Дело № 2-516/2016
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 мая 2016 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием истца Касаткиной Е.Ю.,
представителя истца Касаткиной О.Н.- ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Еремеевой М.Н., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по иску Касаткиной О. Н., Касаткина М. Ю., Касаткиной Е. Ю. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились с иском в суд к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Касаткину О. Н., Касаткина М. Ю., Касаткину Е. Ю. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, выделить семье в указанном составе социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения для переселения в избранный для проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и при выделении средств из федерального бюджета заключить договор на предоставления социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, мотивируя свои требования тем, что Касаткина О.Н. является собственником дома по <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Истцы зарегистрированы и проживают на жилой площади. По сведениям Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» дом деревянный, ДД.ММ.ГГГГ постройки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет процент износа № %. Дом находится на горном отводе. В № Касаткиной О.Н. были собраны необходимые документы для получения социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к главе Администрации Кизеловского муниципального района по данному вопросу, ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ о том, что документы представлены в полном объеме, протокол по изменения списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, будет формироваться при наличии финансовых средств. До настоящего времени семья не включена в список на переселение, социальная выплата не представлена.
В судебном заседании истец Касаткина Е.Ю., настаивая на исковых требованиях по заявленным доводам, <...>
В судебное заседание истцы Касаткина О.Н., Касаткин М.Ю. не явились, надлежащим способом извещены о дне слушания дела, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают.
В судебном заседании представитель истца Касаткиной О.Н.- ФИО1 поддержала исковые требования, считает, что у истцов возникло право на переселение, поскольку дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте на основании заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ». Истцы проживали и были зарегистрированы по <адрес> на момент ликвидации шахты «им. Ленина», иного жилья не имеют.
Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Еремеева М.А. исковые требования не признала из-за отсутствия финансирования по Программе, право истцов на переселение не оспаривает, поскольку они соответствуют всем критериям получателей социальной выплаты.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению..
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) является актом уполномоченного органа государственной власти Министерства энергетики РФ, которое является главным распорядителем средств государственной поддержки на реализацию программ местного развития. Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) в редакции приказов Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 года № 308 и от 27.06.2002 года № 194 является действующим, по заключению Министерства юстиции РФ в государственной регистрации не нуждается, следовательно, вводится в действие с даты его утверждения и устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты).
Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения.
Как следует из вышеуказанных нормативных актов, социальная выплата предоставляется на семью.
Также из выше приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснять, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении.
Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Жилищный кодекс РФ относит к членам семьи собственника жилого помещения следующих лиц, совместно проживающих с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении: его супруга, родителей, его детей ( в том числе усыновленных в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях- иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника. Непосредственно членами семьи собственника они не являются, такие лица обладают лишь правом пользования жилым помещением наравне с членами семьи. При этом, подразумевается, что члены семьи собственника вселены в жилое помещение собственника на основании его заявления и постоянно зарегистрированы в установленном законом порядке. Члены семьи собственника постоянно зарегистрированные в его жилом помещении, обладают только правом пользования таким жилым помещением, пусть наравне с собственником, но они не могут в силу закона распоряжаться имуществом- жилым помещением собственника. Иными словами, члены семьи собственника вправе проживать в таком жилом помещении, обеспечивая его сохранность.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ на шахте «им. Ленина» непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно приказу № 157 от 13.06.1997 года Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь», директору шахты предписано прекратить с 16 июня 1997 года работы по горно-подготовительным выработкам на шахте «им. Ленина».
Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" определяет основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области. Особенности, определяющие государственную политику в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), заключаются, также в следующем: ликвидация организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) вследствие отработки запасов угля (горючих сланцев) или неэффективности указанных организаций приводит к высвобождению работников, не подготовленных к выполнению другой профессиональной деятельности, и обусловливает необходимость принятия особых мер по их социальной защите.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что датой ликвидации шахты «им. Ленина» является 16.06.1997 года.
Истцы зарегистрированы по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается сведениями домовой книги приписки граждан.
Дом по <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права принадлежит на праве собственности истице Касаткиной О.Н.
Право собственности на указанное домовладение возникло у Касаткиной О.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она унаследовала дом после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом и строения принадлежали ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство после смерти ее матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кизеловской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ по реестру №, зарегистрированного в Бюро технической инвентаризации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Судом достоверно установлено, что истцы право собственности либо право пользования иными жилыми помещениями по каким-либо основаниям с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не приобрели, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Губахинского филиала ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края", сведениями нотариуса Кизеловского нотариального округа, из которых следует, что наследственного дела к имуществу умершего ФИО1 не имеется.
Проанализировав изложенное, суд считает, что на дату ликвидации шахты «им. Ленина» истцы были зарегистрированы и проживали в жилом помещении по <адрес>, указанное домовладение по заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» признано ветхим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной организации угольной промышленности и подлежащим сносу, истцы были вселены на жилую площадь в качестве членов семьи собственника ФИО2, после ее смерти истица Касаткина О.Н. сама стала собственником дома, другого жилого помещения семья истцов не имеет. Дом по <адрес> являлся постоянным местом жительства истцов, которые из-за его состояния вынуждены снимать жилье, что не свидетельствует о том, что Касаткины выехали на иное постоянное место жительства, каким либо образом улучшили свои жилищные условия, в том числе приобрели право пользования иным благоустроенным жилым помещением. По мнению суда, право истцов должно быть защищено и не может поставлено в зависимость от того, что в настоящее время дом находиться в полуразрушенном состоянии, Касаткины до настоящего времени сохраняют регистрацию на жилой площади. Таким образом, Касаткину О.Н., Касаткина М.Ю., Касаткину Е.Ю. следует включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения взамен сносимого.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам. Суд считает, что семья Касаткиных вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении.
Истцам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, должна составлять на одного человека 18 кв.метра на состав семьи из 3-х человек и более.Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерациии является неизменным до момента приобретения жилья.
Таким образом, суд удовлетворяет требования истцов, их следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизел, и при выделении средств из федерального бюджета заключить договор на предоставление социальной выплаты.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Касаткину О. Н., Касаткина М. Ю., Касаткину Е. Ю. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Касаткиной О. Н., Касаткину М. Ю., Касаткиной Е. Ю. социальную выплату на семью, состоящую из трех человек: Касаткина О. Н., Касаткин М. Ю., Касаткина Е. Ю., для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района при выделении средств из федерального бюджета заключить с Касаткиной О. Н., Касаткиным М. Ю., Касаткиной Е. Ю. договор на предоставление социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.В.Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева
Подлинный документ подшит
в гражданском деле № 2-516/2016
Кизеловского городского суда
Пермского края