Решение по делу № 5-758/2023 от 13.09.2023

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

от 04 октября 2023 г. по делу № 5-758/2023

43RS0002-01-2023-006543-62

Судья Октябрьского районного суда г.Кирова Тимкина Л.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Барановой Н.В., <данные изъяты> обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.19.34 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

08.09.2023 начальник Отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Кировской области Р.О. Телегин составил протокол об административном правонарушении АП-43/5/193 в отношении Барановой Н.В., за то, что Управлением Роскомнадзора по Кировской области в рамках исполнения полномочий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 742 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» и по поручению Центрального аппарата Роскомнадзора от 18.08.2023 №04СВ-70911 при проведении анализа публикаций в telegram-каналах (канал Переживание активизма» <данные изъяты>)) 21.08.2023 по адресу: <данные изъяты>, распространенному иностранным агентом Барановой Н.В. (<данные изъяты> выявлено нарушение требований ч. 3 ст. 9 ФЗ от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а именно: материалы, распространяемые иностранным агентом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не сопровождаются указанием на то, что эти материалы (информация) распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.

    Тем самым, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст.19.34 КоАП РФ.

13.09.2023 протокол со всеми материалами дела поступил в Октябрьский районный суд г. Кирова.

В судебное заседание Баранова Н.В., защитник Абашев А.М. не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания ходатайств об отложении, отводов не заявляли, доказательств уважительной причины не явки не представили.

Баранова Н.В. 29.09.2023 направила в суд возражения на протокол об административном правонарушении. Указала, что привлечение ее к административной ответственности является нарушением права на свободу выражения мнения, решение Роскомнадзора не было основано ни на содержании его публикаций, ни на охвате аудитории, в материалах не было выявлено экстремистских высказываний, подписчики телеграмм канала не высказывали жалоб на эти публикации. Просит прекратить производство по делу

Согласно правил пп. 1 - 2 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении … извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, в том числе, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, … либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управления Роскомнадзора) по Кировской области Телегин Р.О. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в протоколе, просил привлечь Баранову Н.В. к административной ответственности.

Исследовав доказательства по делу, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 ст. 19.34 КоАП РФ установлено, что производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

В силу Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» - под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.

Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.

Если организация осуществляет деятельность, указанную в части 2 настоящей статьи, такая деятельность признается политической независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах соответствующей организации.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.

Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:

1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;

5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5 настоящей части;

7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 - 6 настоящей части.

К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся:

1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов;

3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части.

В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» - материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.

Согласно п.2 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в том числе … поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения…

В соответствии ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Согласно ч.1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Материалы дела содержат протокол об административном правонарушении № АП-43/5/193 от 08.09.2023. Кроме того, в материалах дела имеется определение № ЗС-6008-03/43 от 11.09.2023 о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Барановой Н.В. послужили материалы проверки Управления Роскомнадзора по Кировской области по факту нарушения требований ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием.

Согласно ст.23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями ….19.34 настоящего Кодекса.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями … 19.34 рассматриваются судьями районных судов.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства по делу могут быть приняты любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения делай.

Установлено, что согласно ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» иностранным агентом (далее - иноагентом) может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового. Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов (далее - реестр иноагентов).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра иностранных агентов является Министерство Юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России). Управлением Роскомнадзора по Кировской области в рамках исполнения полномочий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 742 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» и по поручению Центрального аппарата Роскомнадзора от 18.08.2023 № 04СВ-70911 при проведении анализа публикаций в telegram-каналах (канал Переживание активизма» <данные изъяты> 21.08.2023 по адресу: <данные изъяты> распространяемому иностранным агентом Барановой Н.В. (<данные изъяты>), выявлено нарушение требований ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а именно: материалы, распространяемые иностранным агентом, с использованием информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» не сопровождаются указанием на то, что эти материалы (информация) распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.

В соответствии Правилами размещения указаний, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 № 2108 материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 № 2108 «Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

06.05.2022 в реестр иностранных агентов была внесена запись о Барановой Н.В., <данные изъяты>.

<данные изъяты>

Распространение информационных сообщений в сети «Интернет» с нарушением требований действующего законодательства подтверждается Актом документирования при просмотре в telegram-канала в сети «Интернет» от 21.08.2023.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному круг лиц.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства.

