УИД: 11RS0001-01-2024-008311-89
Дело № 2-7645/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Баженовой Т.С.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
с участием прокурора Чередниченко Т.М.,
истца Егерь Н.К.,
представителя ответчика НБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» Истоминой Л.Д.,
третьего лица Машинистовой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 ноября 2024 года гражданское дело по иску Егерь Натальи Константиновны к ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», Министерству здравоохранения Республики Коми о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
Егерь Н.К. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», Министерству здравоохранения Республики Коми о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащем обеспечении лекарственными средствами ФИО2, незаконным, взыскании убытков в размере 10 355,80 руб., понесенных в связи с самостоятельным приобретением лекарственных препаратов, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., указав в обоснование, что ... обратилась к врачу педиатру ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» за выдачей рецептов на бесплатные лекарственные препараты, необходимые для лечения, однако был выдан только один льготный рецепт на ..., на другие препараты льготные рецепты не выдали. Обратившись с выданным рецептом в аптеку, препарат выдан не был в связи с его отсутствием.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена врач педиатр ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» Машинистова Т.Е., для дачи заключения по делу – прокурор г. Сыктывкара.
В судебном заседании истец не требованиях настаивала.
Представитель ответчика ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» иск не признала по доводам письменный возражений.
Третье лицо Машинистова Т.Е. с иском не согласилась.
Прокурором дано заключение об обоснованности заявленных исковых требований.
Представитель соответчика Минздрава Республики Коми участия в судебном заседании не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направив в адрес письменные возражения.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав доводы участников процесса, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства №..., суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно данному постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет имеют право при амбулаторном лечении на отпуск по рецептам врачей бесплатно всех лекарственных средств.
...
...
С ** ** ** года ФИО2 была прикреплена для постоянного наблюдения в детское поликлиническое отделение №... ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3».
...
При обращении к врачу-педиатру в поликлинику по месту прикрепления ** ** ** истцу был выдан рецепт на самостоятельное приобретение ..., .... На другие лекарственные препараты рецепты не выданы, в том числе не выданы льготные рецепты.
** ** ** истец самостоятельно приобрела лекарственные препараты ..., ..., ..., что подтверждается представленным чеком ООО «...» от ** ** **.
При обращении к врачу-педиатру в поликлинику по месту прикрепления ** ** ** истцу был выдан рецепт на самостоятельное приобретение .... На другие лекарственные препараты рецепты не выданы, в том числе не выданы льготные рецепты.
** ** ** истец самостоятельно приобрела лекарственный препарат ..., что подтверждается представленным чеком ООО «...» от ** ** **.
При обращении к врачу-педиатру в поликлинику по месту прикрепления ** ** ** истцу был выдан рецепт на самостоятельное приобретение .... На другие лекарственные препараты рецепты не выданы, в том числе не выданы льготные рецепты.
** ** ** истец самостоятельно приобрела лекарственный препарат ..., что подтверждается представленным чеком ООО «...» от ** ** **.
** ** ** истец самостоятельно приобрела лекарственный препарат ..., что подтверждается представленным чеком ООО «...» от ** ** **.
...
** ** ** истец обратилась к врачу-педиатру в поликлинику по месту прикрепления с просьбой выписки рецептов на рекомендованные ... лекарственные препараты.
** ** ** истцу был выдан рецепт на самостоятельное приобретение препарата .... На другие лекарственные препараты рецепты не выданы, в том числе не выданы льготные рецепты.
** ** ** истец самостоятельно приобрела лекарственный препарат ...), что подтверждается представленным чеком ООО «...» от ** ** **.
** ** ** истцу был выдан рецепт на самостоятельное приобретение препарата ... (...). На другие лекарственные препараты рецепты не выданы, в том числе не выданы льготные рецепты.
** ** ** истец самостоятельно приобрела лекарственный препарат ..., что подтверждается представленным чеком ООО «...» от ** ** **.
** ** ** истцу был выдан рецепт на самостоятельное приобретение препаратов ..., ..., .... На другие лекарственные препараты рецепты не выданы, в том числе не выданы льготные рецепты.
** ** ** истец самостоятельно приобрела названные лекарственные препараты, что подтверждается представленным чеком ООО «<данные изъяты>» от ** ** **.
