дело № 2-536/2021
11RS0020-01-2021-001021-49
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
село Кослан 01 июля 2021 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при помощнике судьи Кирушеве Д.А., с участием помощника прокурора Удорского района Нестеровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Удорского района в интересах Эльзессер Л.Ф. к АО «Коми энергосбытовая компания» о признании действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, и признании бездействия по неисполнению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,
установил:
прокурор обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что в ходе проверки доводов обращения Эльзессер Л.Ф., проживающей по адресу: <Адрес>, о законности начисления платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды было установлено, что на территории <Адрес> АО «Коми энергосбытовая компания» предоставляет коммунальную услуги по электроснабжению населения, а также начисляет плату за такую услугу. Многоквартирный <Адрес> оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, а жилые помещения в нем индивидуальными приборами учета, управление домами специализированной организацией не осуществляется. Проверкой установлено, что за ноябрь 2020 года АО «КЭСК» жителям МКД <Номер> размер платы за общедомовые нужды начислил с нарушением требований названного законодательства. В связи с чем, прокурор просил суд признать действия АО «Коми энергосбытовая компания» по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, начисленную за ноябрь 2020 года на имя Эльзессер И. А. исходя из объема 5937 Квт.ч, незаконным; признать бездействие АО «Коми энергосбытовая» по неисполнению требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> <Номер> (далее – Правила <Номер>), незаконным: - в части неисполнения обязанности по проверке состояния приборов учета помещений в многоквартирном <Адрес> не реже 1 раза в 6 месяцев, за период с 2018 по ноябрь 2020 года (пп. «е(1)» п. 31 Правил <Номер>); - в части неисполнения обязанности по отражению в платежном документе за ноябрь 2020 года на имя Эльзессер И. А. информации, предусмотренной пп. «д», «е», «ж» п. 69 Правил <Номер>.
В судебном заседании прокурор требования иска и доводы в его обоснование поддержал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Эльзессер Л.Ф., извещенная надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание участие не приняла.
Представитель ответчика АО «Коми энергосбытовая компания» по доверенности Марков М.Э. в судебном заседании, с исковыми требованиями не согласился, поддержал в полном объеме письменный отзыв на исковое заявление, полагал, что нарушений со стороны АО «Коми энергосбытовая компания» не допущено, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Третье лицо Государственная жилищная инспекция по <Адрес> в лице начальника Шамаевой И.А., в судебном заседании, с заявленными требования и доводами иска согласилась, просила их удовлетворить.
Выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
По письменным материалам дела установлено, что Эльзессер Л.Ф. проживает по адресу: <Адрес> оплачивает коммунальную услугу по электроснабжению, предъявляемой к оплате на имя умершего супруга заявительницы Эльзессер И. А..
На территории <Адрес> АО «Коми энергосбытовая компания» предоставляет коммунальную услуги по электроснабжению населения, а также начисляет плату за такую услугу.
Согласно акту технической установки средств учета электроэнергии от <Дата>, на объект по адресу: <Адрес> оборудован общедомовой учет (КЗУ на опоре <Номер>, Ф-4) и электроснабжение осуществляется от ПС 110/10 кВ Вожский яч-10Д, находящийся на балансе ООО «РСК».
В силу статьи 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане (собственники и наниматели жилых помещений) обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя, в том числе, плату за электрическую энергию.
Согласно ст.544 Гражданского кодекса РФоплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
В силу п. 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами № 354, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 67, 69 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, в котором отражаются, в том числе, следующие сведения:
- указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
- объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;
- объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг,
- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме;
- сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований;
- сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Согласно п. 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам № 354. Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к Правилам № 354.
По смыслу положений Правил № 354, учитывая приведенные формулы расчета размера платы за коммунальную услугу, размер объема общедомовых нужд рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг и не может превышать объем электроэнергии, потребленной за расчетный период данным многоквартирным домом по показаниям общедомового прибора учета.
Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с абз. 2 п. 44 Правил № 354 (в редакции, действовавшей до 01.07.2020) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не мог превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 абзац 2 п. 44 Правил № 354 признан утратившим силу, в связи с чем с 01.07.2020 законодательством допускается превышение распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над объемом коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, корректировка объема поставленной потребителям электроэнергии, связанная с уточнением показаний индивидуальных приборов учета до 01.07.2020, не может повлечь корректировку объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, свыше объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Приведенные Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают возможность перерасчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу только в случае обращения потребителя с соответствующим заявлением, то есть имеют заявительный характер.
Так, в соответствии со статьей 91 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем только получения письменного заявления потребителя о перерасчете (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Далее в пунктах 92-97 Правил устанавливается порядок действий исполнителя в случае подачи заявления о перерасчете; перечень указываемых потребителем в заявлении сведений; перечень документов, подтверждающих продолжительность отсутствия потребителя в жилом помещении.
При отсутствии указанного заявления о перерасчете коммунальных услуг в связи с временным отсутствием, или в случае обращения потребителя к исполнителю с письменным заявлением, но без предоставления подтверждающих документов или представления документов, не подтверждающих временное отсутствие потребителя в определенный период времени, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно показаниям общедомового прибора учета многоквартирного <Адрес> модели «Меркурий-230ART-01» <Номер>, в ноябре 2020 года общий объем потребленной МКД <Номер> электроэнергии составил 1855 Квт.ч. При этом предъявленный объем за ОДН данного МКД электроэнергии составил 5937 Квт.ч.
