Докладчик Кудряшова Р.Г. Апелляционное дело №33а-4922/2021
Судья Евстафьев В.В. Дело № 2а-604/2021
УИД 21RS0023-01-2021-000313-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 декабря 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Кудряшовой Р.Г., Ленковского С.В.,
при секретаре судебного заседания Александрове П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике о предоставлении гражданину Республики <данные изъяты> Нурову ФИО30 временного убежища на территории Российской Федерации, поступившее по апелляционной жалобе заинтересованного лица Нурова А.А. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Кудряшовой Р.Г., судебная коллегия
установила:
Решением Министерства внутренних дел по Чувашской Республике (далее МВД по Чувашской Республике) от 10 июня 2020 года №№ гражданину Республики <данные изъяты> Нурову А.А. предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком до одного года и оформлено свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации сроком действия до 10 июня 2021 года.
Прокурор Чувашской Республики в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения МВД по Чувашской Республике, мотивируя свое требование тем, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Территорию государства гражданской принадлежности (Республика <данные изъяты>) Нуров А.А. покинул по причине желания осуществлять трудовую деятельность в России, а не в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Вернуться в Республику <данные изъяты> он не может не вследствие таких опасений, предусмотренных законом, а из-за опасений последствий розыска властями Республики <данные изъяты>, в связи с обвинением в совершении уголовно наказуемого деяния. Нуров А.А. не был вовлечен в политическую жизнь <данные изъяты>, поскольку, по его собственным утверждениям, он не принимал участия в каких-либо политических событиях в <данные изъяты> и не покидал пределы России с 2010 года. У Нурова А.А. отсутствует какая-либо информация, которая могла бы подтвердить утверждение о риске заявителя подвергнуться политическим репрессиям в <данные изъяты>.
Опасение подвергнуться уголовному преследованию за совершение преступлений неполитического характера не является основанием для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. Оспариваемым решением созданы условия для легализации на территории Российской Федерации лица, причастного к деятельности международной террористической организации, что в свою очередь создает угрозу национальной безопасности.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Власова Ю.М. поддержала заявленное требование, представитель административного ответчика МВД по Чувашской Республике Руссанова О.П. требование не признала, представители заинтересованных лиц: Нурова А.А. - Жемчугова Ю.В. в удовлетворении административного иска просила отказать, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике Мельников Д.С. заявленное требование просил удовлетворить.
Заинтересованные лица: Нуров А.А., представитель Главного управления по вопросам миграции МВД России (далее ГУВМ МВД ЧР) в судебном заседании не присутствовали.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2021 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, Нуров А.А. подал апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования. Автор жалобы указывает на оставление судом без судебной оценки того обстоятельства, что оспариваемое решение принято на основании решения ГУВМ МВД России от 6 апреля 2020 года № 1623, которое не отменено, никем не обжаловано. ГУВМ МВД России к участию в деле в качестве соответчика не привлечено, в то время как сообщил, что легализация в результате предоставления временного убежища Нурову А.А. является не только законной, но и целесообразной. У него отсутствует документ, удостоверяющий его личность, его нельзя принудительно выслать из Российской Федерации согласно постановления Европейского Суда по правам человека от 23 октября 2018 года. Временное убежище предоставлено законно и обоснованно ввиду реального риска применения пыток и иного жестокого обращения и наказания в стране гражданской принадлежности, он является «беженцем на месте», поскольку уголовное преследование в отношении него начато после прибытия в страну убежища, его обвиняют в религиозном преступлении на политической почве, а выводы о причастности к его совершению являются преждевременными.
Прокурором Чувашской Республики в суд апелляционной инстанции представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Нурова А.А. – адвокат Жаринов К.Т. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Михайлова Я.С. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, представитель административного ответчика МВД по Чувашской Республике Руссанова О.П. просила отменить решение и прекратить производство по делу ввиду утраты силы оспариваемого решения МВД по Чувашской Республике, представитель Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике Мельников Д.С. просил решение оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле в суде апелляционной инстанции не присутствовали.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного Кодекса.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Нуров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является уроженцем и гражданином Республики <данные изъяты> (ранее <данные изъяты> ССР), по национальности - <данные изъяты>, вероисповедание – ислам, родной язык - <данные изъяты>, свободно владеет русским языком, имеет среднее образование, службу в армии не проходил и не призывался.