Так как публикация осуществлена в мессенджере распространяющем информацию на территории Российской Федерации, то местом совершения правонарушения определено место регистрации Барановой Н.В. ее адрес прописки (регистрации).

Не имеется оснований ставить под сомнение имеющиеся по делу доказательства: протокол об административном правонарушении от 08.09.2023 АП-43/5/193, акт документирования факта изготовления скриншотов telegram-канала, фотоматериалы, рапорт от 05.09.2023, фотоматериалы, ходатайство защитника Абашеева А.М. от 08.09.2023, копию паспорта Барановой Н.В., доверенность от 26.03.2021г., выданную Барановой Н.В. на имя Абашева А.М., копиюпаспорта Абашеева А.М., фотоматериалы.

Исследованные в судебном заседании доказательства по делу признаю относимыми, допустимыми, достоверными, а в их совокупности достаточными для установления вины юридического лица в совершении правонарушения.

Деяние лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подпадает под квалификацию ч.4 ст.19.34 КоАП РФ.

Доводы Барановой Н.В. о том, что привлечение ее к административной ответственности является нарушением права на свободу выражения мнения, решение Роскомнадзора не было основано ни на содержании его публикаций, ни на охвате аудитории, в материалах не было выявлено экстремистских высказываний, подписчики телеграмм канала не высказывали жалоб на эти публикации не нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.

Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Таким образом, на основании ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ Баранова Н.В. обязана сопровождать материалы, производимые и (или) распространяемые ею в связи с осуществлением вида деятельности, установленного ст. 4 указанного Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые им в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного ст. 4 названного Федерального закона, информацию, касающуюся вида деятельности, установленного ст. 4 названного Федерального закона, распространяемую в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интерне», указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.

Допущенные гражданином нарушения объективной стороны вмененной статьи признаю существенными.

На момент рассмотрения дела срок привлечения гражданина к административной ответственности не истек.

С учетом конкретных обстоятельств данного дела, а также тех нарушений, которые допущены гражданином, не нахожу оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности и освобождения гражданина от административной ответственности.

При назначении наказания учитываю характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.

Обстоятельств, смягчающих, отягчающих ответственность лица по имеющимся в материалах дела документам не установлено.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о привлечении ранее к административной ответственности лица.

Согласно ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного … 19.34 настоящего Кодекса.

Санкция ч. 4 ст.19.34 КоАП РФ предусматривает назначение гражданину наказания в виде штрафа в размере тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

При таких обстоятельствах с учетом требований ст. ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ прихожу к возможности назначить лицу, привлекаемому к административной ответственности административный штраф в размере 30 000 руб. как минимальную санкцию установленную ч. 4 ст.19.34 КоАП РФ. без конфискации предмета административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Баранову Н.В., <данные изъяты>, - признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Получатель платежа:

Получатетль: УФК по Кировской области (Управление Роскомнадзора по Кировской области)

УИН 09600000000045309747

лицевой счет 04401А19270

ИНН 4345084190

КПП434501001

Наименование банка получателя: Отделение Киров Банка России// УФК по Кировской области Киров

БИК 013304182

Единый казначейский счет 40102810345370000033

Казначейский счет 03100643000000014000

ОКТМО 33701000

КБК 09611601191019000140

наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства РФ об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст.19.34.

Подтверждающий документ об уплате штрафа, следует направить в Октябрьский районный суд г. Кирова (610046, г. Киров, ул. Московская, д. 70, каб. 216).

Неуплата административного штрафа в установленный ст. 32.2 КоАП РФ 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г.Кирова.

Судья                                 Л.А. Тимкина

В окончательной форме постановление изготовлено 04.10.2023.

5-758/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Баранова Наталья Владимировна
Другие
Абашев Артур Магсумович
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Дело на странице суда
oktyabrsky.kir.sudrf.ru
13.09.2023Передача дела судье
13.09.2023Подготовка дела к рассмотрению
04.10.2023Рассмотрение дела по существу
05.10.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
10.10.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
12.10.2023Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
23.10.2023Вступление постановления (определения) в законную силу
31.10.2023Обращено к исполнению
26.12.2023Сдача материалов дела в архив
04.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее