Гражданское дело №2-253/2023
24RS0050-01-2023-000179-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2023 года с. Сухобузимское
Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,
при секретаре Гасперской О.И.,
с участием помощника прокурора Сухобузимского района Пелисовой И.П.,
истца ФИО2,
представителя ответчика – Московой Ю.Я., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сухобузимского района Красноярского края в интересах ФИО1 и членов её семьи к администрации Сухобузимского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации электроснабжения и водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сухобузимского района Красноярского края обратился с иском в суд в интересах ФИО1 и членов её семьи к администрации Сухобузимского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации электроснабжения и водоснабжения.
Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой Сухобузимского района по обращению ФИО2 проведена проверка законодательства в сфере предоставления земельных участков многодетным гражданам, в ходе которой установлено, что администрацией Сухобузимского района в полной мере вышеуказанное законодательство не соблюдается. В ходе проведенной проверки установлено, что на основании постановления главы администрации Сухобузимского района №487-п от 20.06.2013 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей и воспитывающей пятерых детей, как многодетной гражданке, безвозмездно в собственность предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, общей площадью 1333,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени, в нарушение требований действующего законодательства администрацией Сухобузимского района надлежащим образом не организована работа по обеспечению инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям в <адрес>. Так, в ходе проверки установлено, что к земельному участку, выделенному ФИО1, как многодетной, на котором построен объект недвижимости, не подведено электроснабжение и водоснабжение. Непринятие администрацией Сухобузимского района мер по образованию земельных участков указывает о нарушении действующего законодательства, нивелировании указанной меры социальной поддержки многодетным гражданам. Ранее, прокуратурой района 24.10.2022 в связи с нарушением законодательства об обеспечении земельных участков в <адрес>, выделенных многодетным гражданам прокуратурой района в адрес главы администрации Сухобузимского района вносилось представление, вместе с тем, несмотря на то, что нарушения администрация Сухобузимского района признала, надлежащие меры к их устранению не приняла.
В судебном заседании помощник прокурора Сухобузимского района Красноярского края Пелисова И.П. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, в качестве материального истца в судебное заседание допущен её супруг ФИО2, который исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил требования прокурора удовлетворить, дополнил, что его семье, как многодетной, был предоставлен земельный участок по <адрес> в <адрес> 10 лет назад. На участке им был построен дом, однако, семья не может в него вселиться, так как до настоящего времени к нему не подведено электроснабжение и водопровод, дороги также нет. Полагает, что 10 лет было достаточно для органов местного самоуправления разрешить данный вопрос. Он неоднократно обращался в ПАО «Россети Сибирь», чтобы подвести электроэнергию за свой счет, но ему выставили сумму 840000 рублей, которая для его семьи неподъемна. Хотя, по его мнению, необходимо установить один столб и протянуть линию электропередачи не более 50 метров, поскольку вдоль <адрес>, с которой пересекается <адрес>, установлены бетонные опоры линии электропередач и к дому № по <адрес> электроэнергия подведена. У него с женой пятеро детей, в настоящее время несовершеннолетних детей двое, один из которых, дочь ФИО5, ребенок – инвалид. Вместе с тем, дочь ФИО3, которой ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет обучается по семейной форме обучения, прикреплена к МКОУ «Сухобузимская средняя школа» и будет в июне 2023 года сдавать экзамены вместе с учениками, обучающими в школе.