Родственники Нурова А.А. граждане Республики <данные изъяты>: супруга - ФИО31., сын - ФИО32 дочь - ФИО33. проживают в Республике <данные изъяты>.
В Российской Федерации проживают братья, сестра и мать - ФИО34., гражданка Российской Федерации.
Прежнее постоянное место жительства Нурова А.А. в стране гражданской принадлежности - <адрес>.
На территорию Российской Федерации Нуров А.А. прибыл, с его слов, в ноябре 2010 года посредством авиатранспорта через воздушный пункт пропуска г. Казань. Для выезда из государства гражданской принадлежности Нуров А.А. предъявил национальный паспорт гражданина Республики <данные изъяты> срок действия которого в настоящее время истек. Личность Нурова А.А. установлена заключением ОВМ ОМВД России по г. Канашу от 24 января 2018 года, рекомендовано Нурову А.А. обратиться в Консульский отдел Посольства Республики <данные изъяты> в Российской Федерации для оформления документа, удостоверяющего личность гражданина Республики <данные изъяты>
5 декабря 2019 года Нуров А.А. обратился в Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением МВД по Чувашской Республике от 19 февраля 2020 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п.2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах», которое им обжаловано в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 6 апреля 2020 года № 1623 решение МВД по Чувашской Республике от 19 февраля 2020 года отменено и на МВД по Чувашской Республике возложена обязанность предоставить Нурову А.А. временное убежище на территории Российской Федерации.
Решением МВД по Чувашской Республике от 10 июня 2020 года № № принято оспариваемое решение.
Также судом установлено, что ранее, на период с 4 мая 2011 года по 4 мая 2014 года УФМС России по Чувашской Республике Нурову А.А. было разрешено временное проживание на территории Российской Федерации.
На основании решения УФМС России по Чувашской Республике от 9 сентября 2013 года Нурову А.А. разрешено постоянное проживание и выдан вид на жительство сроком действия до 11 апреля 2017 года.
Решением МВД по Чувашской Республике от 2 декабря 2016 года и на основании п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вид на жительство Нурова А.А. аннулирован.
8 июля 2014 года постановлением старшего следователя Следственного управления ГКНБ Республики <данные изъяты> возбуждено уголовное дело в отношении Нурова А.А. по ч.2 ст. 187 УК Республики <данные изъяты>.
14 октября 2014 года вынесено постановление о привлечении Нурова А.А. к уголовной ответственности по ч.2 ст. 187 УК Республики <данные изъяты> (участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организационных групп).
12 октября 2014 года в отношении Нурова А.А. объявлен розыск.
Постановлением судьи суда района <адрес> от 16 октября 2014 года в отношении Нурова А.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
5 ноября 2015 года Нуров А.А. был задержан сотрудниками правоохранительных органов г.Екатеринбурга.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 6 ноября 2015 года в отношении Нурова А.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца, то есть по 4 января 2016 года включительно, которая в последующем продлевалась по 4 августа 2019 года включительно.
Нуров А.А. обвиняется в том, что предварительно изучив нормы «Корана», освоив восточные единоборства и склонив иного гражданина <данные изъяты> в июле 2010 года с целью участия в «джихаде» прибыл на военную базу террористической организации «Талибан», деятельность которой запрещена в <данные изъяты>. Вступив в ряды указанной организации, Нуров А.А. принимал участие в военных операциях организации «Талибан» против государственных властей на границе Пакистана и Афганистана.
12 ноября 2015 года исполняющий обязанности Генерального прокурора Республики <данные изъяты> обратился с запросом о выдаче Нурова А.А. для привлечения к уголовной ответственности.
Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 18 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Свердловского областного суда от 12 мая 2016 года, запрос о выдаче Нурова А.А. правоохранительным органам Республики <данные изъяты> удовлетворен.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2016 года постановление от 12 мая 2016 года в отношении Нурова А.А. отменено, материал направлен на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда. Мера пресечения Нурову А.А. в виде заключения под стражу оставлена без изменения, срок содержания его под стражей продлен до 4 сентября 2016 года.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 2 сентября 2016 года срок содержания Нурова А.А. под стражей продлен до 12 месяцев, то есть по 4 ноября 2016 года.
