Дело №2-347/2022
УИД 75RS0024-01-2022-000628-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Стуковой В.Д.,
с участием представителя истца - прокурора Мункуевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернышевского района, действующего в интересах Сверкунова А.А., Сверкуновой А.С., к администрации сельского поселения «Алеурское», администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного,
установил:
Прокурор Чернышевского района, действуя в интересах Сверкунова А.А., Сверкуновой А.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой района проведена проверка оказания материальной помощи гражданам за утрату (повреждение) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Чернышевский район».
Установлено, что в зону чрезвычайной ситуации включено жилое помещение по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении проживает Сверкунов А.А., право собственности на указанное жилое помещение не оформлено. По результатам обследования жилого помещения принято решение о признании его непригодным для проживания.
Из уведомления администрации муниципального района «Чернышевский район» от 20.10.2021 №133 и распоряжения администрации муниципального района «Чернышевский район» от 20.10.2021 №339-р следует, что во включении в Список на получение компенсации для приобретения жилого помещения Сверкунову А.А. отказано на основании пп.1 п.23 Правил (несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил, непредставления документов, указанных в п. 19 Правил), а именно в связи с отсутствием права собственности и (или) правоустанавливающих документов.
Сведения о наличии права собственности в том числе государственной или муниципальной, на жилое помещение в регистрирующих органах отсутствует.
Сверкунов А.А. на день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории Чернышевского района в 2021 году, постоянно проживал в поврежденном жилом помещении совместно с супругой Сверкуновой А.С. и детьми. Он добросовестно, открыто и непрерывно владел и пользовался домом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. Иного жилого помещения пригодного для проживания или доли в праве собственности на иное жилое помещение пригодное для проживания он не имеет.
Просит признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> бесхозяйным имуществом, признать право собственности Сверкунова А.А. на указанный жилой дом, признать за Сверкуновым А.А., членом его семьи – супругой Сверкуновой А.С. право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить Сверкунова А.А., Сверкунову А.С. в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Сверкунову А.А., Сверкуновой А.С. выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Истец прокурор Мункуева А.О. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебном заседании 25 апреля 2022 года истцы Сверкунов А.А., Сверкунова А.С. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что дом по адресу: с<адрес> приобретался отцом истца Сверкунова А.А. в 1990 году у П. В 2002 году отец истца умер и в 2003 году истцы вселились в данный дом и проживают в нем по настоящее время. Истцами предпринимались попытки оформить жилой дом на свое имя, но они были безрезультатны, поскольку правоустанавливающие документы на этот дом отсутствуют, по этим же причинам отсутствует возможность зарегистрировать Сверкунову А.С. по указанному адресу как по месту жительства.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения «Алеурское» Демидов А.В., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании 25 апреля 2022 года против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснив, что в жилом доме по адресу: <адрес> истцы проживает очень длительное время, кому ранее принадлежал этот дом ему не известно.
Представители ответчиков администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимали, мнения относительно заявленных исковых требований не высказали.
Судом, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.
Допрошенный в судебном заседании 25 апреля 2022 года в качестве свидетеля К.В.Г.. пояснил, что в доме <адрес> ранее проживал П.К. со своей женой. Никого из родственников П. в селе не осталось.
Свидетель С.А.Б.. в судебном заседании пояснил, что истцы Сверкунов А.А. и Сверкунова А.С. с 2003 года проживают по адресу: <адрес>. Ранее в данном доме проживал отец истца Сверкунова А.А.. Дом в результате паводка сильно пострадал.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
При этом согласно п.8 Правил Условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 4 настоящих Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями) нанимателями по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о расторжении договора социального найма такого жилого помещения и об освобождении указанного жилого помещения.
Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в их числе указаны несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил; непредставление документов, указанных в п.19, 20 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края, направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 № 358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>
Заключением ООО Агентство «Оценка+» № № о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, установлена степень повреждения объекта в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края (Постановление Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46 «О введении на территории Забайкальского края чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями») 76%, категория технического состояния объекта – аварийное. В результате паводка 2021 года объект относится к утраченным жилым помещениям.