Представитель ответчика – администрации Сухобузимского района Красноярского края Москова Ю.Я., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях, согласно которым согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплен следующий вопрос местного значения: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения: топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные полномочия на основании соглашений о передаче полномочий переданы сельскими поселениями Сухобузимского района органам местного самоуправления Сухобузимского района, в том числе администрация Сухобузимского сельсовета передала свои полномочия ответчику по организации в границах Сухобузимского сельсовета электро- и водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Ответчиком организовано в границах Сухобузимского сельсовета электро- и водоснабжение населения следующим образом: проведена работа по планированию и утверждению в границах Сухобузимского сельсовета организации систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, в рамках мероприятий по утверждению генерального плана муниципального образования Сухобузимский сельсовет; принято постановление от 29.04.2019 №359-п «О разработке проектов генеральных планов и проектов внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований Сухобузимский, Высотинский сельсоветы Сухобузимского района Красноярского края»; осуществлена конкурсная процедура в форме открытого конкурса в электронной форме и заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта генерального плана и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района от 16.08.2019 №ОК 42496/19 со специализированной организацией Акционерное общество «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект» на сумму 666000 рублей. В процессе работы, ввиду возникших вопросов, ответчик принял постановление от 11.06.2020 №509-п «О создании согласительной комиссии по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки сводного заключения об отказе в согласовании проекта генерального плана Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края». Перед утверждением Генплана ответчиком было принято и обнародовано постановление от 01.03.2021 №164-п «О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края», с целью учета мнения граждан Сухобузимского сельсовета, в том числе об организации систем электро- и водоснабжения населения. Публичные слушания по проекту генерального плана Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края были проведены 20.04.2021 в населенном пункте <адрес> по адресу: <адрес> (здание сельсовета), начались в 16 часов 00 минут. Согласно протоколу указанных публичных слушаний, ни ФИО1, ни супруг, либо иной представитель ФИО1, не принимали участие в указанных публичных слушаниях. Ни до проведения и ни во время указанных публичных слушаний ни ФИО1, ни супруг, либо иной представитель ФИО1, не направляли предложений и замечаний по проекту генплана Сухобузимского сельсовета, и в частности, не обозначали вопросов к организации систем электро- и водоснабжения населения Сухобузимского сельсовета, которая отражена в графической части генплана на картах инженерной инфраструктуры Сухобузимского сельсовета. Депутатами Сухобузимского районного Совета депутатов генплан Сухобузимского сельсовета был утвержден решением от 29.06.2021 № 8-6/85. Согласно пункту 3.7.1 решения: на I очередь и на расчетный срок строительства проектируется полное инженерное благоустройство всего жилого образования – села Сухобузимское, то есть все здания обеспечиваются централизованным холодным водоснабжением и канализацией. Горячее водоснабжение на I очередь строительства проектируется от индивидуальных водонагревателей. Источниками водоснабжения приняты подземные воды. На расчетный срок строительства проектируются водозаборные скважины. Скважины вынесены выше по направлению грунтового потока жилой зоны района. Над водозаборными скважинами проектируются насосные станции I подъема, оборудованные бактерицидными установками. В необходимых местах установить предохраненную от замерзания запорно-регулирующую арматуру. Водопроводные колодцы проектируются сборные, из элементов железобетонных, согласно ТП 901-09-11.84. Качество воды, подаваемое на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать требованиям ГОСТ Р51232-98 и СанПиН 2.1.4.1074-01. Согласно пункту 3.7.4 решения: сохраняется существующая схема электроснабжения. Подключение новых абонентов выполнить от существующих сетей. Проектом предлагается строительство новых ТП 10/0,4 кВт и ЛЭП 10 кВ. Этапы реализации генплана Сухобузимского сельсовета определены в разделе «Введение» следующим образом: реализация генерального плана осуществляется поэтапно: I очередь – 2030 год, расчетный срок – 2040 год. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг», с целью технологического присоединения к электрическим сетям, гражданам, в том числе и многодетным гражданам – собственникам земельных участков в населенных пунктах Сухобузимского сельсовета – следует обращаться с заявками на подключение в электро-снабжающие организации, действующие на территории структурные подразделения ответчика по вопросу организации водоснабжения. Таким образом, полагает, что отсутствуют доказательства факта бездействия ответчика по организации электроснабжения и водоснабжения на территории Сухобузимского сельсовета, выводы об обратном в исковом заявлении являются безосновательными.
Представитель третьего лица – администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, каких-либо возражений по иску в суд не представил.
