Дело № 2-1516/2023
УИД 21RS0025-01-2022-008709-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 апреля 2023 г. город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Мурзина А.П., его представителя – адвоката Бурковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурзина А.П. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решений, обязании включить периоды работы в страховой стаж,
установил:
с учетом уточнения требований, датированных ДД.ММ.ГГГГ, принятых к производству ДД.ММ.ГГГГ, Мурзин А.П. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее также пенсионный орган) о признании незаконными решений в части невключения в страховой стаж периодов работы, обязании включить их в страховой стаж.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду недостижения общеустановленного возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и обращения за пенсией ранее установленного срока (за 1 месяц до наступления пенсионного возраста). При этом пенсионным органом в подсчет страхового стажа не включены периоды работы в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ он снова обратился в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в назначении пенсии по тем же основаниям.
Обращение истца в суд связано с оспариванием указанных решений в части невключения в страховой стаж двух периодов работы в колхозе по тем основаниям, что в это время он являлся членом колхоза, работал полный рабочий день, ему ежемесячно начислялась заработная плата.
В судебном заседании истец Мурзин А.П., его представитель – адвокат Буркова Н.В. требования с учетом уточнения поддержали, пояснили, что в спорные периоды истец являлся членом колхоза; в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, его заработная плата указана суммарно в графе начислений <данные изъяты>; поскольку в <данные изъяты> не может быть 95 дней, а в <данные изъяты> – 188, указанных в справке как количество отработанных истцом человеко-дней, то количество отработанных дней, превышающее 30, относится к предшествующим <данные изъяты> периодам, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их представителей.
Заслушав пояснения стороны истца, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2 статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в статью 8 Федерального закона N 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
На основании части 9 статьи 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые, взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 14 этого же закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1); при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3); Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015"Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В силу пункта 4 указанных Правил при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Мурзин А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду недостижения общеустановленного возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и обращения за пенсией ранее установленного срока (за 1 месяц до наступления пенсионного возраста).
ДД.ММ.ГГГГ он снова обратился в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в назначении страховой пенсии по старости по тем же основаниям. При этом на основании представленных им архивных справок, в том числе архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионным органом в подсчет страхового стажа включена часть периодов работы в колхозе <данные изъяты> по фактически отработанному времени (фактической продолжительности), куда не вошли периоды работы в колхозе <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.
По мнению истца, указанные периоды должны быть включены в стаж, поскольку он являлся членом колхоза, работал в колхозе на постоянной основе полный рабочий день, а отработанные в спорные периоды дни отражены в <данные изъяты>.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В соответствии с Основными положениями о ведении трудовых книжек колхозников, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1975 года N 310, трудовая книжка колхозника является основным документом о трудовой деятельности члена колхоза. Трудовые книжки ведутся на всех членов колхозов с момента принятия их в члены колхоза. В трудовую книжку колхозника должны быть внесены не только сведения о колхознике, но и сведения о приеме его в члены колхоза, сведения о работе и трудовом участии в общественном хозяйстве.
Представленная истцом трудовая книжка не содержит сведений ни о дате ее заполнения, ни о годе вступления Мурзина А.П. в члены колхоза, в ней не отражен установленный для членов колхоза установленный минимум трудодней (человеко-дней).
Таким образом, документально членство истца в колхозе не подтверждено. Показания допрошенных судом свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, работавших в <данные изъяты>, не могут являться надлежащими доказательствами доводов истца в этой части. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что Мурзин А.П. не являлся членом колхоза.
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией <данные изъяты> следует, что истец имел человеко-дни в колхозе <данные изъяты> в следующем количестве, в частности:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В указанном документе записи о работе Мурзина А.П. <данные изъяты> отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 25-11/412 трудодень является мерой затрат труда каждым членом сельскохозяйственной артели в общественном производстве колхоза, определяющей долю каждого колхозника в доходах, распределяемых между членами артели. Учет труда и оценка работ в трудоднях применяются в колхозах с 1930-х годов. Если документами не подтверждено членство в колхозе и в первичных документах колхозника указаны фактические периоды работы или фактически отработанные человеко-дни, стаж учитывается фактически (как наемного работника), т.е. производится подсчет отработанного времени в днях с последующим исчислением отработанных лет и месяцев путем применения правил исчисления трудового стажа с учетом средневзвешенного количества дней в месяце (30 дней), который учитывает особенности всех видов трудовой деятельности, в том числе и членов колхоза. При этом необходимо отметить, что человеко-день является мерой рабочего времени, то есть количество человеко-дней соответствует количеству отработанных дней.
С учетом представленных сведений о конкретном количестве отработанных человеко-дней периоды работы истца в колхозе были включены пенсионным органом в страховой стаж истца по фактической продолжительности, то есть производился подсчет отработанного времени в днях путем применения правил исчисления трудового стажа с учетом средневзвешенного количества дней в месяце (30 дней).
В связи с изложенным, суд считает, что оснований для включения периодов работы в колхозе в стаж в ином порядке не имеется, и отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Мурзина А.П. о признании незаконными решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить в страховой стаж периоды работы: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.