УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Тугулым 30 октября 2020 года
Тугулымский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Крицкой Н.А.,
при секретаре Сауковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-429/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 к Крымскому ФИО6 о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций, признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Свердловской области обратилась в суд с иском к Крымскому ФИО7 о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций, признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию.
В исковом административном заявлении указано, что 15.01.2020 года Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Свердловской области обратилась к мировому судье судебного участка Тугулымского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание транспортного налога, имущественного налога с Крымского Е.В. 17.01.2020 года мировой судья судебного участка Тугулымского судебного района Свердловской области вынес определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Крымский Е.В. являлся плательщиком транспортного налога за 2017 год, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежал легковой автомобиль <данные изъяты> В порядке ст. 363 НК РФ налоговым органом направлено налоговое уведомление № о подлежащей уплате должником суммы транспортного налога за 2017 год, рассчитанного в соответствии с имеющимися сведениями, представленными УГИБДД ГУВД. Согласно указанного уведомления, сумма транспортного налога за транспортное средство за 2017 год составила – 4 132,00 руб. Крымский Е.В. транспортный налог в установленный законом срок не уплатил. В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную (несвоевременно уплаченную) сумму налога налоговым органом за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 15,56 руб. по процентной ставке, равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Межрайонной инспекцией ФНС России № по <адрес> в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи неисполнением обязанности по уплате пени по транспортному налогу Крымскому Е.В. направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 305,32 руб., в том числе пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8,92 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 296,40 руб.
Также Крымский Е.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2017 год, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/6 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Сумма налога на имущество физических лиц за 2017 год составила 34,00 руб. Расчет налога произведен в налоговом уведомлении №. Крымский Е.В. налог в установленный законом срок не уплатил. Ему было направлено требование № об уплате налога и пени. В добровольном порядке требование не исполнено, задолженность по налогу не погашена. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на неуплаченную (несвоевременно уплаченную) сумму налога налоговым органом за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислена пеня в размере 0,13 рублей по процентной ставке, равной одной трехсотой рефинансирования Центрального банка РФ.
На дату подачи настоящего заявления требования инспекции не исполнены, указанные суммы в бюджет не уплачены.
В настоящее время срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по взысканию обязательных платежей и санкций с Крымского ФИО8 истек по причине технического сбоя программного комплекса, используемого налоговым органом в данном периоде. В связи с чем истец просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления в суд о взыскании с Крымского Е.В. обязательных платежей и санкций в общей сумме 4 487,13 руб., взыскать с Крымского Е.В. задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 4 487,13 руб., из них: транспортный налог в сумме 4 132,12 руб., пени по транспортному налогу в сумме 320,88 руб., в том числе пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8,92 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 296,40 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 15,56 руб., налог на имущество физических лиц в сумме 34,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0,13 руб., в случае отказа признать задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 4 487,13 руб. безнадежной к взысканию, взыскать с должника государственную пошлину.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области Рашкевич Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.
Административный ответчик Крымский Е.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив в полном объеме материалы административного дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованию № истекал 17.07.2019 года, по требованию № истекал 27.09.2018 года, по требованию № истекал 18.06.2016 года, вместе с тем, к мировому судье судебного участка Тугулымского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 15.01.2020 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока, возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, Межрайонная ИФНС России № 19 по Свердловской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Доказательств, подтверждающих соблюдение установленного законом срока на обращение в суд, своевременность обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом не представлено.
Не представлено административным истцом и доказательств, наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок.
Ссылка административного истца на технический сбой программного комплекса автоматизированной системы налогового органа не может являться уважительной причиной пропуска срока обращения в суд. К тому же, соответствующих доказательств этому налоговый орган не представил, равно как и не указал на то, каким образом данное обстоятельство могло воспрепятствовать своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Соблюдение срока на обращение в суд с административным иском после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует, поскольку заявление о вынесении судебного приказа было направлено в суд по истечении шестимесячного срока, установленного законом.
Таким образом, у административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в установленные сроки, следовательно, налоговым органом срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, был пропущен без уважительных причин.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Свердловской области к Крымскому Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворению не подлежат.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания задолженности по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 4 487,13 руб. безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации. К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164 утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее Порядок).
Согласно Порядка налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно (приложение N 1 к Порядку), в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (п.3).
Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам принимается в течение одного рабочего дня со дня оформления справки, указанной в пункте 3 Порядка (п.5).
Таким образом, согласно Порядку, налоговый орган самостоятельно принимает решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 19 к Крымскому ФИО9 о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций на сумму 4 487,13 руб., признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тугулымский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Крицкая Н.А.