Представитель третьего лица – ПАО «Россети Сибирь» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, направил в суд пояснение на исковое заявление, из которого следует, что согласно п. 103 Правил № 861, Договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявители, указанные в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, после завершения процедуры технологического присоединения вправе обратиться к сетевой организации с требованием о предоставлении документов, которые были размещены сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в личном кабинете потребителя, на бумажном носителе, а сетевая организация (гарантирующий поставщик) в течение 30 календарных дней со дня обращения потребителя обязана направить такие документы, подписанные со стороны сетевой организации, на бумажном носителе заявителю. Согласно п. 105 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный п. 103 настоящих Правил. Согласно п. 103 Правил технологического присоединения (в редакции от 21.12.2020), установлено: договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета. Согласно п. 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил (данные из кабинета и переписка с Заявителем прилагаются). В связи с поступившей заявкой ФИО1 Обществом подготовлен проект договора, технические условия, информация размещена в личном кабинете. Однако до настоящего времени оплата заявителем не произведена, в связи с чем договор нельзя считать заключенным. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства. По пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ только в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Пока срок наступления обязательств не наступил, требование о возложении обязательства в натуре удовлетворению не подлежат. Более того, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, согласно пункту 3 статьи 308 ГК РФ. Таким образом, пока договор не заключен, Общество вообще не является его стороной и обязательство осуществить присоединение на Общество не может быть возложено, что в свою очередь не порождает и каких-либо процессуальных прав, и обязанностей Общества в данном процессе, поскольку права и интересы Общества не затронуты, как и не затронуты чьи-либо права из участников процесса действиями Общества в разрезе данного иска.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. На основании ст. ст. 130 и 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу п.1, п.2 ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения. В соответствии с п.4 ч 1 ст.15 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.9 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 вышеназванного Федерального закона). Таким образом, земельные участки гражданам должны выделяться при наличии необходимой инженерной инфраструктуры, и в случае ее отсутствия, органами местного самоуправления совместно с государственными органами субъектов РФ определяется потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, обеспечить электрификацию населенных пунктов обязаны именно органы местного самоуправления. Подтверждает указанную позицию сложившаяся судебная практика (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2021 N88-11645/2021 по делу N 2-398/2020).
Выслушав прокурора, настаивающего на удовлетворении исковых требований, стороны, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьями 39.5, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Красноярского края такой порядок установлен Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Согласно статьям 14, 29.1 поименованного Закона Красноярского края многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, в том числе для целей индивидуального жилищного строительства.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" установлена задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. Пунктом 2 указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 названного Закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в Федеральном законе в области водоснабжения, в данном случае статья 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
На органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения. В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (пункт 1 части 1 статьи 6, часть 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам.
В части 1 статьи 37 Федеральный закон N 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", названный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно ч. 3 ст. 19 указанного Закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, представляющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования Сухобузимского района к вопросам местного значения относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории Сухобузимского района обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в данном случае электро- и водоснабжения населения.
В судебном заседании установлено, что 20.06.2013 Администрацией Сухобузимского района Красноярского края предоставлен ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей и воспитывающей пятерых детей, как многодетной гражданке, безвозмездно в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, общей площадью 1333,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается Постановлением администрации <адрес> от 20.06.2013 №487-п (л.д. 7).
15.07.2013 ФИО1 зарегистрировала право собственности на объект недвижимости – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1333 кв.м., с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № (л.д. 8).
Согласно сведениям администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от 17.03.2023 по адресу: <адрес>, состоят на регистрационном учете с 13.01.2022 по настоящее время: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; жена – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (с ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность, категория: ребенок-инвалид, на срок до 01.01.2031, что подтверждается справкой МСЭ-2016 №0246327 от 18.01.2018.
Согласно справке МКОУ «Сухобузимская средняя школа имени Героя советского Союза Серея Николаевича Портнягина» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зачислена в МКОУ «Сухобузимская СШ» для прохождения промежуточной аттестации экстерном. Период обучения с ноября 2022 года по август 2023 года.
Также установлено, что к земельному участку, выделенному ФИО1, как многодетной семье, на котором семьей построен жилой дом, до настоящего времени не подведено электроснабжение и водоснабжение, чем нарушено право материального истца и членов его семьи на достойные жилищные условия, в связи с чем ФИО1 обратилась в прокуратуру Сухобузимского района Красноярского края с обращением о принятии мер по обеспечению ее жилого дома электро- и водоснабжением.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несмотря на принимаемые ответчиком меры по планированию и утверждению в границах Сухобузимского сельсовета организации систем электро- тепло, газо- и водоснабжения населения, столь длительное (10 лет) не соблюдение требований действующего законодательства по обеспечению инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям в <адрес>, в частности земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства многодетной семье ФИО12, свидетельствует о незаконном бездействии ответчика, ввиду чего исковые требования о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер к организации электроснабжения и водоснабжения к земельному участку с кадастровым №, общей площадью 1333,0 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, выделенному ФИО1, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сухобузимского района Красноярского края в интересах ФИО1 к администрации Сухобузимского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации электроснабжения и водоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сухобузимского района Красноярского края, связанное с непринятием надлежащих мер по организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения и газоснабжения.
Возложить на администрацию Сухобузимского района Красноярского края обязанность по принятию мер к организации электроснабжения и водоснабжения к земельному участку с кадастровым №, общей площадью 1333,0 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, выделенному ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Сухобузимский районный суд Красноярского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Копия верна: судья Сухобузимского
районного суда С.А. Кузнецова