Дело № 2а-342/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года г.Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Бабушкин С.А.,
при секретаре Кавунове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Куковинец ФИО9 к Администрации г.Бийска о признании незаконным решения и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Куковинец С.В. обратилась в суд с указанным иском к административному ответчику Администрации г.Бийска и просила признать незаконным решение Администрации г.Бийска от 10 августа 2018 года №20 об отказе в признании Куковинец С.В., составом семьи из 2 человек, малоимущей, в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилым помещениях, предоставляемых до договорам социального найма; возложении обязанности включить в список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.
Требования мотивированы тем, что на основании письма Администрации г. Бийска № 2403/02 от 13.08.2018 г. полученным 18.08.2018 г. она была уведомлена о том, что решением жилищной комиссии Администрации г. Бийска от 10.08.2018 г. № 20 ее семья составом из двух человек, в соответствии с регламентом от 25.01.2017 г. № 88 «Признание граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование принятого решения администрацией указано на то, что согласно выписки из Росреестра от 07.08.2018г. № за ней 28.03.2014 г. зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/2 долю на жилой дом по <адрес>, кадастровая стоимость которой составляет 461 036,55 рублей, то есть по 230 518,28 рублей на каждого члена семьи.
Стоимость имущества, находящегося в собственности ее семьи и подлежащая налогообложению, выше величины порогового значения (30 000 рублей на каждого члена семьи), установленного Постановлением Администрации города Бийска от 16.07.20007 г. №1458 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Указанное решение административный истец просит признать незаконным по следующим основаниям.
На основании договора купли-продажи от 24.03.2014 г. ей принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.03.2014 г. сделана запись регистрации №.
На основании нотариальной сделки № от ДД.ММ.ГГГГ 1/ 2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес> край принадлежит умершему ФИО2.
08 декабря 2014 года в данном жилом доме произошел пожар. На основании заключения
о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома от 04.08.2015 г. №133 выданным ООО «Промгражданпроект» межведомственной комиссией было принято заключение № 576 от 24.11.2016 г. о признании жилого дома по <адрес> край аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Бийска № 2897 от 27.12.2016 г. жилое помещение расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес> признано не пригодным для проживания, при этом администрация г. Бийска о дальнейшей судьбе жилого дома, реконструкции или сносе, решение не приняла.
Несмотря на то, что, по мнению истца, она имеет право быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с признанием дома по <адрес> не пригодным для проживания, более того данный дом не только признан аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу, но и фактически в настоящее время не существуют.
Снятие с кадастрового учета жилого дома по <адрес> и прекращении на него право собственности возможно при наличие всех собственников жилого помещения, что в настоящее время невозможно в связи со смертью собственника 1/2 доли ФИО2
В судебное заседание административный истец Куковинец С.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела была извещена надлежащим образом. В судебном заседании 19.12.2018 года требования поддержала и пояснила, что дом на два входа и пожар был в половине дома Часовских. В настоящее время в доме она не проживает, и сдает его знакомым, которые в нем проживают.
Представитель административного истца Светлаков С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, по обстоятельствам, изложенным в тексте административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Администрации г.Бийска Усольцева И.В. в судебном заседании требования истца не признала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве, который приобщен к материалам административного дела.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска" не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела, извещен надлежащим образом.
Суд, в соответствии с ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ), определил рассмотреть административное дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено из материалов дела административным истцом обжалуется решение жилищной комиссии Администрации г.Бийска №20 от 10 августа 2018 года. С административным исковым заявлением истец обратился в Бийский городской суд Алтайского края, согласно оттиска штампа почты России, 07 ноября 2018 года, соответственно установленный трехмесячный срок обращения в суд с требованием о признании решения незаконным истцом не пропущен.
Разрешая требования административного истца по существу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их прав и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Из анализа указанных положений следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов административного дела установлено, что Куковинец С.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником ? доли жилого дома по <адрес> в <адрес>. Согласно ответу Бийского отдела ФГУП «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» установлено, что собственником второй ? доли является ФИО2
В доме по <адрес> по данным домовой книги, зарегистрированы административный истец Куковинец С.В. и ее дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Куковинец С.В. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о признании ее семьи малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Решением жилищной комиссии от 10.08.2018 № 20 административному истцу было отказано в признании малоимущей в связи с превышением порогового значения стоимости имущества.