Заключением межведомственной комиссии № от 04.10.2021 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46, произошедшего 23.07.2021.
Распоряжением администрации муниципального района «Чернышевский район» №р от 20.10.2021 Сверкунову А.А. с составом семьи (Сверкунов А.А. (сын), С.В.А.) отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Чернышевский район», на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края.
В уведомлении №1338 от 20.10.2021 администрацией муниципального района «Чернышевский район» Сверкунов А.А. уведомляется об отказе во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года на основании подп.1,3 п. 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно справкам главы сельского поселения «Алеурское» жилой дом по адресу: <адрес> не находится в муниципальной собственности сельского поселения «Алеурское», в казне администрации сельского поселения «Алеурское» не числится. Сверкунов А.А. проживает по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящий момент. Зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сведения о правообладателях жилым домом по адресу: <адрес> отсутствуют.
Согласно сообщению КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> в архиве Учреждения хранится инвентарное дело №, в котором имеется запись о собственнике – П.О.Д. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, однако указанный правоустанавливающий документ в деле отсутствует.
Согласно сведениям ЗАГС Чернышевского района Департамента ЗАГС Забайкальского края П.О.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ в с. Алеур Чернышевского района Читинской области.
Как усматривается из ответа нотариуса Чернышевского нотариального округа У.А.Ю.. от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после умершей ДД.ММ.ГГГГ П.О.Д. не заводилось.
Согласно похозяйственной книге № Алеурской сельской администрации в списке членов хозяйства по адресу: <адрес> указаны: С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (глава), Сверкунов А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (глава), С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын).
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
В качестве основания заявленных требований истец ссылалась на давностное владение с 2003 года, приобретение указанного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> его отцом, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, справками с администрации сельского поселения «Алеурское», показаниями свидетелей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
Добросовестное заблуждение давностного владельца о наличии у него права собственности на данное имущество положениями статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено в качестве обязательного условия для возникновения права собственности в силу приобретательной давности.
Напротив, столь длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права, особенно в отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре.
При таких обстоятельствах установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации 23 июля 2021 года у истца отсутствовали документы, которые могли быть основанием для государственной регистрации права, однако истец Сверкунов А.А. с 2003 года открыто, непрерывно и добросовестно владел указанным жилым домом, исполняя обязанности собственника этого имущества и несения расходов по его содержанию.
Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, судом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям пп. б п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Сверкунова А.С. являясь супругой Сверкунова А.А. (свидетельство о заключении брака I-СП №677637 от 18.02.2014) является членом его семьи. Факт их совместного проживания подтверждается материалами дела, в том числе справкой администрации сельского поселения «Алеурское» согласно которой Сверкунов А.А. действительно зарегистрирован и проживает по адресу: с. Алеур, ул. Пушкина д.14 и имеет следующий состав семьи: жена Сверкунова А.С., сыновья Сверкунов А.А. и Сверкунов В.А.
Согласно выписки из ЕГРН сведений об объектах недвижимости у истцов не имеется.
Отсутствие у истца на день возникновения чрезвычайной ситуации зарегистрированного права собственности и правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, с. Алеур, ул. Пушкина, 14, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку государством гарантировано право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения при его повреждении гражданам РФ, жилое помещение которых повреждено по независящим от них обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Чернышевского района, действующего в интересах Сверкунова А.А., Сверкуновой А.С., удовлетворить.
Установить факт владения жилым домом по адресу <адрес>, Сверкуновым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, на праве собственности.
Признать за Сверкуновым А.А., <данные изъяты>, Сверкуновой А.С., <данные изъяты>, право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить Сверкунова А.А., Сверкунову А.С. в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Чернышевский район».
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Сверкунову А.А., Сверкуновой ФИО41 выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу Н.И. Воротникова
Решение принято в окончательной форме 06 мая 2022 года.