Так, исходя из представленного АО «КЭСК» расчета, предъявленный к оплате объем электроэнергии за ОДН в ноябре 20<Дата> Квт.ч рассчитан как разница между показаниями общедомового прибора учета (1855 Квт.ч) и суммой показаний индивидуальных приборов учета в квартирах <Номер> (0 Квт.ч), <Номер> (-5880,741935 Квт.ч), <Номер> (205,33 Квт.ч), <Номер> (483,64 Квт.ч), <Номер> (-20,27 Квт.ч), <Номер> (494 Квт.ч), <Номер> (262 Квт.ч), <Номер> (40 Квт.ч), <Номер> (445 Квт.ч), <Номер> (-14,37 Квт.ч), <Номер> (170 Квт.ч), <Адрес> (260 Квт.ч). При этом предъявленный к оплате объем электроэнергии в квартирах <Номер>, 5, 6 и 10 имеет отрицательную величину.
Согласно представленных АО «Коми энергосбытовая компания» расчетов объем потребленной электроэнергии в квартирах №<Номер>, 5, 6, 10 многоквартирного <Адрес> определен по показаниям ИПУ с учетом перерасчетов, произведенных гражданам, в том числе с 2018 года, что повлекло корректировку объема поставленной энергии данным потребителям в сторону уменьшения.
В соответствии с п. 61 Правил <Номер> излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
При этом зачет уплаченных потребителем сумм не должен затрагивать отношения по определению объема коммунального ресурса, поставленного для целей содержания общего имущества (решение Верховного суда от <Дата> № АКПИ20-35).
Исполнителем (АО «Коми энергосбытовая компания»), напротив, излишне предъявленный отдельными потребителями за период с 2018-2020 гг. к оплате объем электроэнергии необоснованно предъявлен к оплате за электроэнергию на общедомовые нужды в ноябре 2020 года всем жильцам многоквартирного <Адрес>, в том числе Эльзессер И.А.
При этом в нарушение п. 69 Правил <Номер> в платежных документах, предъявленных потребителям указанных многоквартирного дома, не указаны сведения об общем объеме электроэнергии на общедомовые нужды, потребленном в многоквартирном доме за расчетный период (ноябрь), а также о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований.
Таким образом, объем предоставленной на общедомовые нужды многоквартирного дома № 9 в ноябре 2020 года электроэнергии определен не с учетом фактически потребленной электроэнергии в жилых помещениях, а с учетом произведенного отдельным потребителям корректировки объема потребленной электроэнергии, в том числе, за 2018-2019 гг., тем самым повлекшее увеличение платы за электроэнергию на ОДН для каждого пользователя жилого помещения, в том числе, добросовестно оплачивающего жилищно-коммунальную услугу.
При этом, в соответствии с пп. «е(1)» п. 31 Правил № 354 АО «Коми энергосбытовая компания» обязан осуществлять снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверку состояния таких приборов учета не реже 1 раза в 6 месяцев.
По выявленным нарушениям в адрес АО «Коми энергосбытовая компания» 17.03.2021 было внесено представление, однако меры к устранению нарушений АО «Коми энергосбытовая компания» не приняло.
Согласно акту по итогам рассмотрения обращения граждан органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от <Дата> <Номер> установлено, что выявлены нарушения АО «Коми энергосбытовая компания» требований абаза 2 пункта 44, пункта 45, подпунктов «д», «е», «ж» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> <Номер>, а именно: - при выставлении платы за потребленную электроэнергию собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов <Адрес> осуществлен перерасчет стоимости объема коммунального ресурса (электроэнергии) на общедомовые нужды без учета норматива, действующего до <Дата> с учетом произведенной корректировки объема потребленной электроэнергии отдельным потребителям за период 2018-2020 гг.; - при выставлении платы за январь 2021 года собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного <Адрес> не учтен отрицательный объем коммунального ресурса (электроэнергии) на общедомовые нужды; - в платежных документах, предъявленных потребителям многоквартирных домов, отсутствует информация об общем объеме электроэнергии на общедомовые нужды, потребленном в многоквартирном доме за расчетный период (ноябрь), а также о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований.
Таким образом, со стороны ответчика выявлены нарушения порядка начисления платы за коммунальную услугу которые подлежат устранению путем перерасчета необоснованно начисленных сумм, в том числе, с учетом абзаца 2 п. 44 Правил № 354 (в редакции, действовавшей до 01.07.2020).
При установленных судом обстоятельствах, принимая во внимание, что доказательств, ставящих под сомнение правильность расчёта начисленных жилищно-коммунальных услуг, о размере задолженности истца по оплате коммунальных услуг не представлено, а доказательств дающих право освободить или произвести перерасчет начисленных жилищно-коммунальных услуг не установлено, суд пришел к выводу, что заявленные и.о. прокурора Удорского района Республики Коми требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление исковому заявлению и.о. прокурора <Адрес> в интересах Эльзессер Л.Ф. к АО «Коми энергосбытовая компания» о признании действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, и признании бездействия по неисполнению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, удовлетворить.
Признать действия АО «Коми энергосбытовая компания» по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды, начисленную за ноябрь 2020 года на имя Эльзессер И. А. исходя из объема 5937 Квт.ч., незаконным.
Признать бездействие АО «Коми энергосбытовая компания» по неисполнению требований, предусмотренных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> <Номер>, незаконным:
- в части неисполнения обязанности по проверке состояния приборов учета помещений в многоквартирном <Адрес> не реже 1 раза в 6 месяцев за период с 2018 года по ноябрь 2019 (пп. «е(1)» п. 31 Правил <Номер>;
- в части неисполнения обязанности по отражению в платежном документе за ноябрь 2020 года на имя Эльзессер И. А. информации, предусмотренной пп. «д», «е», «ж» п. 69 Правил <Номер>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе <Адрес> Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 17 часам 30 минутам <Дата>.