила заявление, в котором исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ЗАО «Мособлстрой-3», в судебное заседание не явился. Извещен своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо ФИО4 и ее представитель по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явились. Извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. Так частный жилищный фонд-совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
Исходя из ст.92 ЖК РФ общежитие является специализированным жилым помещением.
Согласно ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иным нормативным актами РФ и субъектов РФ. Данное право содержит и норма ст. 11 названного закона.
По смыслу 1 и 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Из материалов дела следует, что ФИО2 зарегистрирован в комнате, расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с ним зарегистрирована супруга - ФИО3.
Жилое помещение № в <адрес> является общежитием с К№, общей площадью 2878,2 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер № на указанное выше жилое помещение.
Таким образом, ФИО2 был заселен в муниципальное жилое помещение.
Право на приватизацию не было использовано, что подтверждается штампом в паспорте (длительность постоянной регистрации).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи между Фондом имущества Московской области и АОЗТ «Мособлстрой-3» (правопредшественник Ответчика).
ДД.ММ.ГГГГ произошел переход права собственности от ЗАО «Мособлстрой-3» к ФИО4 на помещение с К№, назначение: жилое помещение, общей площадью 2878,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из паспортного стола ФИО2 зарегистрирован по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ранее участия в приватизации не принимал, что подтверждается материалами дела.
Согласно ст.18 Закона РСФСР от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23.12.1992 года Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, следует, что при приобретении в собственность по договору купли- продажи в ДД.ММ.ГГГГ году, в частности общежития <адрес>, в котором в настоящее время проживает истец со своей супругой, было включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости неправомерно.
Включение данного общежития в состав приватизируемого имущества предприятия Ответчика в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку, на момент приватизации спорного здания общежития в жилом помещении в виде отдельной комнаты был зарегистрирован истец на законных основаниях, то в момент заключения ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи нескольких объектов недвижимости, включая здание общежития №, право истца на приватизацию действительно было нарушено как гражданина, вселившегося и проживавшего в жилом помещении общежития до приватизации.
В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Статьей 35 Конституции РФ, гарантировано право каждому иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Исходя из ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственником указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно п. 8 Постановления вышеуказанного Пленума, исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Установленное государством в законе право на приобретение жилья в собственность, должно быть обеспечено возможностью реализации этого права.
Данное Конституцией РФ и другими Законами РФ право не может ставиться в зависимость от неисполнения государственными органами, учреждениями, организациями обязанности по передаче объектов социальной инфраструктуры в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность. Установленное государством в законе право гражданина на приобретение жилья в собственность, должно быть обеспечено возможностью реализации этого права
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Оценивая в совокупности, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что жилое помещение - комната, расположенная по адресу: <адрес>, предоставлена истцу в соответствии с требованиями закона, используется по предназначению в соответствии с ч. 1 ст. 17 ЖК РФ и ч. 1 ст. 61 ЖК РФ.
Доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании, представитель ответчика суду не представил.
Право собственности ЗАО «Мособлстрой-3» на указанное жилое помещение прекращается.
Согласно требованиям ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к ЗАО «Мособлстрой-3» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на жилое помещение - комнату № общей площадью 25,3 кв. м., в том числе жилой - 19,0 кв. м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Прекратить право собственности за ЗАО "Мособстрой-3" на комнату, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для проведения государственной регистрации права собственности в регистрирующих органах в порядке установленном судебным решением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2024 года
Судья
Коломенского городского суда
Московской области /подпись/Шолгина О.И.
Копия верна. Судья Шолгина О.И.