Постановлением Свердловского областного суда от 9 сентября 2016 года жалоба адвоката Федоровой С.Н. о признании незаконным и необоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 18 марта 2016 года о выдаче Нурова А.А. правоохранительным органам Республики <данные изъяты> для привлечения к уголовной ответственности оставлена без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2016 года постановление от 9 сентября 2016 года оставлено без изменения.
Нуровым А.А. решение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 18 марта 2016 года о его выдаче правоохранительным органам Республики <данные изъяты> для привлечения к уголовной ответственности по ч.2 ст. 187 УК Республики <данные изъяты> было обжаловано в Европейский Суд по правам человека (далее ЕСПЧ).
Жалоба Нурова А.А. была рассмотрена и постановлением Европейского Суда по правам человека от 23 октября 2018 года по жалобе № 61689/16 «А.Н. и другие против России» постановлено, что высылка Нурова А.А. в Республику <данные изъяты> приведет к нарушению ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку он может быть подвергнут пыткам и иному бесчеловеческому и унижающему человеческое достоинство видам обращения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 года производство в отношении Нурова А.А. возобновлено ввиду новых обстоятельств, постановление Свердловского областного суда от 9 сентября 2016 года, апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2016 года в отношении Нурова А.А. отменено, постановление заместителя Генерального Российской Федерации от 18 марта 2016 года о выдаче Нурова А.А. правоохранительным органам Республики <данные изъяты> для привлечения уголовной ответственности по ч.2 ст. 187 УК Республики признано незаконным.
Решением МВД по Чувашской Республике от 28 июня 2017 года Нурову А.А. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Решением МВД по Чувашской Республике от 27 сентября 2017 года Нурову А.А. отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации.
Данные решения Нуров А.А. обжаловал в ГУВМ МВД России.
Решениями ГУВМ МВД России от 17 августа 2017 года № 721 и от 31 октября 2017 года № 801 указанные решения МВД по Чувашской Республике признаны правомерными, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Нурову А.А. запрещен въезд на территорию Российской Федерации до апреля 2057 года (ответ УФСБ России по Чувашской Республике от 27 декабря 2019 года исх.№ 1/17361).
Разрешая настоящий публично-правовой спор, районный суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что угроза выдачи Нурова А.А. властям Республики <данные изъяты> в связи с осуществлением в отношении него уголовного преследования в настоящее время отсутствует, в силу чего признал, что режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным ответчиком как способ легализации нахождения на территории Российской Федерации Нурова А.А. в отсутствие действительных документов, удостоверяющих личность Нурова А.А., однако подобное понимание порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища противоречит понятию временного убежища, определенному подп. 3 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах».
По убеждению судебной коллегии, разрешая настоящий спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой не имеется; выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними не имеется.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-I «О беженцах», устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
По своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
В материалах дела имеются копии материалов дела о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданину <данные изъяты> Нурову А.А., в том числе копии его заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, заполненных с его слов опросного листа и анкеты.
При изучении этих документов судебной коллегией установлено, что Нуров А.А. прибыл на территорию Российской Федерации с целью трудоустройства (п. 42 анкеты).
В пунктах 47, 48 анкеты Нуров А.А. указывает, что не желает возвращаться в государство гражданской принадлежности ввиду опасения возможного применения к нему пыток из-за инкриминирования ему «религиозной статьи» за терроризм.
Из дела усматривается, что Нуров А.А. обвиняется в совершении на территории Республики <данные изъяты> тяжкого преступления, которое является уголовно наказуемым как по законодательству Российской Федерации, так и Республики <данные изъяты>. Срок давности привлечения административного истца к уголовной ответственности за вменяемое ему преступление не истек. Нуровым А.А. не приведено объективных доказательств преследования его в Республике <данные изъяты> по признакам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах». При этом опасение подвергнуться уголовному преследованию за совершение преступления неполитического характера не является основанием для предоставления Нурову А.А. временного убежища на территории Российской Федерации.
В отношении Нурова А.А. применено Правило 39 Регламента Европейского Суда по правам человека, предписывающее властям Российской Федерации воздержаться от каких-либо действий по его перемещению с территории Российской Федерации до окончания производства по жалобе.
В связи с принятием Европейским Судом по правам человека 23 октября 2018 года постановления «А.Н. и другие против России» в настоящее время у Нурова А.А. отсутствует угроза принудительной высылки в страну гражданской принадлежности либо иное государство.
В силу ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» задача по обеспечению безопасности Российской Федерации возложена на федеральную службу безопасности.
В соответствии с подп. 36 п. 9 Указа Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» к функциям ФСБ России для решения основных задач отнесено участие в пределах своих полномочий в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» Управлением ФСБ в декабре 2019 года проводились проверочные мероприятия, связанные с рассмотрением письма МВД по Чувашской Республике от 6 декабря 2019 года № 45.8.-13472 о намерении гражданина Республики <данные изъяты> Нурова А.А. получить временное убежище на территории Российской Федерации.
По результатам проверочных мероприятий было установлено, что Нуров А.А. представляет угрозу безопасности государства (пункт 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114 ФЗ «О порядке выезда из российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), о чем проинформировало МВД по Чувашской Республике.
Оценивая представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что принятое МВД по Чувашской Республике решение № № от 10 июня 2020 года о предоставлении Нурову А.А. временного убежища без учета проведенных УФСБ России по Чувашской Республике проверочных мероприятий является безосновательным и произвольным, в связи с чем подлежит отмене.
Из дела также следует, что родственники Нурова А.А.: мать, брат, сестра проживают в Республике <данные изъяты>. Нуров А.А. состоит в браке с гражданкой Республики <данные изъяты> имеют двух детей, которые проживают в Республике <данные изъяты>. С родственниками Нуров А.А. поддерживает постоянную связь по телефону, о каких-либо угрозах, поступавших им в его адрес, Нуров А.А. не сообщил.
Согласно медицинскому сертификату от 10 декабря 2019 года заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения у Нурова А.А. не выявлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Нуров А.А. рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации в отсутствие действительных документов, удостоверяющих личность Нурова А.А. Однако подобное понимание Нуровым А.А. порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, равно как и сама длительность срока пребывания заявителя на территории Российской Федерации, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах».
Территорию государства гражданской принадлежности Нуров А.А. покинул по причине желания осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, а не в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Вернуться в Республику <данные изъяты> Нуров А.А. не может не вследствие таких опасений, предусмотренных законом, а из-за опасений последствий розыска властями Республики <данные изъяты>. Нуров А.А. не был вовлечен в политическую жизнь <данные изъяты>, поскольку, по его собственным утверждениям, он не принимал участие в каких-либо политических мероприятиях в <данные изъяты> и не покидал территорию России с 2010 года.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым была дана правильная оценка и с которой судебная коллегия полностью согласна; они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Напротив, как видно из доводов апелляционной жалобы, Нуров А.А. по-прежнему рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации. Судебная коллегия также считает, что Нуровым А.А. доказательств невозможности получения документа, удостоверяющего личность гражданина Республики <данные изъяты>, в том числе в консульских учреждениях на территории Российской Федерации, не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Нуров Н.А. стал «беженцем на месте» не установлено.
В своем решении, вопреки утверждениям Нурова А.А. и его представителя, ЕСПЧ не возлагал на Российскую Федерацию обязанность предоставить Нурову А.А. временное убежище.
Доводы заявителя, содержащие на отсылки к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановления Европейского суда по правам человека, фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом.
Довод представителя административного ответчика о прекращении производства по делу ввиду утраты силы оспариваемого решения МВД по Чувашской Республике несостоятелен.
В связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19) с 16 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно продолжается приостановление течения сроков временного или постоянного проживания в РФ иностранных граждан (пп. «а», «г» п. 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274, п. 2 Указа Президента РФ от 15.12.2020 N 791, п. 3 Указа Президента РФ от 15.06.2021 N 364, Информация МВД России).
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нурова А.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: Р.Г. Кудряшова
С.В. Ленковский