Основанием для отказа послужило то, что для признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений установлено пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности в размере 30 тысяч рублей на каждого члена семьи. Стоимость имущества, находящегося в собственности административного истца, выше величины порогового значения: кадастровая стоимость жилого дома по <адрес>, согласно данным Росреестра составляет 922073,1 руб., из чего следует, что стоимость ? доля имущества, принадлежащего Куковинец С.В. на праве собственности, составляет 461036,55 руб. и приходится по 230518,28 руб. на каждого члена семьи.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Тем самым законодателю предписано определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрел, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Законом Алтайского края от 06 июля 2006 года N 60-ЗС "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", постановлением Администрации г.Бийска от 10.01.2017 года №5 решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2007 года N 534 "Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений" установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда).
Постановлением Администрации города Бийска от 16.07.2007 № 1457 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» установлено пороговое значение стоимости имущества, находящегося у заявителя в собственности в размере 30 тысяч рублей на каждого члена семьи.
Согласно кадастровому паспорту жилого дома по <адрес> его кадастровая стоимость составляет 922073,10 руб. исходя из ? доли принадлежащей истцу, стоимость жилого помещения составляет 461036, 55 руб., соответственно по 230518, 28 руб. на каждого члена семьи, что значительно превышает норму, установленную Постановлением Администрации города Бийска от 16.07.2007 № 1457 для признания семьи административного истца малоимущими.
Довод административного истца о том, что жилой дом непригоден для проживания, в связи с произошедшем пожаром, несостоятелен по следующим основаниям.
Согласно подп.1, 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела установлено, что 08.12.2018 года в жилом доме по <адрес>. 15 <адрес> произошел пожар.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.012006 года № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», на основании заключения о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № выданного ООО «Промгражданпроект», межведомственной комиссией Администрации <адрес> было принято заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома по <адрес> край аварийным, непригодным для проживания».
Постановлением Администрации г. Бийска № 2897 от 27.12.2016 г. жилое помещение расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес> признано непригодным для проживания.
В силу п.2 ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом в постановлении №2897 администрацией г. Бийска и признании жилого дома аварийным и непригодным для проживания, дальнейшие действия не разрешены: подлежит ли он сносу, либо реконструкции.
На основании ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Сведений об обжаловании постановления администрацией г.Бийска №2897 от 27.06.2016 года, как и сведений об оспаривании кадастровой стоимости, и установлении иной стоимости жилого помещения стороной истца не представлено.
Довод административного истца о том, что жилого дома по <адрес> в настоящее время не существует, в связи с произошедшем пожаром опровергается материалами административного дела.
Согласно акту визуального обследования от 17.12.2018 года на земельном участке по <адрес> расположен объект капитального строительства – жилой дом (дом на два хода). Часть дома расположена западнее, имеет частичное разрушение крыши, окна и двери отсутствуют. В части дома, расположенной на восточной стороне земельного участка топится печь, подключено электричество, имеются домашние животные. Также на участке имеются постройки. Кроме того, из пояснений административного истца, данных в судебном заседании установлено, что в данном доме проживают квартиранты.
Принимая во внимание, что постановлением администрацией г.Бийска №2897 от 27.06.2016 года жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, без указания дальнейших действия: реконструкция либо снос. Его стоимость составляет по 230518,28 руб. на каждого члена семьи. Жилищной комиссией Администрации г.Бийска законно вынесено решение от 10.08.2018 года №20 о не признании Куковинец С.В. составом семьи 2 человека малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, таким образом, требования о признании незаконным указанного решения удовлетворению не подлежат.
Поскольку требование о возложении обязанности на ответчика, является производным от требования о признании решения незаконным, следовательно, оно также удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Куковинец ФИО10 к Администрации г.Бийска о признании незаконным решения и возложении обязанности, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья С.А. Бабушкин