Все представленные истцом чеки проверены судом на их достоверность через сайт «...».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-утверждены Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Согласно данному перечню, лекарственные препараты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Таким образом, ФИО2 имела право на получение от лечащего врача рецептов на бесплатное приобретение лекарственных препаратов: ..., ... (...), ..., ... и ... (...), ... (...).
Вместе с тем, лечащий врач льготные рецепты на данные препараты не выписывал, вместе с тем, учитывая, что врач выписывал на данные препараты рецепты на их самостоятельное приобретение, факт их назначения лечащим врачом является доказанным.
Учитывая изложенное, суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что истец не показывала врачу выписки из ..., что не приводила <данные изъяты> на приемы, что препараты врачом не назначались. Таким образом, материалами дела подтверждается, ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» допустило незаконное бездействие, выраженное в нарушении права ФИО2 на льготное лекарственное обеспечение.
В связи с необеспечением ФИО2 льготными рецептами на лекарственные препараты ..., ... (...), ..., ... и ... (...), ... (...), истец самостоятельно приобретала их за свой счет.
Расходы истца на покупку данных препаратов составили 9 052,80 руб. (34 руб. ... ** ** ** + 146 руб. ... ** ** ** + 662 руб. ... ** ** ** + 154,80 руб. ... ** ** ** + 1778 руб. ... ** ** ** + 1805 руб. ... ** ** ** + 635 руб. ... ** ** ** + 1840 руб. ... ** ** ** + 336 руб. ... ** ** ** + 848 руб. ... ** ** **).
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет лица, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Учитывая, что льготные рецепты на препараты не были выданы врачом ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», именно с ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3»Э, как с лица, нарушившего право, подлежат взысканию убытки, причиненные истцу на сумму 9 052,80 руб.
Поскольку препарат <данные изъяты> не входит в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, оснований для взыскания с ответчика убытков в идее расходов на его приобретение суд не усматривает.
Материалами дела также подтверждается, что ** ** ** ФИО2 выписан льготный рецепт на ... (рецепт №...), который был предъявлен истцом в аптеку ** ** **.
В связи с отсутствием лекарственного препарата в день обращения, он был отпущен истцу лишь ** ** **, то есть спустя 24 дня с даты обращения.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения…, утвержденные приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н (редакция, действовавшая в период спорных правоотношений), отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
Таким образом, не обеспечение Министерством здравоохранения Республики Коми наличия в аптечных учреждениях необходимых лекарственных средств, повлекло нарушение прав и законных интересов <данные изъяты> ФИО2.
Согласно статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку гарантированное государством право на льготное лекарственное обеспечение ФИО2 нарушено, при этом данное нарушение безусловно причинно нравственные страдании ее матери, беспокоящейся о состоянии здоровья своей дочери, суд в соответствии с положениями ст. 151, 1101 ГК РФ находит необходимым взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в пользу истцу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчиков, характера и объема, причиненных истцу нравственных страданий, связанных с нарушением права ... на получение бесплатной медицинской помощи, принимая во внимание длительность нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права ФИО2 на получение бесплатных лекарственных препаратов, суд полагает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей с ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», не обеспечившего <данные изъяты> льготными рецептами, и 2 000 руб. за необеспечение наличия в аптеке лекарственного препарата с Министерства здравоохранения Республики Коми.
Поскольку Министерство здравоохранения несет субсидиарную ответственность за обязательства ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», суд считает необходимым при недостаточности имущества ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», на которое может быть обращено взыскание, возложить субсидиарную ответственность по обязательствам ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», возникшим на основании настоящего судебного акта, на Министерство здравоохранения Республики Коми.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Егерь Натальи Константиновны к ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», Министерству здравоохранения Республики Коми (ИНН 1101486491) о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», выраженное в нарушении права ФИО2 на льготное лекарственное обеспечение.
Взыскать с ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» в пользу Егерь Натальи Константиновны затраты, понесенные на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, в сумме 9 052 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Егерь Натальи Константиновны компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
При недостаточности имущества ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3», возникшим на основании настоящего судебного акта, возложить на Министерство здравоохранения Республики Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 ноября 2024 года.
Председательствующий Т.С. Баженова