Судья Фролова О.С. № 33-2598/2022 (№2-400 /2022)
УИД 22RS0055-01-2022-000519-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Попова С.В., Владимировой Е.Г.,
при секретаре Макине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Прокурора Троицкого района
на решение Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 г. по иску прокурора Троицкого района в интересах О. к Краевому государственному казенному учреждению «Управлению социальной защиты населения по Троицкому району» о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку хронического больного от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи (***) и обратно, обеспечить финансирование указанных мероприятий,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Троицкого района обратился с иском в суд в интересах О. с требованием обязать Управление социальной защиты населения по Троицкому району организовать и обеспечить доставку О., ДД.ММ.ГГ г.р., страдающего <данные изъяты>, проживающего на территории Троицкого района Алтайского края, по субботам от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи <данные изъяты> и обратно по графику ***, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Троицкого района проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации в связи с поступившим обращением О. Как установлено в ходе проведения проверки, истец является инвалидом *** группы бессрочно, проживает в <адрес>, имеет хроническое заболевание ***, в связи с чем ему показано прохождение регулярного 3 раза в неделю по 4 часа лечения *** в ОП ООО «Б.БАРК», г. Барнаул. Данная процедура для О. является жизненно необходимой.
О. согласно поданному заявлению в Управление социальной защиты населения по Троицкому району осуществляется доставка на процедуру *** социальным автотранспортом по графику получения процедуры в *** г. Барнаул Алтайского края во вторник, четверг и субботу. При этом на территории Троицкого района в учреждениях Управления социальной защиты имеется 3 автомобиля, закрепленных за мобильными бригадами. Вместе с тем, Управлением социальной защиты населения по Троицкому району не организована доставка О. на процедуру *** по субботам.
Решением Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 года исковые требования прокурора Троицкого района в интересах О. оставлены без удовлетворения.
На решение суда прокурором подано апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда, принять по делу новое об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что судом не учтены особые обстоятельства, связанные с состоянием О., который по здоровью не может перенести график процедур, а также самостоятельно добраться до места лечения без посторонней помощи.
Факт не согласия водителя выходить на работу в выходные дни также является несостоятельным, поскольку ответчиком не прияты во внимание положения статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, указывающие на возможность работы водителя в выходные и праздничные дни путем внесения изменений в коллективный договор с повышением оплаты за такую работу и предоставлением другого дня отдыха.
В возражениях ответчик КГКУ «Управлением социальной защиты населения по Троицкому району» и третье лицо Министерство социальной защиты Алтайского края просят решение Троицкого районного суда Алтайского края от 26.12.2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор Лиманских Р.А. поддержал апелляционное представление.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району» Жинкин Д.С. и представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края Медведева Т.С. возражали против удовлетворения апелляционного представления.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено, что О. является инвалидом *** группы, проживает в с. Троицкое Троицкого района Алтайского края, имеет хроническое заболевание ***, ряд сопутствующих заболеваний, в том числе, ***, в связи с чем ему показано прохождение регулярного, 3 раза в неделю по 4 часа лечения *** в ОП ООО «Б.БАРК» в городе Барнауле, которое и устанавливает графики прохождения процедур.
ООО «Б.БАРК» установило истцу следующий график прохождения процедуры ***: вторник, четверг, суббота еженедельно.
В Троицком районе Алтайского края координацию деятельности по организации транспортировки граждан, страдающих *** до центров, осуществляющих процедуру ***, и обратно с помощью мобильной бригады осуществляет КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району» силами социального автотранспорта.
Согласно Уставу КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району» учреждение является юридическим лицом, от своего имени вправе приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде (л.д. 31). К целям деятельности относится, в том числе, социальное обслуживание населения.
По информации Управления, в Троицком районе еженедельно, начиная с 01.07.2022, четыре гражданина, в том числе О., используют социальный автотранспорт КГКУ «Управление социальной защиты населения по Троицкому району», КГБУСО «Троицкий психоневрологический интернат», КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Троицкого района» (далее также - учреждения) для проезда к месту прохождения процедур ***. Доставка указанных граждан мобильными бригадами осуществляется в рабочие дни недели с понедельника по пятницу, предусмотрена взаимозаменяемость автотранспорта учреждений.
Доставка О. осуществляется социальным автотранспортом органов социальной защиты («мобильные бригады») еженедельно только по вторникам и четвергам, по субботам он добирается самостоятельно. Причиной данных обстоятельств явились факты того, что суббота является выходным для водителей мобильных бригад, осуществляющих доставку пациентов к месту проведения процедур.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что смена графика приема процедур *** О. в *** ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» с вторника-четверга-субботы на понедельник-среда-четверг не только возможна, но и не окажет негативного влияния на состояние здоровья истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они основаны на фактических обстоятельствах по делу, с правильным применением норм материального и процессуального права.
В Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняется труд и здоровье людей (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Положениями пункта 6 статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определен один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи в числе прочего обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
При том, что нормативы приближенности и транспортной доступности Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не определены, они должны конкретизироваться иными законодательными либо подзаконными актами.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 года № 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Положением об организации деятельности отделения диализа, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо - и перитонеального диализа.
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относятся к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу пункта 2 части 1 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Из содержания пункта 21 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а также транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, которая может быть предусмотрена Территориальной программой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (раздел V последний абзац Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов).
С 01.07.2022 на территории Алтайского края действует Порядок предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения амбулаторного гемодиализа, утвержденный постановлением Правительства Алтайского края от 30.06.2022 № 242 (далее - Порядок № 242).
Порядком № 242 предусмотрено, что альтернативным способом доставки пациентов в диализные центры является доставка с помощью социального автотранспорта органов социальной защиты населения (далее - мобильные бригады). В случае осуществления гражданином проезда к месту проведения гемодиализа и обратно с помощью мобильной бригады материальная помощь ему не предоставляется (пункт Порядка № 242).
Мобильные бригады формируются в соответствии с приказом Главтрудсоцзащиты Алтайского края от 05.02.2016 № 33 «Об утверждении Примерного положения о мобильных бригадах при управлениях социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам, краевых государственных учреждениях социального обслуживания» (далее - Положение о мобильных бригадах).
В соответствии с Положением о мобильных бригадах решение о создании мобильной бригады принимается краевым государственным казенным учреждением управлением социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (округу), краевым государственным учреждением социального обслуживания (далее также - учреждение), исходя из наличия организационной, технической возможности обеспечения ее деятельности, востребованности на конкретной территории социальных услуг, социальной и иной помощи, предоставляемых на мобильной основе.
При этом Положение о мобильных бригадах носит рекомендательный характер. Положение о конкретной мобильной бригаде и ее состав утверждаются руководителем управления социальной защиты, учреждения.
Финансовое обеспечение деятельности мобильной бригады осуществляется за счет средств краевого бюджета:
для управлений социальной защиты - на основании бюджетной сметы расходов;
для учреждений - в соответствии с субсидией на выполнение государственного задания, определенной в соответствии с доведенным государственным заданием на предоставление государственных услуг (работ).
Возражая против состоявшего решения Троицкого районного суда Алтайского края материальный истец и прокурор указывают, что смена графика прохождения процедур может привести к летальному исходу, а график вторник, четверг, суббота соблюдался на протяжении 5 лет.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод апелляционного представления, так как кроме пояснений материального истца и свидетеля, матери О. – ФИО 1, данное обстоятельство не подтверждается иными доказательствами по делу.
Напротив, по информации, полученной от *** центра, изменение графика прохождения О. процедуры *** в настоящее время возможно, противопоказания для этого отсутствуют, смена дней получения процедуры *** не оказывает негативного влияния на состояние здоровья пациентов (л.д. 141, Т.1).
Так же в судебном заседании в суде первой инстанции лечащий врач О. - ФИО 2, пояснила, что смена графика *** не повлечет никаких неблагоприятных последствий для его здоровья. Инсулинотерапия не привязана к графику ***, при смене графика *** график инсулинотерапии останется прежним, для состояния здоровья О. каких-либо негативных последствий не повлечет. Инсулинотерапия связана только с приемом пищи (л.д.10-11, Т.2).
Приведенные обстоятельства указывают на то, что для истца имеется иной вариант прохождения процедур, а именно еженедельно в понедельник- среду-пятницу, вместо вторник-четверг-суббота.
Довод апелляционного представления, со ссылкой на статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации, о том, что Управление социальной защиты населения по Троицкому району может обеспечить доставку на процедуры *** по выходным дня путем внесения изменений в коллективный договор с повышением оплаты за такую работу и предоставлением другого дня отдыха, обоснованно отклонены судом первой инстанции. При этом проанализировав трудовое законодательство, суд пришел к правильному выводу о том, что привлечение работников к работе в выходные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, транспортировка О. в *** центр еженедельно в выходной день по смыслу вышеприведенных положений трудового законодательства не относится к исключительным случаям, не требующим письменного согласия работников. В связи с этим, по информации Управления, работникам, работающим в учреждениях в должности водителей, было предложено выходить на работу в выходной день (в субботу). Однако согласия работников на работу в выходные дни получено не было.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 оставить - без изменения, апелляционное представление Прокурора Троицкого района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 марта 2023г.
Судья Фролова О.С. Дело № 33-2598/2022 (№2-400 /2022)
УИД 22RS0055-01-2022-000519-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
28 марта 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Попова С.В., Владимировой Е.Г.,
при секретаре Макине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Прокурора Троицкого района на решение Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 г.
по иску прокурора Троицкого района в интересах О. к Краевому государственному казенному учреждению «Управлению социальной защиты населения по Троицкому району» о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку хронического больного от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи (***) и обратно, обеспечить финансирование указанных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда Алтайского края от 26 декабря 2022 оставить - без изменения, апелляционное представление Прокурора Троицкого района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: