Решение по делу № 2-4068/2017 от 12.09.2017

Дело № 2-4068/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2017 года                                 г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Макарова Владимира Андреевича к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор г. Костромы обратился в суд в интересах Макарова Владимира Андреевича с иском к администрации г.Костромы о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что одинокая мать Макарова В.А. - ФИО1, умерла <дата> Согласно записи акта о рождении от <дата> сведения об отце Макарова В.А. записаны со слов матери. Постановлением администрации г. Костромы от 11.04.2003 г. предприняты меры по сохранению права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> за несовершеннолетним Макаровым В.А. 10 февраля 2017 года заместителем председателя Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома принято заключение о признании факта невозможности проживания Макарова В.А. в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу. Приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 22.02.2017 г. Макаров В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно справке ГП КО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от 17.11.2016 г. по состоянию на 31.12.1998 г. за Макаровым В.А. зарегистрировано право собственности на 1/40 долю в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Также согласно выписке от 18.12.2016 г. из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним у Макарова В.А. имеется доля в праве 1/16 на жилой дом, площадью 131,6 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на недвижимое имущество от 18.11.2016 г. , ФИО5, <дата> г.р., являющийся братом Макарова В.А., имевший регистрацию по месту жительства в <адрес>, подарил принадлежащую ему 1/16 долю в праве собственности ФИО6, которая в свою очередь подарила 1/16 долю ФИО7 На основании справки МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы три человека: Макаров В.А., новый собственник ФИО7 и его совершеннолетняя дочь ФИО8 Согласно экспликации из поэтажного плана <адрес>, ГП КО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ по состоянию на 28.02.2008 г. общая площадь квартиры составляет 27,9 кв.м. В соответствии с выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, указанный жилой дом находится в общей долевой собственности шести собственников. На основании уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области общая площадь данного жилого дома составляет 131.6 кв.м. Согласно справкам МКУ <адрес> «Центр регистрации граждан» в квартирах №№ 1,2,3,4,5 указанного жилого дома зарегистрированы 10 человек. Четверо из них ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11 не имеют долей в праве собственности на указанный жилой дом. В соответствии с этим на каждого проживающего приходится 13.16 кв.м. Вместе с тем, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на доли Макарова В.А. (1/40 доля и 1/16 доля) в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, составляет 11,52 кв.м., что является менее учетной нормы согласно решению Думы г. Костромы от 23.06.2005 г. № 54. На основании изложенного, прокурор г. Костромы просит обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице администрации городского округа г. Кострома предоставить Макарову В.А., <дата> г.р., на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, управление строительства и капитального ремонта администрации г. Костромы, администрация Костромской области, Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома.

В судебном заседании помощник прокурора Шамаева О.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Уточнила, что у Макарова В.А. имеется лишь 1/16 доля в праве на жилой дом, которая не соответствует учетной норме площади жилого мщения, установленной решением Думы г. Костромы от 23.06.2005 № 54.

Истец Макаров В.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации г.Костромы на основании доверенности Мелкумян А.С. исковые требования не признал, суду пояснил, что фактическое проживание материального истца на территории города Костромы не доказано, а также не представлены сведения о фактическом проживании лиц в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Представитель Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Костромы на основании доверенности Мишенева Ю.А. полагала, что требования подлежат удовлетворению, суду пояснила, что Комитетом было установлено, что общая площадь жилого дома, приходящаяся на долю Макарова В.А., составляет 11,5 кв.м., что менее учетной нормы, в связи с чем принято решение о признании невозможным проживание Макарова В.А. в жилом помещении.

Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку обеспечение жильем вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. По состоянию на 22 сентября 2017 года Макаров В.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Департамент финансов Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что требования прокурора обязать администрацию городского округа город Кострома обеспечить Макарова В.А. в первоочередном порядке, т.е. вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. По состоянию на 22 сентября 2017 года субвенции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в объеме 10 497 762 руб. перечислены администрации городского округа город Кострома.

Управление строительства и капитального ремонта администрации города Костромы в судебное заседание своего представителя не направил, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, администрация Костромской области о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Федеральным законом от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищный кодекс РФ.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 №620-5-3KO «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).

Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, включают в себя: 1. формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2. принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; 3. принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; 4. выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Таким образом, городской округ город Кострома наделен государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Как усматривается из материалов дела, Макаров В.А., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Одинокая мать Макарова В.А. – ФИО1, <дата> года рождения, умерла <дата>.

Сведения об отце Макарова В.А. внесены со слов матери (запись акта о рождении Макарова В.А. от <дата>).

Постановлением администрации г. Костромы от 11.04.2003 «Об установлении опеки над несовершеннолетним Макаровым В.А.» опекуном над несовершеннолетним Макаровым В.А. назначена ФИО15 За несовершеннолетним Макаровым В.А. сохранено право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

05 мая 2003 года постановлением администрации г. Костромы ФИО15 освобождена от обязанностей опекуна несовершеннолетнего Макарова В.А., несовершеннолетний Макаров В.А. направлен в государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей.

10 февраля 2017 года заместителем председателя Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома принято заключение о признании факта невозможным проживания Макарова В.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 22.02.2017 Макаров В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Макаров В.А. с 16 декабря 2014 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 25 августа 2010 года за Макаровым В.А. (доля в праве 1/16) признано право общей долевой собственности на жилой дом (после пожара), общей площадью 131,6 кв.м. (литер А, а, а1, а2), инвентарный номер расположенный по адресу: <адрес>, сарай (литер 1), сарай (литер 6), навес (литер 7), ограждения.

В соответствии с п. 2 Решения Думы города Костромы от 23.06.2005 № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы: в отдельном жилом помещении – в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, в коммунальных квартирах – в размере 10 кв.м. жилой площади жилого помещения на одного человека.

Из справки МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрировано трое человек: Макаров В.А., ФИО7, <дата> года рождения и его совершеннолетняя дочь ФИО8, <дата> года рождения.

Из сведений, представленных ГП КО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ, общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес> составляет 27,9 кв.м.

Таким образом, на каждого проживающего приходится 9,3 кв.м. общей площади жилого помещения, что составляет менее учетной нормы, установленной решением Думы города Костромы от 23.06.2005 № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме».

Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю Макарова В.А. (1/16 доля в праве) в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес> составляет 8,23 кв.м., что менее учетной нормы.

Как следует из материалов дела, Макаров В.А. кроме 1/16 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, иных жилых помещений в собственности не имеет, нанимателем либо членом (бывшим членом) семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Принимая во внимание положения действующего законодательства РФ и учитывая наличие у Макарова В.А. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и признания его нуждающимся в получении жилого помещения, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Макарова В.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, является место жительства этих лиц.

    Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Поскольку из материалов дела следует, что истец проживает в городе Костроме, имеет регистрацию по месту жительства на территории города Костромы, суд приходит к выводу, что для Макарова В.А. г. Кострома является постоянным местом жительства, в связи с чем жилое помещение истцу должно быть предоставлено на территории г.Костромы.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Макарову Владимиру Андреевичу, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г.Костромы.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья      В.В. Архипова

Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2017 года.

Судья      В.В. Архипова

2-4068/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макаров В.А.
Прокурор города Костромы в интересах Макарова Владимира Андреевича
Ответчики
Администрация города Костромы
Другие
Департамент по труду и социальной защите КО
Департамент финансов КО
Департамен строительства, архитектуры и градостроительства КО
Администрация Костромской области
Управление строительства и капитального ремонта
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
12.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2017Передача материалов судье
18.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2017Дело оформлено
01.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2018Дело передано в архив
14.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее